Тайны семьи вождя

8 / 2021     RU
Тайны семьи вождя
Лана Паршина журналист, документалист, соавтор книг «Смерть Гитлера. ФСБ открывает секретные архивы» и «Тайны семьи вождя. Исповедь последнего из Джугашвили»

Одна из самых значимых и неоднозначных личностей ХХ века – Иосиф Сталин. Споры о нём не утихают до сих пор. И всего несколько людей в мире владеют подлинной информацией «из первых рук». Одна из них – русско-американский журналист и документалист Лана Паршина, получившая доступ к секретным архивам КГБ и лично беседовавшая в Америке с дочерью Иосифа Виссарионовича – Светланой Аллилуевой. С самой Ланой я познакомилась в 2019 году на съемках одной из передач Первого канала, посвящённой сыну Сталина Якову Джугашвили. Затем нас объединила история, связанная с Селимом Бенсаадом – правнуком Сталина. Состоялось личное знакомство с правнуком вождя и, как говориться, понеслось…

Юлия Вербицкая-Линник, к.ю.н., управляющий партнёр адвокатского агентства «Вербицкая и партнёры», основатель Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты», коллекционер fine art Изучая историю нашей страны, слушая лекции в МГУ имени Ломоносова, читая воспоминания и мемуары выдающихся личностей ХХ века, я считала, что у меня более или менее объективный образ вождя. Казалось, что потомки его, элита из элит и номенклатура из номенклатур, пройдя через различные испытания и превратности судьбы, рассеялись по миру. Думалось, что культ вождя они хранят, как и тайны, связанные с «наследством Сталина», – где-то в депозитариях швейцарских Альп, архивах Канады и США. И меньше всего в один из пасмурных дней промозглой зимы 2019 года я ожидала увидеть… правнука Сталина в моем офисе, в самом сердце Москвы, на Гагаринском переулке, 28.
Всё начиналось просто. Зная о том, что мы ведём самые громкие дела и побеждаем в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, на личную консультацию ко мне записалась семейная пара. Он – мужчина лет сорока-пятидесяти, по имени Селим Бенсаад, наполовину алжирец, наполовину… сын Галины Яковлевны Джугашвили – внучки Сталина от нелюбимого, старшего сына Якова. Она – его жена, интеллигентного вида женщина с родным именем Наташа, родом из Рязани.
Услышав суть вопроса Селима, я чуть не подпрыгнула от удивления. Ибо звучало это примерно так: «Помогите!  Меня незаконно лишили причитающегося мне наследства Сталина. Подделано завещание моей матери, Галины Джугашвили. И мой отец сделал всё, чтобы нам с Наташей не иметь детей».
Впрочем, понимания ради, нужно отметить, что с коммуникацией у семейной пары были значительные сложности. Селим Бенсаад слышал очень плохо и для общения использовал специальное оборудование, распознающее человеческую речь и выводящее текст на дисплей. Отвечал мне Селим письменно, что исключало недопонимание или превратное толкование смысла.
«Моему отцу помогает писатель с мировым именем, ее зовут Лана Паршина. Я опасаюсь за свою жизнь. Ведь на кону – элитная квартира с видом на Кремль. Моя жизнь для моего отца, Хосина, стоит намного, намного меньше».
Ну что ж, начало интригующее. Я погрузилась в документы и… стала искать контакты «великой и ужасной» Ланы Паршиной. К счастью, мне это удалось. Первоначально пребывающая целиком и полностью на стороне отца Селима – мужа Галины Яковлевны Джугашвили по имени Хосин Ибрагим Бенсаад, Лана была открыта для поиска истины.
Иначе и быть не могло. Ведь её перу принадлежат мировые бестселлеры: книга «Смерть Гитлера», интервью со Светланой Аллилуевой, разгадка смерти Зои Федоровой, тайна Матрёны Распутиной. Непостижимым для меня образом, Лана получила доступ в ряд закрытых для простых смертных архивов, включая (!) архивы КГБ. Кто такая Лана Паршина и что за ней стоит – судить вам. У меня на этот счёт уже сформировалось весьма устойчивое мнение.
А подлинную, архивную информацию теперь можно найти в книге, выпуск которой сейчас анонсирован: «Тайны семьи вождя. Исповедь последнего из Джугашвили». Авторами данной книги являются Лана Паршина и тот самый Селим Бенсаад, последний правнук вождя. Имеющие глаза – да прочтут.
Меня же удивляет другое. История ХХ века не отпускает нас. И удивительно то, что иногда волей судеб она, подобно Бирнамскому лесу Вильяма Шекспира, идёт на нас. А пока… Наслаждайтесь эксклюзивом. Интервью с ней, великой и ужасной.

ЮЛИЯ ВЕРБИЦКАЯ: Лана, давайте расскажем читателям, с чего начался ваш интерес к семье Сталина. 

ЛАНА ПАРШИНА: Будучи 10-летней девочкой. я прочитала автобиографическую книгу дочери Сталина – Светланы Аллилуевой «Двадцать писем к другу», которая потрясла меня. В 21 год я переехала в США, где получила образование в области связей с общественностью и журналистики, а затем и кинопроизводства. И вот однажды, узнав, что Светлана Аллилуева так же, как и я, живёт в Америке, я захотела, чтобы мой режиссёрский дебют был связан с именем этой потрясающей женщины, оказавшей на меня в детстве сильное влияние. Я написала Светлане письмо с предложением о встрече, на которое получила резкий отказ. Не удивилась. Была тактична, не назойлива, и вот, в ходе переписки, по-видимому, разглядев во мне что-то «особенное» (как она сама сказала мне впоследствии), Светлана доверилась и назначила встречу. Так я не только провела несколько незабываемых дней в гостях у Светланы Аллилуевой, но и стала ее душеприказчицей. Благодаря чему мне довелось познакомиться с другими членами семьи Сталиных. 

В том числе и с Селимом, её двоюродным внуком?

Светлана Аллилуева дала мне поручение – связаться с её сыном Иосифом, дочерью Екатериной и её любимой племянницей Галиной Джугашвили, матерью Селима. Как позже выяснилось, на момент нашего разговора со Светланой Галина уже была тяжело больна, и встретиться с ней я опоздала, буквально на несколько дней. Наверное, в этом тоже была рука судьбы… Спустя какое-то время я познакомилась с супругом Галины, Хосином Бенсаадом. Он умел производить впечатление – блестящий математик, на первый взгляд, образованный интеллигентный человек, владеющий четырьмя иностранными языками. Однажды Хосин вернулся из поездки на родину, в Алжир, и сказал мне, что пропал его сын Селим. Я кинула клич в СМИ о пропаже. Тогда Селим быстро и как-то странно нашелся. Я удивилась, однако особого значения этому происшествию не придала.

У Селима с его «интеллигентным» отцом были серьёзные проблемы, угрожающие жизни сына, поэтому я, как адвокат, порекомендовала ему некоторое время пожить вместе с супругой у её родителей в Рязани. Как оказалось, с отцом у Селима существовал давний конфликт, возникший на почве московской недвижимости – их единственной квартиры, подаренной Галине и её матери Сталиным. Мы нашли мировое соглашение, согласно которому эта квартира, оцененная согласно кадастровой стоимости в 30 миллионов рублей, находится в долях: 7/12 принадлежит отцу и 5/12 – Селиму.

Да, Юлия, я уже знала вас как грамотного адвоката, умеющего находить наилучшие решения даже в самых юридически сложных делах. Кстати, как правило, это были громкие дела, имеющие большой резонанс в обществе. Вспомнить хотя бы дело Шукшиных…
Я благодарна за то, что вы оперативно отреагировали на мою просьбу и в 2020 году сделали адвокатский запрос в архив по делу Якова Джугашвили, дедушки Селима. Тогда выяснилось, что оригинальное письмо Якова с фронта находится у Хосина, который не хотел его даже показывать, хотя это могло бы нам значительно помочь.
Также оказалось, что есть завещание Галины, матери Селима, которое она якобы написала в день своей смерти, будучи под сильнодействующими обезболивающими препаратами в военном госпитале имени Бурденко. Согласно завещанию, всё имущество Галина завещала Хосину Ибрагиму Бенсааду, «и никому более, проживающему с ней». Но разве могла она в действительности лишить жилья любимого сына, у которого к тому же есть проблемы со здоровьем?! Помимо квартиры, где родился Селим, по наследству переходили и все права на интеллектуальную собственность, в частности книги, написанные Галиной Джугашвили, и многое другое.
Я написала публичное письмо Хосину, надеясь прояснить ситуацию. Но вместо того, чтобы дать ответ на журналистский вопрос, на меня от этого «галантного интеллигента» посыпались оскорбления и обвинения в том, что я якобы пользуюсь немощью его сына, недееспособного инвалида. При этом важно отметить, что дееспособность Селима не вызывает никаких сомнений, и это даже документально подтверждено экспертами. Я испытала разочарование в человеке, который умело прикидывался не тем, кто есть на самом деле. Как говорила Фаина Раневская, можно быть хорошим человеком, ругающимся матом, а можно быть тихой интеллигентной сволочью.

Я не понимаю, как правнук Сталина, талантливый, образованный человек, живущий в центре Москвы, мог попасть в такую ситуацию с собственным отцом! И я ума не приложу, за что нас с Селимом пытались убить? Кто же так сильно боится разоблачения в книге?!

Теперь я понимаю, почему вы, Юлия, как адвокат часто находитесь в центре больших скандалов. Просто вы умеете хорошо выводить на чистую воду небезызвестных в стране людей, которые думают, что у них всё шито-крыто. Тем более если дело касается прав глухого человека. Ведь Хосин не позволял сыну общаться с друзьями и тем более с журналистами.
Селим Бенсаад (cлева), его отец Хосим Бенсаад (справа) с фотографией супруги Галины Джугашвили –  внучки Сталина

Поэтому вы и решили написать книгу о Сталине, где рассказали и историю Селима?

Не только поэтому! В Дании «есть живая библиотека»*, где читатель может выбрать не книгу, а реальную историю, рассказанную каким-либо человеком. Но поскольку мы не можем клонировать Селима, а история его очень непростая и поучительная, то мы решили с ним написать книгу «Тайны семьи вождя. Исповедь последнего из Джугашвили». Селим, как вы знаете, последний из рода Джугашвили. Книга состоит из трёх частей; посвящённых детству всех членов семьи Иосифа Виссарионовича Сталина, их становлению и нашему совместному расследованию – был ли Яков, дедушка Селима, в плену и т. д.
Книга уже написана, и благодаря издательству «Комсомольская правда» она выйдет осенью, причем символично то, что как раз осенью Селим будет отмечать свой 50-летний юбилей. Так что книга, в данном случае действительно лучший подарок! Стоит отметить, что работу этого издательства уже высоко оценили мои коллеги в США, Европе и ОАЭ, они подчеркнули, что не стали бы утруждаться с таким объёмом визуальной информации и деталями, которым позавидуют продюсеры голливудских фильмов. Можно сказать, что мы создали новый жанр в нон-фикшн. Нам хотелось подтвердить каждое сказанное слово, поэтому предстояло заверстать фотографии и сканы огромного количества документов, при этом не затеряться в них.  А ещё удивительно то, что в стране, где стоят сталинские высотки, построены сотни действующих до сих пор заводов из сталинских пятилеток, так мало знают об этом человеке в контексте роли личности в мировой истории. И уж тем более о семье и потомках этого человека. Думаю, многим будет интересно узнать, как живут его потомки и как они оценивают деятельность Сталина.

Можете привести примеры документов, упомянутых в книге?

Помимо переписки Сталина и важных документов, касающихся, я не преувеличиваю, судьбы всего мира, важной для нас находкой стало прошение Галины Джугашвили маршалу Сергееву с просьбой помочь ей и её сыну в трудоустройстве либо денежном пособии. Почему такая неприметная в контексте мировой истории бумажка имеет огромное значение для потомка Сталина? Вы, конечно, знаете, но давайте поясним нашим читателям. Оказалось, что на этом официальном документе была подпись Галины Джугашвили, благодаря чему теперь мы можем провести графологическую экспертизу подписи на завещании и оспорить его, после стольких лет мытарств Селима.

Лана, поделитесь, какой вы увидели личность Селима?

Селим получил художественное образование и состоялся не только в профессии художника, рисующего разноплановые картины. Именно он создал мозаичное панно и чучела животных для уголка естествознания во Дворце пионеров на Воробьевых горах, где до сих пор хранится указ его прадеда 1936 года о создании этого Дворца Пионеров… А какие сильные портреты своих родителей написал Селим Бенсаад, заметьте, не афиширующий свое родство с генералиссимусом! У Селима сталинский характер, и, как все потомки Сталина, он привык добиваться всего сам, не используя громкую фамилию своего прадеда. Сейчас в Национальном музее современных искусств Алжира находятся три картины Селима, одна из которых попала туда без его ведома. Видимо, Хосин продал картину без разрешения сына.
Когда мы начали историческое расследование и стали работать над книгой, Хосин вдруг начал угрожать и писать мне гадости в соцсетях. Ощутив в руках наследство Сталина, он не хочет делить его даже с родным сыном. Я не понимаю, как правнук Сталина, талантливый, образованный человек, живущий в центре Москвы, мог попасть в такую ситуацию с собственным отцом! И я ума не приложу, за что нас с Селимом пытались убить? Кто же так сильно боится разоблачения в книге?! Отец Селима или его подельники, которые заинтересованы, чтобы завещание Галины было зарезервировано, а последний потомок из рода Джугашвили уничтожен? Время всё расставит на свои места. Благодаря вашему адвокатскому мастерству и выходу нашей книги, которая будет опубликована не только в России, но и широко за её пределами (в частности, на родине Хосина), момент истины наступит уже в самом ближайшем будущем. 

* «Живая библиотека» – это международная организация и движение, появившееся в Копенгагене в 2000 году. Роль традиционных носителей информации в «живой библиотеке» выполняют непосредственно люди, которые сталкивались с предрассудками и стигмами, повлиявшими на их жизнь. Опыт живых библиотек заимствован более чем в 80 странах и чаще всего реализуется в виде мероприятий.

Текст: Анастасия Михайлова