Обострение искренности: о чём кричит сибирский перформанс

8 / 2021    RU
Алина Юсупова, актриса театра «Глобус», резидент «Мастерской Крикливого и Панькова», Полина Кардымон, режиссёр-постановщик («Фрагменты любовной речи», «Грибы»), участница арт-группы «МЫК»

Перформанс невозможно играть раз за разом, как спектакль; его нельзя зафиксировать, как рассказ или картину, — каждый перформативный акт текуч и уникален.
Ещё сложнее понять перформанс с точки зрения зрителя: зачем отдавать собственное тело в распоряжение случайных людей на улице и почему это рассматривают как культурный феномен? Ищем ответы вместе с резидентами театральной лаборатории Lab4dram Полиной Кардымон и Алиной Юсуповой.

«Я — арт-объект»: что такое перформанс

ПОЛИНА: Перформанс все понимают по-разному, особенно в России, — это вообще какой-то квазимонстр. В том числе потому, что перформанс сильно проник в театр, а там много некомпетентных в этом направлении специалистов. Часто получается, что люди приходят на перформанс, а видят театральный эскиз. После этого на настоящий перформанс ты их уже не позовёшь: они теперь думают, что там происходит всякая актёрская чертовщина. Отчасти такое впечатление складывается, так как в перформансе человек работает в первую очередь со своим телом: «Я — объект, я могу делать с собой что хочу, и вы можете со мной делать что захотите».
Полина Кардымон. Перформанс «Утопия от слова “утопить”»
АЛИНА: В спектакле зрителю показывают персонажа и его действия: я Алина Юсупова, которая играет Колобка и показывает то, что происходит с Колобком. В перформансе на сцену выходит не персонаж, а я — просто Алина Юсупова. Я не играю кого-то, я есть я: что-то исследую, о чём-то хочу сказать, что-то проверить. И тогда реакция зрителя не так важна, как сам акт — как то, что происходит здесь и сейчас со мной. Самая главная цель перформанса — высказывание. Личное и основанное на множестве контекстов, от персонального до исторического. Когда мы делали лабораторию перформанса, то отталкивались от личных проблем и историй. Сложно говорить о большом, когда только начинаешь, и мы залетели с простого: «Что тебя сейчас жрёт? Какие внутри противоречия, проблемы, кризисы? Попробуй это достать, обострить и проработать в перформативном акте».

«Кровь – это кровь»: как отличить перформанс от театра

ПОЛИНА: Марина Абрамович приводила очень простой пример: в театре кровь — это кетчуп, в перформансе кровь — это кровь. Нет никакого обмана. Если ты с чем-то прощаешься, то по-настоящему и навсегда не твой персонаж, а ты. Со своими проблемами, отношениями, травмами. Поэтому чаще всего неизвестно, сколько продлится перформанс: ты не знаешь, где твой предел. После этого ты обязан выйти качественно другим. Если ничего в тебе не изменилось — значит, перформанс не состоялся и это был театр.
Спектакль воспринимается цельным и эмоциональным, а перформанс часто выглядит чем-то очень радикальным и страшно тоскливым. И много кто не готов сидеть долго и получать «какой-то там опыт».
Перформанс невозможно зафиксировать. Он происходит только здесь и сейчас, и в нём много сиюминутных факторов: зритель, который может вовлекаться или нет; сам перформер и его состояние; и всё это темпорально растянуто — ты не знаешь, когда действие начнётся и кончится — Марина Абрамович сидела в МоМе три месяца.
Влад Огнев. Перформанс «ОН»
АЛИНА: В спектакле тебе никогда не объясняют правила игры до конца: всегда есть художественное высказывание, которое ты улавливаешь и расшифровываешь. Перформанс же чаще всего очень сильный и понятный для всех жест, близкий к акционизму. Поэтому обычно все в бешенстве и кричат: «Я тоже так могу сделать!»
Но акция всегда конкретное действие, привлекающее максимум внимания к проблеме, а перформанс более растянут во времени и направлен на взаимодействие: даже если я нахожусь в публичном одиночестве, зритель может так или иначе со мной взаимодействовать, и поэтому я не знаю, как перформанс пойдёт дальше. Перформанс — это всегда опыт. Мой, зрительский, контекстуальный, культурный, социальный, политический. И отсутствие реакции тоже опыт.

«Никто не хочет умирать»: почему артисты уходят в перформанс

ПОЛИНА: Вообще, это исключительно российская история: в Европе никто из театра, будучи в своём уме, не пойдёт в перформанс. Это разный способ мышления, конструирования, воображения.
Есть те, кто уходит в перформативные практики, потому что не может заниматься театральными.
Не хочет работать по этому инструменту, а другого нет — тогда начинают выдумывать новые принципы, похожие скорее на перформанс, чем на театр.
А ещё никому не хочется умирать; особенно когда ты лютая институциональная машина. И тогда надо разбираться: а что такое там эти молодые начали делать. Отсюда пошёл хайп на лабораториях и резиденциях, вот только без заземления и рытья: что это, для кого и зачем нужно — и тогда впечатление очень сильно портится.
Но есть перформансы, которые с точки зрения размаха и бюджета могут себе позволить только институции: театры, галереи, библиотеки. И если они взаимодействуют с художниками грамотно, то получаются хорошие примеры.
Перформанс «Взаимнодействие». Автор – Варвара Попова
АЛИНА: Мне кажется, это связано, в том числе, с восприятием действительности поколением. По моему ощущению, после пандемии особенно, театр претерпел очень много ударов. У меня впервые возник настоящий кризис относительно выбранной профессии. Для меня решение — в перформансе: через него я пытаюсь по-настоящему преодолеть или раскрыть проблему, которая волнует меня, а не режиссёра. А трактовка для зрителя — это вообще сложный вопрос. То, как он воспринимает происходящее и каким образом его себе объясняет, — всегда разные вариации. И даже когда у него рождаются вопросы, это тоже потенциальное решение.

«Холодного зрителя нужно разогревать»: в чём уникальность перформанса в Сибири

ПОЛИНА: В равнодушии к политическому жесту. Я два с половиной месяца прожила в Москве и всё это время понимала, что нахожусь в эпицентре повестки. В столицах больше акций, нежели перформансов, — тебя постоянно взгревают острые темы. Например, парковка перед Госдумой, забитая люксовыми машинами, вызывает такие эмоции, которые ты не можешь пережить в провинции.
В Сибири же можно кричать только на очень страшные вещи: если у людей нет электричества по два месяца, или потолок в больнице обваливается, или когда идёшь по раздолбленному асфальту вместо тротуара. Но из-за этого ты «падаешь внутрь» и работаешь сам с собой: когда мы делаем перформансы в мастерской, это всегда про «А кто я? А где я? А что я?». Возьмём, к примеру, городскую акцию против отношения государства к пенсионерам. Почему я это делаю? Я правда жалею их или думаю: «Чёрт, я не хочу кончить так»?
Из всего огромного набора перформансов у нас в Lab4dram ни один не был связан с повесткой, хотя мы независимая площадка, которая может делать то, что никогда не разрешат в театре. Меня саму это удивляет, но сейчас я решила так: сначала нужно разобраться с самой собой, а уже потом сформировать мнение о происходящем вокруг.
Алина Юсупова. Перформанс «Это было, это есть»
АЛИНА: В Сибири зритель не так насмотрен, многое ему воспринять сложно, его нужно разогревать. Локус неотрывно влияет на мышление и высказывание: локация решает, и поэтому Black Lives Matter здесь не работает. Зато резонанс вызывают экологические темы, чёрное небо в Красноярске, например. Плюс, здесь перформанс — редкое событие, в той же Москве ходи хоть каждый день.
А помните безумные перформансы в «Бункере» от группы «Синие носы»?
Несколько человек на три дня заперлись без алкоголя, телефонов и связи с внешним миром.
Я читала о «монстрациях», где разные художники мирно ходили по улицам с надписями, призывающими заниматься искусством.
В театре «Старый дом» есть спектакли, где задано перформативное существование. Есть несколько ребят в Академгородке и Новосибирске, занимающихся пластическим перформансом.

«Новый разговор с собой»: зачем перформанс нужен зрителю

ПОЛИНА: Вообще, в перформансе нет зрителей — есть партиципант, то есть соучастник. Даже если ничего не делать, ты всё равно остаёшься включён. И чаще всего люди, которые говорят: «Я вообще ничего не понял, в меня не попало», — это те, кто потом ещё полгода рефлексируют. Значит, и попало, и задело, но они просто в защите. Это абсолютно другая категория впечатления и разговора с собой. Чужой пример меняет твою оптику: сначала ты ассоциируешь сам жест, а в какой-то момент начинаешь тотально переосмыслять происходящее.
Варвара Попова. Перформанс «Взаимнодействие»
АЛИНА: На перформансе тебя не развлекут: это работа. И художника, и зрителя. Коллективное создание произведения: чтобы ты понял, ты тоже должен что-либо сделать. Праздность не работает. Пассивная позиция приводит к последствиям, от тебя не зависящим. И если ты всё время находишься в положении человека, который только «хавает», то уже не решаешь, чем тебя накормят. Сейчас люди перестали на кого-то надеяться: пришло время, когда человек не может равнодушно относиться к происходящему вокруг. Поэтому сегодня входящий в зал зритель объединён проблемой так же, как и ты. А проблемы, на самом деле, у всех одинаковые.  Да, перформер занимается своей жизнью и исследует собственные проблемы, но в итоге каждый в зале думает: «А что бы я казал/подумал/сделал?» Личные исследования — это честно, и это всегда возвращает нас к себе. Люди так устроены: и на спектаклях, и на перформансах они следят за большой историей и ищут отклик в себе.

«Перформером может быть каждый»: как театральность влияет на перформанс

ПОЛИНА: У меня был перформанс «Утопия от слова утопить». В нём я взяла дорогие мне вещи: тесты на беременность, билеты и чеки из памятных мест, брелоки, браслеты дружбы. Рассказала о каждой из них огромной толпе людей, а потом сложила в коробку и залила бетоном. Этот куб я должна была скинуть с моста — утопить. Я этого не сделала. Да, я могу много раз делать вид, что прощаюсь с этими вещами; но если бы всего однажды я по-настоящему поняла, что зажигалки моего бывшего парня и кольца от моего бывшего мужа со мной действительно больше нет — я бы стала совсем другим человеком. А так эта забетонированная коробка до сих пор стоит у нас в мастерской. Так что какой бы ни был дорогой спектакль, перформанс возьмёт искренностью. Поэтому театр и пытается так жадно затащить его к себе, вмонтировать в спектакли — чтобы хоть немного приблизиться к этому голому окровавленному телу, которое кричит правду.
Варвара Попова. Перформанс «Взаимнодействие»
АЛИНА: Даже если мы начинаем как-то играть себя — это уже не перформанс, а театр. Поэтому если актёрами могут быть не все, то перформером, грубо говоря, может стать каждый. Мне в перформансе актёрское образование даже мешает: в нём важно отключиться от зрителя и не думать, как он реагирует, нравится ли ему. Это самое сложное на том уровне, где мы сейчас находимся, на этапе создания перформанса в Сибири заново.

«Любое зрелище — о взаимодействии»: почему четвёртая стена не работает

АЛИНА: Прямое взаимодействие со зрителем выстраивали ещё футуристы. На мой идеальный взгляд, любое зрелище — о взаимодействии, а если есть четвёртая стена, мы о неё просто разбиваемся.
Чёткая граница между актёром и зрительным залом осталась только в очень плохих спектаклях. В остальных случаях всегда есть выход к зрителю, ожидание от него реакции или поддача провокации ему. Существует даже отдельное направление иммерсивных спектаклей, где зритель влияет на действие, и это очень мощное непосредственное включение! Да, для зрителя часто это очень некомфортно, но это круто. Только взаимодействие позволит создать полную картину.
Полина Кардымон. Перформанс «МАМА/МЫЛА/РАНУ»
ПОЛИНА: Правда, здесь нередко возникает вопрос: «Это необходимо мне как художнику или как коммерсанту?» Есть момент эксплуатации, а есть нужда в разрушении. И когда действительно нужно — всегда работает. А когда сделано насильственно, чтобы прицепиться к повестке, — это катастрофа. Потому что, когда я прихожу в театр, сажусь на своё место (которое забронировала!) и погружаюсь в комфортную среду, будет очень неприятно, если посреди спектакля мне в лицо вдруг направят яркий свет и начнут интерактивить. Это заигрывание, а не реальный жест.

«Не ждать результата»: как понять, что имел в виду автор

ПОЛИНА: Сейчас всем, особенно в России, необходимо, чтобы всё проговаривали. Даже просто текст — уже хороший медиатор. Для этого пишут экспликации и делают целые лендинги — чтобы человек был подготовлен интеллектуально и информационно к тому, что произойдёт. Если хочешь понять, что сказал автор, — погрузись в контекст. Это помогает связать концепт и реализацию, открыть целую вселенную.
С моим «Котлованом» так и было: люди приносили мне чай, дарили цветы — вот эти обычные русские мужики, которые строят дома и максимально далеки от искусства. Когда есть контекст, появляется понимание, что люди, которые всё это делают, — не отбитые психопаты, которые хотят себя резать или мучить, сидя на стуле по три месяца. Они безвозмездно отдают собственное тело ради жеста, ради своего высказывания.
Алина Юсупова, Александр Спириденко. Перформанс «Житие»
АЛИНА: Здесь нет необходимости мыслить в категориях «понравилось/не понравилось», здесь работает «О чём это? Как это откликается во мне?». Поэтому пора отказаться от результата и погони за ним, перестать быть потребителем и пытаться становиться исследователем. Причём исследователем, который готов к тому, что не каждое его исследование принесёт конкретный, положительный и понятный результат. Нужно вникать в контексты и окружающие процессы, потому что иначе мы очень быстро оказываемся в мирке, который замкнут только на нас самих.

Что изучить, чтобы разобраться в перформансе

Книги:

• Эрика Фишер-Лихте «Эстетика перформативности»
• Марина Абрамович «Пройти сквозь стены»
• Роузли Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней»
• Ричард Шехнер «Теория перформанса»

Telegram-каналы:

• «Пост/постдрама»
• «Что такое перформерка?»
• «Пиши перформенс»
• «Театрал-провинциал»
• «Сигма»

Документальный фильм

• «В присутствии художника»

Выступление Марины Абрамович «Искусство, основанное на доверии, уязвимости и связи» на TEDx

Текст: Ирина Апуник
Фото: Ольга Шпак