Хочу заниматься счастьем человеческим

8 / 2021    RU
Максим Карпылёв, режиссёр, сценарист, продюсер, IT-специалист в области дизайна мобильных приложений, сценарист, создатель Maxproduction, Павел Поляков, артист высшей категории театра «Красный факел», лауреат премии «Золотая маска»

Новосибирский айтишник и бизнесмен Максим Карпылёв бросил вызов профессиональному кино и впервые в истории отечественной кинофантастики снял «Гигантскую флуктуацию» по братьям Стругацким. Короткометражку уже показали на большом экране Центра культуры и отдыха «Победа». Возможно, скоро лента представит Сибирское игровое кино в программе одного из международных кинофестивалей.
С автором фильма и исполнителем одной из главных ролей, актёром Павлом Поляковым, LEADERS TODAY поговорил о том, какие обстоятельства приводят самоучек в кино, чем они надеются удивить в жанре фантастики и почему произведения братьев Стругацких – отличный материал для достижения поставленных целей. 

LT: «Гигантская флюктуация» – это название одной из глав повести «Стажёры» писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Чем зацепила вас эта история?

МАКСИМ КАРПЫЛЁВ: Поскольку для меня это был первый опыт в режиссуре, я решил попробовать с небольшой, детской повести из ранних произведений Стругацких. Это история о невероятных событиях, происходящих с главным героем, хотя он не прикладывает к этому никаких усилий. Почти как у Форреста Гампа, только действие разворачивается между Землей и Сатурном. Давно хотелось экранизировать именно эту главу как одну из самых загадочных в цикле «Стажёры».
ПАВЕЛ ПОЛЯКОВ: Мне «Гигантская флуктуация» оказалась близка темой родительства, поскольку я сам не так давно стал отцом и хорошо понимаю проблему моего героя бортинженера Жилина. Ему надоела романтика космических полётов, потому что гораздо больше нравится работа с детьми. Но он вынужден оставить подопечных, чтобы выполнить задание. Как часто в реальной жизни с нами происходит то же самое – из-за вечной занятости и погружённости в интернет не остаётся времени на простое живое общение с детьми. А ещё это история про чудеса, которых не хватает в нашем настоящем. Но если в них верить, то они случаются с каждым.

Большая Советская Энциклопедия: «Флуктуа́ции
((от лат. fluctuatio – колебание) случайные отклонения наблюдаемых физических величин от их средних
значений. Флуктуации происходят у любых величин, зависящих от случайных факторов и описываемых
методами статистики (см. Случайный процесс))»

Максим, ради кино вы оставили должность в 2ГИС. Что побудило так резко сменить жизненный курс?

М. К.: Я перепробовал много профессий: работал инженером, занимался продажами, открывал разный бизнес. Но меня всегда притягивало кино. Был некий опыт съёмки рекламных и корпоративных роликов, но всегда хотелось глубже погрузиться в жанр, узнать, как устроен кинематограф изнутри.
Ещё я с детства зачитывался Стругацкими. У них есть повесть «Понедельник начинается в субботу», в которой звучит близкая меня мысль. У учёных спрашивают, чем их наука занимается, а они отвечают – счастьем человеческим. Я считаю, кинематограф должен заниматься тем же – создавать культурное плацебо. Например, влиять на ценностные ориентиры аудитории через героя повествования, который, преодолевая предлагаемые обстоятельства, начинает меняться сам и закрывать какой-то внутренний конфликт. Если с точки зрения сценария и режиссёрской работы это сделано хорошо, то зритель находит что-то близкое для себя в персонаже и запускает собственную трансформацию на подсознательном уровне.

Пригодился ли в режиссёрском кресле опыт работы в сфере IT?

М. К.: В IT-сфере ты решаешь бизнес-задачи, в режиссуре – творческие. Учитывая, что в 2ГИС я отвечал за разработку дизайна для мобильных приложений, творческая составляющая всегда присутствовала в моей работе. На площадке требуются не только знание технических или художественных приёмов, но и хорошие коммуникативные навыки, эффективный тайм-менеджмент. Я мысленно разделял съёмочную группу на самостоятельные организации – департамент камеры, департамент артистов, департамент костюмов и декораций. Моя задача состояла в том, чтобы вдохновить каждый департамент, инвестировать свой творческий потенциал в общую историю.

Павел, что вы, профессиональный актёр театра, чувствовали перед камерой, предыдущий опыт помогал или мешал?

П. П.: Кино и театр – два совершенно разных мира. Когда я впервые снимался в кино, оператор сказал:
«Паш, забудь всё, чему тебя учили в театре. Здесь ты играешь буквально бровями.  Поднял бровь или моргнул – уже информации для зрителя!» Это на сцене, с третьего ряда уже не видно, что ты там делаешь с лицом, а на площадке под камерами ты как под увеличительным стеклом. Приходилось сдерживать эмоции, контролировать силу голоса.

Какие яркие впечатления у вас остались от съёмочного процесса?

М. К.: Хоть я и тщательно готовился к съёмкам, невозможно всё предусмотреть заранее, тем более не стоит рассчитывать на прогноз погоды. Например, сцену с купанием планировали снять в солнечный день, но пошёл ливень, после которого температура на улице упала до +14 градусов. Пришлось начинающему актёру-сту-денту собрать волю в кулак и лезть в холодную воду, а нам изловчиться и снять эпизод так, чтобы зритель не заметил ни синих губ купающегося, ни пара изо рта.
П. П.: Зато природа нас пощадила во время ночной съёмки эпизода с рыбалкой. Ни мошки, ни комаров – редкое явление для Новосибирска! А потом ещё птицы загадочным образом «подыграли» – в нужный момент появись в кадре, и эффектно вспорхнули из-под ног во время проходки.

Предпоказ «Гигантской флуктуации» состоялся в июле в «Победе», что дальше?

М. К.: Хотелось бы принять участие в одном из фестивалей авторского или короткометражного кино, чтобы услышать экспертную оценку своей деятельности. После чего планируем выложить фильм в общий доступ в сеть. Есть также намерение продолжить съёмки других серий глав повести «Стажёры», если повезёт с финансированием. Поскольку «Гигантскую флуктуацию» я снял по большей части на свои средств

Геннадий Прашкевич, русский писатель, поэт, переводчик, публицист:
Экранизация произведений Стругацких – редкое не только для Новосибирска, но и для России в целом явление. Этому есть несколько причин. Эпоха качественной умной фантастики ушла вместе с её легендарными авторами. В литературу да в и кино хлынула волна любителей, затопивших жанр вычурными сочинениями. Вместе с думающими писателями мы потеряли и мыслящего читателя, интересующегося наукой, космосом, будущим. И уже трудно какой-либо достойной, серьёзной вещи найти отклик у читательской аудитории, вкусы которой формирует модный бомонд.
Искренне хотелось бы верить, что «Гигантская флуктуация» – это честная попытка автора разбавить текущий контент чем-то настоящим и стоящим. Пока Стругацким не особо везло с кино. За съёмки романов брались такие большие мастера, как Герман, Сокуров, Тарковский, но мэтры воплощали на экране не смыслы, заложенные братьями-фантастами в произведение, а свои идеи. Я бы хотел, чтобы режиссёр-самоучка всех по-хорошему удивил! Новосибирску это нужно для набора критической массы общественно-мыслящих творцов. Чтобы как и прежде задавать авангардные движения не только в науке и культуре, но и в киноискусстве.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев