Высокие технологии нуждаются в высокой культуре

6 / 2021     RU / ITA
Высокие технологии нуждаются в высокой культуре
Франческо Сансоне президент компании Valore Consulting
До недавнего времени этика рассматривалась в том же ключе, что и устойчивое развитие, в виде качественного показателя, больше связанного с видением владельцев бизнеса, и считалась тормозом экономического развития и роста. Однако сегодня, так же, как и устойчивое развитие и бережное отношение к окружающей среде, этика воспринимается с большей серьёзностью и ответственностью.

Почётным гостем 19-й встречи участников бизнес-клуба Valore стал профессор Джанкарло Паллавичини, экс-советник российского лидера Михаила Горбачева, известный экономист, основоположник концепции маркетинга и член Российской академии естественных наук.

Джанкарло Паллавичини, экономист, писатель, цитируемый крупнейшей итальянской универсальной «Энциклопедией Треккани»:

Я спрашиваю себя, может ли динамика, усиленная пандемией, выявившей хрупкость человеческого труда в сравнении с умной машиной, увеличить риск полного уничтожения людей технологическим развитием, которое абсолютно не считается с человеческими ценностями и его культурной и природной средой. Боюсь, что отсутствие культурного, философского и трансцендентного посредничества для таких верующих, как я, может затруднить достижение благих целей, однако всё же было бы целесообразно постоянно переосмысливать, адаптироваться к новым ситуациям.
Сегодня у нас есть социальные сети, способные влиять на экономические привычки людей, политические пристрастия и социальное поведение. Уже сейчас видны последствия видения себя не в качестве автономных субъектов, а в виде взаимосвязи экзистенциальной биологической сущности и искусственного этнологического инструмента. Таким образом, мы потеряли способность реального восприятия себя, блуждаем по вселенной информации, управляемой алгоритмами, способными запоминать опыт и модифицироваться без вмешательства человека.
Эти алгоритмы умеют интерпретировать прошлые события каждого пользователя, его склонности и предвосхищать его будущие действия.
В результате взаимосвязи антропологии с научно-техническим прогрессом, лежащим в её основе, человек, считавшийся хозяином Земли, расположенной в центре Вселенной, теперь потерял своё центральное место в биологической сфере, вплоть до исчезновения индивидуальности как будто бы под влиянием бессознательного по идеям Фрейда.
Чтобы сохранить правильное восприятие себя самих и самостоятельно строить своё будущее, по моему мнению, необходимо сохранить свои корни и обособить мировоззрение, определяющее наше мышление, от закодированного интеллекта, связанного, в свою очередь, с алгоритмическим кодом. Мы также должны реформировать наши школы, чтобы они, под воздействием настоящего исторического духа, пробуждали в нас жизненные силы и соки и со временем привели нас к правильному пониманию управленческих процессов ради всех живущих на Земле.
В общем, мы находимся в той фазе, когда надо с уверенностью и оптимизмом приспособиться к изменившейся ситуации, помня слова Дарвина о том, что в подобных процессах эволюции, в том числе человеческой, выигрывает не самый сильный, и даже не самый умный, а тот, кто умеет лучше всех приспосабливаться к новым условиям.

Джампио Бракки, президент Private Banking «Интеза Санпаоло»:

Сегодня искусственный интеллект часто применяется в сфере коммуникаций. В этом есть как большие преимущества, так и недостатки. Мы можем увидеть это не только в наших утилитарных взаимоотношениях с машинами, но и в том, что мы теряем большую часть оценочной культуры, которая является основой наших человеческих отношений. Во многих случаях мы лишаемся способности быть вместе в сообществе.
Не всё можно выразить в прибыли и выгоде. Так что мы должны вновь научить молодое поколение ценить культуру, которую они теряют, взаимодействуя с машинами. Мы по-прежнему должны уделять должное внимание истории, философии, психологии и искусству. Будучи способными ценить числовые значения, мы должны понимать поэзию, красоту и любовь.

Габриеле Аркетти, профессор средневековой истории Католического университета Святого Сердца:

Хлеб необходим для воссоздания благополучия, потерянного человеком во времена Адама. Человеческий интеллект не только связан с природой, но и является выражением творческой энергии Бога. Занимаясь реализацией своего созидательного потенциала для достижения благополучия, люди таким образом продолжают и исполняют творческую функцию, которой учит Библия в Книге Бытия.
Различные формы интеллектуальных способностей развития человека не противоречат друг другу, но являются ключом к научному, религиозному или сентиментальному прочтению. Это интеграция, которая позволяет осознать опыт в различных формах, в которых выражается всё мироздание.

Энцо Рокка, вице-президент банка «Кредито Валтеллинезе»:

Мы на пороге значительных перемен, как с точки зрения личных факторов, так и в сфере бизнеса. Существует два важных элемента, характеризующих инновации, — это технологии и устойчивое развитие, которые вместе играют важную роль в этом процессе изменения. Сейчас уделяется больше внимания практическим, техническим и организационным вопросам, как это обычно бывает на начальных этапах революции. Внимание к человеческим и персональным факторам снижено. В момент технологической трансформации необходимо придавать больше значения ценности человеческого капитала, найти некий консенсус, равновесие между инновациями и устойчивым развитием, которое будет способствовать правильному прогрессу. Мы не должны забывать про человеческий фактор и социальный аспект.

Гаэтано Кавальери, президент Международной ювелирной конфедерации:

Мы говорили об устойчивом развитии на рынке драгоценных камней, которые, в свою очередь, есть не что иное, как возбудитель эмоции удовлетворения. Удивительно, но в период локдауна мы отметили рост продаж в нашем секторе, ведь люди хотели порадовать себя. Пандемия кардинально изменила стиль жизни людей по всему миру: вирус оказался настолько глобальным и не имеющим границ. Во время многочисленных бизнес-встреч по всему миру я везде слышал одно и то же, что не существует более глобальной вещи, нежели вирус, который поставил весь мир на колени. Но главное, что человеческая солидарность стала первопричиной последующего движения, настоящего устойчивого развития, в котором человек поддерживает человека.

Луиджи Авогадро, директор АО «Лудзати»:

В нынешней пандемии есть три фактора. Первый — способность планирования в личной жизни и предпринимательской, финансово‑экономической банковской деятельности. Следующий — фактор отношений. Эта перегрузка создаёт антропологические изменения: ускорение процессов цифровизации порождает дистанцию во взаимоотношениях. Третий фактор касается глобализации. Он даёт ощущение взаимозависимости и связанности одной судьбой. Полагаю, что мы должны отдавать себе отчёт в том, что экономическая материя — это факт, относящийся к предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, является гарантом занятости и финансового благополучия. Это также способ творческого соучастия. Два века назад первая энциклика, посвященная работе, а затем и документ Папы Иоанна Павла II «Совершая труд» говорят, что наша экономическая деятельность — это наше соучастие в созидании.

Франческо Фьямиджи, директор Миланского офиса Банка Пассадоре:

Мои рассуждения по поводу сегодняшней встречи касаются социально-экономической ответственности Китая, который в последние тридцать лет создал мощную индустриальную систему и триста миллионов богатых. Это система, которая отдаёт предпочтение прибыли и превосходству во всех сферах. С учётом таких предпосылок необходимо понять, захочет и сможет ли Китай взять на себя социально-экономическую ответственность перед миром, учитывая, что этой стране суждено стать мировым лидером в области технологий? 

Серджио Сассо, старший партнер, финансовый советник Allianz Private Banking:

Сегодня говорилось об этике и человеческом капитале, которые должны стоять во главе угла для каждого предпринимателя.
Искусственный интеллект, имеющий огромное влияние на все сферы жизни человека, необходимо использовать этично, обдуманно и с осторожностью.
И действительно, если взять конфиденциальные данные со всего мира для управления искусственным интеллектом и, вместо того чтобы способствовать будущему развитию человечества, использовать их для создания дискриминации и неравенства всех видов, то это может нанести очень серьёзный ущерб.

Лоренцо делла Белла, адвокат:

Мы управляем нашей компанией, как если бы это была некая ценность. Помимо чистой прибыли за год, уважение принципов и ценностей, разделяемых участниками клуба Valore, — это наш способ этичного и устойчивого вклада в отношения с человеческим капиталом. Важно также оставаться христианином для того, чтобы быть социально ориентированным. Мы должны инвестировать в сегодняшнее общество столько, сколько каждый из нас может внести свой христианский вклад в ежедневную социальную жизнь, в семейные отношения, профессиональные и предпринимательские.

Антонио Карбонера, сооснователь Hèrmes-Comm:

Полагаю, что высокие технологии больше всего нуждаются в высокой культуре. Поскольку первые без последних могут принести только вред. Меня не беспокоит, когда кто-то на улице снимает меня на телефон, вопрос в том, что он с этим всем будет дальше делать. Например, факт того, что вся наша переписка в интернете анализируется и собирается, противоречит основным принципам целостности и конфиденциальности общения. Так что проблема не в том, что мы выкладываем свои фото в «Фейсбук», но как они затем используются: будет ли это на благо или обернётся против пользователя?

Фабио Порчеллини, глава Natlive:

В момент, когда технологии начинают играть всё более важную роль, мне бы хотелось, чтобы и церковь взяла на себя роль культурного посредника. Ведь даже молодое поколение сегодня нуждается в наставничестве. Я должен сказать, что не только электронная переписка, но и телефонные переговоры подвергаются контролю. Безусловно, мы должны вновь адаптироваться к управлению контентом. В связи с этим я создал видеотехнологию, позволяющую управлять созданным вами контентом и контролировать его с помощью встроенного кода. Потеря контроля над контентом может привести к негативным последствиям не только этического характера, но и, очевидно, экономического. Если у тебя нет контроля над твоим контентом, то существует кто-то, у кого он есть.

Джованни Материа, главный врач
больничного комплекса Дезио и Вимеркате:

Соглашусь со всем здесь сказанным, однако в качестве
доказательства должен сказать вам, что я являюсь символом
надежды. Из-за инсульта и опухоли я на два года выпал из жизни.
Это мой первый выход в общество, и я бы хотел сказать вам,
что верю в человеческий капитал, что движет этим миром
и что всегда заставит его идти вперед.

Стефано делла Белла, специалист
по торговому и налоговому праву, аудитор:

Вспомним высказывание индийского математика Сринивасы
Рамануджана: «В каждом уравнении я вижу исполнение Божьего
замысла». Инструментарий современных технологий приносит
пользу, только если служит на благо человека. Всё остальное есть искажение, отклонение от нормы, которая определяет место человека в центре всего, где инструментарий служит ему. В противном случае мы рискуем сами стать инструментами технологий.

Текст: Светлана Догадкина