По Щукиной веленью

6 / 2021     RU
По Щукиной веленью
Елена Щукина историк, директор МАУК «Музей Новосибирска», обладатель награды Главы Российского императорского дома – медали Святой Анны
Популяризируя историю повседневности, молодой Музей Новосибирска за короткое время стал одной из узнаваемых культурно-просветительских площадок страны, задающей новые стандарты работы в музейной деятельности. О том, какую роль в этом играет коллективная идентичность и почему для современного музея забытые вещи с чердака имеют такое же первостепенное значение, как и цифровые технологии, рассказала директор музея Елена Щукина.

СНАЧАЛА БЫЛ КОСМОС

Почти тридцать лет назад, когда Музея Новосибирска ещё не было, в городе работал небольшой мемориальный центр имени Ю. В. Кондратюка, который своими силами вели несколько человек. В 1995 году, после почти 15 лет декрета с тремя детьми, я устроилась сюда на работу. С тех пор мы активно собираем материалы и предметы, относящиеся к новосибирскому периоду жизни гениального изобретателя, исследователя космоса, автора знаменитой идеи полёта к Луне.
Но чем ближе мы узнавали про деятельность учёного в Новосибирске, тем глубже погружались в историю самого города. В какой-то момент мы осознали, что готовы выйти за рамки только лишь музея имени Кондратюка. Идею переименования учреждения в «Музей Новосибирска» в 2010 году поддержал Департамент культуры, спорта и молодёжной политики мэрии.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ 

Создание нового музея поддержали тогда многие видные деятели города, например, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, писатель Владимир Шамов. Но были те, кто говорил: для чего вы появились, ведь уже есть Краеведческий музей — вот у них коллекции, а вам-то что собирать и показывать? Конечно, мы понимали, что недостаточно просто повесить табличку «музей» и тут же им стать. О постоянной экспозиции думать тоже было рано. Тогда мы решили брать темы, которые до нас никто на похожих площадках не развивал. Так состоялась выставка «Город астрономии», рассказывавшая об отношениях новосибирцев и астрономической науки, которые оказались очень яркими и плодотворными. С большим успехом прошла экспозиция «Забавы городской детворы», представлявшая досуг детей, живших 50, 70 и 100 лет назад. Каждый день это мероприятие посещало примерно 200 человек! Поначалу экспонаты мы искали по своим знакомым, но уже после первых выставок в музей стали обращаться сами горожане. Вот так у нас появилось ставшее уже легендарным «свадебное мыло» ручной работы, подаренное одной семье на свадьбу в начале двадцатого века. Представляете, оно пережило Гражданскую и Великую Отечественную войну, дефицит 80-х и осталось нетронутым!
Или вот недавно женщина нам портфельчик принесла с улицы Советской, там кто-то его до мусорки не донёс, у подъезда оставил. А в портфельчике тетрадки по ботанике, по Конституции ученицы школы № 22 за 1942 год.
Такая история повседневности, которую мы рассказываем через понятные и близкие каждому вещи, не вызывает отторжения. Каждому человеку интересно и важно проследить свою историю. Людям хочется знать, во что играли дедушки и бабушки, когда были детьми, куда ходили на свидания, что покупали в магазинах. Поэтому каждый предмет или же воспоминание о нём владельца мы стараемся сберечь для других поколений.
Мы собираем и современную хронику Новосибирска: фотографии, видеоматериалы, информацию. Но вот вопрос: какие выбрать вещи для архива, чтобы в каком-нибудь 2068 году сделать выставку про 2021 год? Жизнь так быстро меняется, что реально задумаешься над тем, что стоит оставить для будущего?

ГОРОДСКИМИ МАРШРУТАМИ

Когда мы начали в 2010 году водить экскурсии по Новосибирску, мы хотели, чтобы они были особенными. Мы были новичками на этом рынке. Но я горжусь своими сотрудниками-экскурсоводами — Константином Голодяевым, Евгением Антроповым, Еленой Воротниковой, Любой Писаревой, Игорем Костолевым, которые смогли сделать продукт уникальным. Думаю, популярность ребят объясняется даже не столько оригинальным подходом к подаче информации, сколько способностью погружать слушателей в контекст времени, о котором они говорят.
Отношение к экскурсиям в нашей стране стало меняться, наконец-то принят закон, который с июля следующего года обязывает всех гидов проходить аккредитацию, подтверждающую уровень их квалификации. Надзор за деятельностью уже аттестованных специалистов поручат региональным органам госвласти. Я считаю это правильным, потому что рассказывать про город должен тот, кто его хорошо знает. В этом году мы планируем запустить вместе с НГТУ школу гидов, в которой будем проводить подготовку и стажировку практикующих экскурсоводов. Хотелось бы также развить направление аудиогидов, которое сейчас очень востребовано, поскольку многие люди предпочитают индивидуальные экскурсии коллективным. Планируем записать несколько аудиопрогулок с оригинальными шумами: например, а звуком проходящего поезда, пароходного гудка или мычания коровы — там, где это нужно по смыслу. Некоторые наши старые ролики доступны на платформе izi.travel, но скоро там появятся и новые.

НОВОСИБИРСК ВРЕМЁН НЕОЛИТА

То, что цепочка городских символов замкнулась на трёх объектах: зоопарк, Академгородок и Оперный театр — следствие поверхностного восприятия истории сибирского мегаполиса. Если копнуть глубже, как это сделали археологи в зоне строительства микрорайона «Европейский берег», то появляются уже другие, не менее значимые объекты, раскрывающие Новосибирск с неожиданной стороны. Протоистория этого места, судя по найденным артефактам, берёт начало ещё в эпохе неолита, с древних поселений на берегу Оби, следы которых сохранились до наших дней.
Уникальна и, к сожалению, недостаточно изучена территория деревни Кривощёково, с которой, по сути, ведётся летопись города. Нам бы хотелось снять документальный фильм о том, как был устроен быт кривощёковцев, реконструировать картины той жизни. Например, воссоздать какую-нибудь похлёбку, которая варилась в те времена в каждом жилище.
Если в каждом времени находить свои символы и рассказывать о них людям, отношение к Новосибирску и его истории начнёт меняться.

ЗАКАТ ЭПОХИ ШИКАЮЩИХ БАБУШЕК

Современный музей всегда неожиданный в своём развитии. Работать по старинке, то есть оставаться типичным хранилищем ценностей со строгими правилами посещения сегодня никому не интересно. Это понимают даже площадки уровня Эрмитажа и Третьяковской галереи, которые только за счёт собственных фондов могли бы вообще ничего не делать. Тем не менее там постоянно генерируются какие-то безумные проекты, типа «Путешествия с Эрмитажным котом» или онлайн-экскурсии с Сергеем Шнуровым, которые тут же становятся центром внимания и притяжения тысяч гостей и миллионов зрителей в онлайн.
В этом году мы наконец-то доросли до постоянной экспозиции, которая будет посвящена кривощёковскому периоду. Совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН начинаем создавать интерактивную площадку с квестами для посетителя. Например, человек сможет примерить на себя образ крестьянина, портового работника или зажиточного горожанина и в соответствии с выпавшим амплуа — выполнять определённые задания.

За 10 лет количество людей, посетивших уличные экскурсии,
увеличилось в два раза. В 2019 году в наших прогулках приняли участие 20 000 человек

В обозримом будущем мне бы хотелось интегрировать проект аудио- и видеопрогулок в какой-нибудь электронный картографический справочник, чтобы одним прикосновением к объекту на экране человек тут же получал познавательную информацию об этом месте.
Ждёт своего часа идея большой электронной энциклопедии «Весь Новосибирск», которую мы могли бы постоянно пополнять новыми сведениями об исчезающих с карты города объектах прошлых столетий, о предприятиях, которые работали раньше. Ведь многое уже потеряно безвозвратно, как, например, музей Завода точного машиностроения, который выпускал элементы для советского лунохода.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОТА

Моей маме 93 года. Она вообще не понимает, чем я занимаюсь на работе и почему не ухожу домой в шесть. Вот типичный наш диалог:
– Что ты сегодня делала?
– К выставке готовилась.
– Открыла?
– Да.
– А что теперь делаешь? (Смеётся.)
Ну, вот как объяснить, что объём работы в музее совершенно безумный? Я не могу уйти домой раньше девяти, потому что хочется всё успевать. А как только руки доходят до одного проекта, тут же надо браться за другой, третий и так далее. Я благодарна своей команде за поддержку и неравнодушный, креативный подход к делу. Вместе у нас получается делать интересные выставки даже в условиях ограниченного бюджета и отсутствия витрин с шикарными экспонатами. Вот эта погружённость в постоянный творческий поиск наполняет музей жизнью.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев