Надо делать то, что хочется

8 / 2021     RU
Надо делать то, что хочется
Александр Мухомедеев-Бояров художник-живописец, аэрографик, книжный график, дизайнер малых декоративных форм, одежды и обуви, арт-терапевт, арт-психолог, арт-нумеролог

Счастье – это быть в гармонии со своим внутренним и внешним миром. 

Счастье в моменте

Когда я думаю о счастье, то словно кручу в руках калейдоскоп и в памяти возникают пёстрые картинки, причудливо складывающиеся в яркие узоры воспоминаний...
…Вот мне три года, отец несёт меня на горбушке, а я обнимаю его за шею, прижимаясь щекой к его голове. Он очень добрый был, пальцем меня не трогал. Старшей сестрёнки я не помню, она ушла рано, заболев пневмонией. Когда родился я, родители радовались мне как дару свыше. Отец всё на руках носил. Вот так каждый день три остановки на его плечах и ездил.
…А вот дом тётки в деревне Копкордон на севере Новосибирской области. Тихо, спокойно так. Запах какой-то особенный, родной в комнатах и книги, много – на полках целые собрания русских и зарубежных классиков. По вечерам я зачитывался, на танцы не ходил. А утром покос. Воздух на солнцепёке дрожит, и небо словно плавится над головою, а ты пьёшь парное молоко и жадно откусываешь от домашней булки, которую утром тётка достала из печи. Непостижимо хорошо!
Я всегда умел ловить и проживать счастье в моменте, что бы ни случилось. Даже когда четыре года жил и работал в подвале. Открыл там тренажёрный зал (все окрестные мальчишки не вылезали из «качалки»), бильярдную, пошивочный цех, в котором по лицензии шил разные вещи. 

Счастье в здоровье

Счастье – это быть в гармонии со своим внутренним и внешним миром. Тогда хочется много работать. Я пишу картины годами, и они могут годами не продаваться. Для этого нужно искать себя и копить энергию, чтобы разом выплеснуть её на холсте. А где найти источник сил, которые с годами иссякают? Мне помогает комплекс физических упражнений, с которых я начинаю своё утро. Тибетская гормональная гимнастика, лифмодренажный массаж сосудов и обязательно растяжка и дыхательные практики.
…А ещё вера в Бога. Когда-то мама научила простой короткой молитве, которая однажды спасла мне жизнь, и с тех пор каждый день я начинаю с неё: «Ангел мой, пойдём со мной. День-деньской будем вместе мы дружить, верой-правдою служить».

Счастье творить

Если жизнь – это борьба, то я в ней заслужил чёрный пояс. Судьба так часто штормила, что, казалось, пути наверх нет, но я цеплялся изо всех сил, не давая себе опуститься на дно. Чтобы не пропасть, освоил с десятка два различных профессий. Много рисковал в бизнесе, но зато первым начинал что-то новое. И хотя я вырос не в творческой семье, с детства остро чувствовал красоту и гармонию, тянулся к искусству. Пробовал сочинять стихи и музыку, петь – всё мне давалось, но в какой-то момент понял: надо делать то, что по-настоящему хочется, без чего просто не можешь жить.

Меня может вдохновить что угодно. Сейчас, в период ограничений, несказанно радуюсь,
если получается открыть где-то за границей выставку или провести мастер-классы. Дочь –
мой главный куратор и незаменимый помощник в этих вопросах. Так, благодаря её поддержке у меня состоялось арт-шоу в Tanglin Club в Сингапуре и event-мероприятия в Токио,
Сеуле, Ханое, Бангкоке, на Бали, Пхукете. А в сентябре мы готовимся презентовать
персональную выставку в Японском центре культуры в Сингапуре

Сейчас мне важнее всего писать. А недавно ко мне в мастерскую зашёл паренёк, он покупал что-то в соседнем отделе аксессуаров для мобильных телефонов и вдруг решил заглянуть.
– А вы давно здесь, – спросил он.
– Да уже пять лет.
– Странно, я всё время сюда захожу, а ваш магазин не замечал...
Ну я тогда только плечами пожал. А через неделю он снова явился.
– Всё-таки я не понимаю, – недоумённо развёл он руками, – зачем вы здесь, ведь никто сюда не заходит, картины не покупает...
– И вряд ли поймёте, – ответил я. – Знаете, как я вас называю? Метеориты. Вы пролетите мимо, и, слава богу, мы не столкнёмся. А я вот напишу картину и зажгу новую звезду, которую кто-то когда-то непременно откроет, и она принесёт ему счастье и удачу. 

Счастье быть услышанным

Как показал 2020 год, человечество может обойтись без искусства, а вот искусство с трудом обходится без поддержки извне. Сейчас наши художники, к примеру, лишены трудовых книжек и неважно, состоишь ли ты в профессиональном союзе. А раз так, то и на пенсию хорошую рассчитывать нельзя. Приходится, как в том анекдоте про незадачливого милиционера, крутиться по мере возможностей, но не с пистолетом, а с кисточкой в руках. При этом живопись и предметы искусства просто тоннами вывозятся из России, зарубежные коллекционеры скупают всё за копейки. Мне бы хотелось сделать этот процесс управляемым, прозрачным, чтобы художники могли прилично зарабатывать, а многие шедевры оставались в России. До пандемии мне удалось получить разрешительные документы на открытие в Сочи Музея модерна и аукционного дома, проект даже планировалось профинансировать из федерального бюджета. Но кризис нарушил все планы, и теперь я в поисках заинтересованного инвестора. Вы спросите: почему в Сочи, а не в Новосибирске? Отвечу, что Черноморское побережье, с его мягким климатом, развитой инфраструктурой, курортной зоной и близостью таких значимых объектов, как Экспоцентр и образовательный центр «Сириус», обладает неоспоримыми преимуществами. При этом я всегда готов поддержать какие-либо региональные инициативы, оказать экспертную помощь. Мои двери открыты.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев