Новый дом искусств

6 / 2021    RU
Коттеджный поселок «Морской берег» открыл на своей территории новое event-пространство. «Дом в Морском» стремительно начал свой путь 17 апреля с показа II выставки современной живописи «Выход из черного квадрата».

«Морской берег» находится рядом с поселком Ленинский. Это тихое место на берегу Оби, вдали от городского шума и суеты. Локация имеет репутацию элитной, и, казалось бы, местные жители должны ревностно беречь свой покой на охраняемой территории в окружении прекрасных сибирских пейзажей. Но активные жители «Морского» умеют удивлять! Новый выставочный зал — это не первый их масштабный проект. В августе 2014 года открылся спортивный комплекс «АркА», изначально рассчитанный не только на местных жителей, но и на гостей из соседних поселков. Он был построен по инициативе частного предпринимателя, девелопера Олега Шоркина, как и event-пространство «Дом в Морском». Олег Шоркин по совместительству выступает главным организатором выставки «Выход из чёрного квадрата» в Новосибирске.

«Дом в Морском» — ещё один шаг в развитии пригородной инфраструктуры для тех, кто предпочитает жить на природе. Когда мы строили в «Морском береге» спорткомплекс, нас спрашивали: «Где вы в этой деревне возьмете такое количество клиентов?» Но нет, этот проект окупаемый. Да он и не может быть убыточным, раз здесь живут люди, чей образ жизни связан с этим замечательным местом. Что касается нового event-пространства: в этом населенном пункте уже 20 лет нет ни одного общественного пространства, кроме актового зала в школе. А ведь здесь постоянно живут порядка 8 тысяч человек, и единственное место, где они могут собраться, это сельпо или пивнушки. Получается, что дефицит мест для организации культурной жизни колоссальный. И, в свою очередь, отсутствие таких пространств приводит к тому, что люди уже не верят, что и за городом есть возможность говорить об искусстве, созерцать искусство, заниматься искусством. Но я уверен, что «Дом в Морском» будет востребован. Только за сегодняшний день у меня было порядка десятка предложений от гостей по мероприятиям, а ведь никакой рекламы мы не давали. Мы просто провели первую выставку, и подтянулись в перспективу театральные постановки, музыкальные концерты, семинары, тренинги. Если мы можем сделать то, что будет интересно и другим территориям, то зачем себя ограничивать?» — рассказывает Олег Шоркин.
Олег Шоркин, частный предприниматель, девелопер

Выставочное пространство находится практически по соседству со спорткомплексом, тем самым образуя некий культурный центр поселка. Сам зал круглый, с белыми стенами, распространяется на два этажа. В помещении много света и воздуха, что сыграет в плюс любой выставке или спектаклю, так как пространство не будет перетягивать на себя внимание. В этот раз стены захлестнули краски картин разного толка — от родственных абстракциям, поп-арту и сюрреализму до реализма и неопримитивизма. Впервые международный проект «Выход из черного квадрата» был проведен в Москве в октябре 2019 года в Трехгорной мануфактуре. Теперь же сибирские художники создали высказывания на тему дальнейшего развития традиционных медиа в современном искусстве и представили свое видение новых направлений, выбрав за точку отсчета условный «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Идеолог и соучредитель выставки Олег Гольдман вместе со своей дочерью запускали этот проект в Москве как эксперимент. Год проходила подготовка, затем 20 молодых художников, трое из которых иностранцы, представили свои варианты выхода из «Черного квадрата». Так как один из участников выставки был из Франции, в 2020 году планировалось повезти всю экспозицию в Париж, но границы центра мирового искусства были закрыты. Однако, как метко выразился Олег Шоркин, второй центр мирового художественного искусства в селе Ленинском «Морского» сельсовета открыт и имеет все условия, чтобы принять выставку международного уровня.

«Один из высокопоставленных чиновников меня осторожно спросил: «Ты думаешь, это правильная идея выставки, своевременная?» Тема действительно провокационная, ведь «выход» или «переход» не всегда происходит плавно, без проблем. Люди больше любят стабильность. Политические деятели следуют за людьми. Но тут нечего опасаться. «Черный квадрат» — это некий тупик, в который в своей жизни рано или поздно упирается любой человек, а если смотреть глобально, то и любое общество. Это нелёгкая, болезненная ситуация, которую необходимо преодолеть. Есть такой фильм, называется «Красота по-американски». В нём, мне кажется, рассказывается о тупиках жизни в одноэтажных спальных районах Америки — серость как она есть. Мы от Америки в этом смысле не отличаемся. Это тоже «Черный квадрат», из которого надо выходить», — комментирует Олег Шоркин.

В числе участников выставки как именитые художники, так и совсем молодые творцы. Экспозицию сформировали более 30 авторов из Москвы, Новосибирска, Омска, Томска и Красноярска. Среди них известные в нашем городе художники: Константин Скотников, Константин Еременко, Андрей Курченко, Вячеслав Мизин. Кураторами новосибирских авторов выступили антрополог, ректор Новосибирского открытого университета Роман Шамолин и художница Ольга Корякина. Когда проходишь по залу, бросается в глаза то, насколько широк диапазон трактовки заданной темы. На выставке работала команда жюри, которая определяла «золотой фонд» для дальнейшего экспонирования. В составе жюри были: Дмитрий Барановский (арт-менеджер, Москва), Марго Морева (куратор и арт-менеджер проекта «Art week», Новосибирск), Елена Здорова (соучредитель онлайн-галереи «Гвоздь», Новосибирск), Олег Гольдман и Олег Шоркин. Наивысшие оценки получили работы Константина Еременко «Малевич объясняет смысл «Черного квадрата» политбюро» и Ольги Парыгиной «С широко закрытыми глазами».

Если мнение зрителя не совпадало с мнением жюри, он мог найти своё настроение в других работах. С черного полотна Софьи Ялаловой пронзительным взглядом смотрит женщина, скрытая покровом тени. На картине Захара Корягина «Вышел и зашел как следует» в духе экспрессионизма причудливо разлились яркие краски. Сидорова Ксения работой «Новое лицо содержания» пошла наперекор Малевичу с присущим ему отсутствием смысла и сделала ретроспективу к смысловому присутствию.
Константин Еременко. «К. Малевич объясняет тов. Урицкому и членам политбюро ЦК РКП(б) смысл «Черного квадрата», Москва 27.05.1918»

В программе открытия выставки были мини-лекции экспертов в областях искусствоведения и философии, выступления музыкантов, а также дискуссия художников, кураторов и гостей по теме выставки на основе представленных картин.

Одна из участниц дискуссии Гусева Елена Семеновна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории культуры и искусств ГИ НГУ прокомментировала феномен «Черного квадрата» с позиции эксперта: «Малевич делал эскиз декораций к спектаклю «Затмение солнца», и вот он нарисовал затмение. Позже ему нужно было принести какую-то картину на выставку, он вспомнил, что у него есть декорация, поверх нее намалевал чёрный квадрат и все. Я не думаю, что он сам вкладывал какие-то скрытые смыслы — их породило то арт-сообщество. Казалось бы, это просто квадрат, но сегодня, в 21 веке, он вбирает в себя наши рефлексии и заставляет обсуждать себя, интерпретировать, искать разгадки, которых, возможно, нет. Это происходит потому, что «Квадрат» рикошетом отсылает нас
к нам самим».
Ольга Парыгина. «С широко закрытыми глазами. Замирание»

Многие посетители были единогласны в том, что «Черный квадрат» Малевича замылен и не соответствует духу времени, особенно в эпоху интернета, когда актуальность поймать за хвост еще сложнее. Но тем и интереснее задача для художников.
Возможно, в будущем история выставки приобретет новые витки, ведь эпоха дигитализации, слияние
технологий и искусства, постепенно выносит артефакты на другие уровни представления и восприятия. Точно так же и историю «Дома в Морском» которая только начала писаться, ждет множество экспериментов, которые хозяева пространства с радостью готовы здесь воплотить.

Куратор выставки Роман Шамолин поделился своими мыслями на этот счет: «Современное искусство отличается от классического тем, что должен быть смысловой бэкграунд. То, что мы пытаемся здесь сделать — это как раз создание такой разговорной площадки, создание бэкграунда. В целом, идея очень зачётная: привозить из центра интеллектуалов, художников, вроде как на периферию — получается такой загородный арт-особняк. Уже немного поднадоело, что всё самое интересное происходит в центре. А это новая территория и новые смыслы обязательно получат здесь своё развитие».

Текст: Виктория Шестакова