Космос колокольного звона

7 / 2021     RU
Космос колокольного звона
Михаил Тюрин Герой России, бывший лётчик-космонавт, совершил пять выходов в открытый космос

Собеседник Leaders Today – летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, командир корабля «Союз ТМА-9», бортинженер МКС, фотограф. Космические полеты совершил в 2001, 2006 и 2014 годах. После отставки служит звонарём в храме Георгия Победоносца в подмосковной Ивантеевке. Нам Михаил рассказал о том, как стал звонарём, к чему его привело стремление к неизвестности и ответил на «козырный вопрос». 

Я не планировал стать космонавтом, просто мне всегда казалось, что основное свойство человека — стремление к неизвестности. Когда-то именно оно двигало Колумбом, Магелланом, Королёвым, Гагариным, нашими американскими коллегами, которые впервые оказались на Луне. Это стремление и сейчас не чуждо нам, оно запускает процесс развития человека и всего человечества. Главное — отбросить страх, ведь мы всегда боимся не объективно опасного, а непонятного.

Обычно минимальный период подготовки к полёту в космос занимает десять лет. Я уложился в семь. Это был тяжкий труд — нужно изучить огромный объём материалов по российской, американской и европейской технике, медицине, освоить навыки фото- и киноискусства, выдержать кучу тренировок (прыжки с парашютом, скалолазание, полёты на вертолётах). И выживать надо было научиться:
и в горах, и в тайге, и в море. Я на тот момент уже был квалифицированный инженер, видимо, поэтому мне удалось всё осилить немного быстрее. Конечно, в каждой работе есть свои неприятности. В работе космонавта их значительно больше, чем кажется на первый взгляд, но об этом не принято говорить.
Одна из таких неприятностей — период восстановления после полёта. Проходит он тяжело, но… терпимо.

Обычно минимальный период подготовки к полёту в космос занимает десять лет. Я уложился в семь

Козырный вопрос, который мне задают: «Что я чувствовал, когда первый раз полетел в космос?» Не помню! В тот момент мне было не до того, чтобы концентрироваться на своих чувствах. Даже если бы и запомнил, я бы всё равно не смог их до конца объяснить, поскольку говорить о чувствах дерзают в основном поэты. О чувствах можно играть на скрипке, писать акварелью… Но говорить простым сухим мужским языком — это кощунство. То же самое и с выходом в открытый космос. Можно лишь попробовать изъясниться междометиями: «А-а-а! Ух ты!» Моим любимым занятием в космосе было созерцание Земли. Казалось бы, месяцами смотришь на этот Магелланов пролив, но каждый раз видишь что-то новое.

В 2006 году с нами на корабле «Союз ТМА-9» в течение десяти дней осуществляла полёт первая в мире космическая туристка — Анюшэ Ансари из США, умница, трудяга потрясающего ума и тончайшего чувства юмора. У нас на всю жизнь сохранились прекрасные дружеские отношения. Конечно, Анюшэ тоже проходила подготовку к полёту, хотя и не в таком объёме, как мы. После увольнения с должности заместителя командира отряда космонавтов я задумался: каким бы делом заняться. И вдруг ко мне приходят люди и, не спрашивая, говорят: «Иди учиться в школу звонарей». Я воспринял это как знак и, отучившись год, получил квалификацию. Так же, как и в космонавтике, сегодня я вижу, что моя работа востребована, и это приятно.

Вот уже около года я почти каждый день звоню в храме, испытывая при этом радость, благодарность и вместе с тем, осознавая ответственность и благоговение. Это же не просто за верёвки дёргать.
В колокольном звоне есть и музыка, и математика, и физика, и инженерное дело, и красота, и неизвестность. Представьте: раннее утро, стоишь один на колокольне, а внизу люди идут по земле. И я начинаю звонить в колокола. Разве это не космос?

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Ольга Шпак