Долго и счастливо

9 / 2021     RU
Долго и счастливо
Пётр и Светлана Смиренко, учредители сети многопрофильных клиник СМИТРА

Предназначение, реализация, любовь, воспитание детей, здоровье — важнейшие смыслы, ключи к которым мы порой ищем долгие годы.

Большую часть жизни наши герои вместе: 29 лет их семье, 24 года бизнесу. Благодаря этому потрясающему опыту они вывели для себя простые правила, которые делают их отношения счастливыми, а любимое дело — медицину — по-настоящему понятным и полезным людям.

Помоги, покажи, объясни

В прошлом году мы отпустили во взрослую жизнь вслед за старшим сыном и нашу дочь Софию. Теперь она тоже живет и учится в другом городе. К счастью, в эпоху digital мы по-прежнему можем общаться с детьми, обсуждая в семейном чате самые разные вопросы: от простого «Как дела?» до вдумчивого «Какие ценности являются главными в нашей семье?» Ключевой ценностью для дочери оказалось доверие к её самостоятельности, а сын отметил, что у нас принято всегда откликаться на просьбы о помощи — всегда, в любое время дня и ночи, с намерением сделать максимум для близкого человека.

Обратная связь от детей в том числе помогла нам сформулировать и актуальное видение нашего общего дела, которое мы развиваем более 20 лет, — понятной медицины! Человеческий организм — невероятно сложный, тонко устроенный механизм, но тем важнее разобраться в его работе и доступным языком рассказать людям, как им укрепить и сохранить своё здоровье. Подход, при котором доктор экспертно разбирается в проблеме пациента, объясняет, как протекают те или иные процессы и показывает варианты дальнейших действий, давно стал частью корпоративной культуры сети клиник «Смитра». Но именно в этом году мы сформулировали принципы приёма, где главным результатом является уверенность пациента в том, что ситуация под контролем и всё будет хорошо. Многие проблемы со здоровьем порождают страх и чувство неопределённости: человек оттягивает визит к врачу, занимается самолечением, советуется с «Гуглом», ходит по поликлиникам, не имея чёткого плана в голове, пока всё это не выливается в сложности, преодолеть которые бывает непросто. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы медицинская помощь для наших пациентов была не только максимально эффективной, но и понятной: буквально от «Доктор, что со мной?» до «Я понял, в чём проблема и что с этим делать!». Это самый прямой и прозрачный путь, на котором пациенты начинают доверять медикам, учатся понимать своё состояние и осознанно подходить к своему здоровью.

Лови момент, решайся!

Пандемия показала, что многие возможности, которые мы принимаем как данность, не терпят пренебрежения. Простой пример: несколько лет человек откладывал визит к стоматологу, а потом локдаун — и больной зуб превращается в неразрешимую проблему. Или пришло время выводить компанию на новый уровень, а бизнес-процессы не отлажены, специалисты не обучены, с современными технологиями команда на «вы». И, наконец, самый драматический опыт, который, наверное, проходит каждый человек: когда уходят из жизни родные и друзья, мы больше всего сожалеем о том, что не провели с ними больше времени, не сказали главных слов… Поэтому мы стараемся никогда не откладывать на потом ни дела, ни эмоции.

Готовность достойно ответить на любые вызовы или откликнуться на внезапно открывшиеся возможности иногда помогает здорово рвануть вперёд. Так было с нашим третьим филиалом на Коммунистической: мы особенно не собирались открывать новую клинику, но пришла информация о свободных помещениях в удачной локации. Мы подумали: «Почему бы и нет?» И через две недели в новом филиале уже шли ремонтные работы. Сейчас клиника в центре Новосибирска — ещё одна наша гордость и достижение.

Ищи новые смыслы

В бизнесе мы ежегодно проводим полный анализ деятельности всех наших клиник: что получилось, что нет, куда должно быть направлено наше внимание в ближайшее время и какие долгосрочные ориентиры мы себе ставим. Так, несколько лет мы отрабатывали в «Смитре» подход fast-track, при котором пациент может в кратчайшие сроки пройти диагностику и по её результатам получить консультацию узкого специалиста. Система отлично себя показала, поэтому мы продолжаем её развивать, дополняя новыми смыслами и глубиной. Помимо экономии времени мы делаем акцент на понятности и осознанности лечения. Врач не только ставит диагноз и назначает лечение, он объясняет и обосновывает это пациенту. Иными словами, переводит с медицинского языка на понятный.

Выход есть всегда

Навык ловить момент приходит вместе со способностью мыслить гибко, искать нетривиальные решения, даже если приходится выходить из зоны комфорта. Когда весной 2020‑го не хватало масок, мы шили их в клинике сами: когда нельзя было проводить корпоративы, мы праздновали день рождения «Смитры» на открытом воздухе. Во всём, что касается здоровья, это правило тоже работает. Медицина не стоит на месте, и даже при самых сложных диагнозах нельзя сдаваться, всегда нужно искать выход. И всё же хочется сказать: чтобы не упасть, не нужно доходить до самого края. Не бойтесь спрашивать, не бойтесь узнавать, старайтесь вовремя обращаться за помощью. Найдите время на свой организм, и он отблагодарит вас сторицей. Вы нужны себе, своей семье, своему делу, и если вы захотите, то даже в самой, казалось бы, безвыходной ситуации жизнь покажет вам открытую дверь.

Отпускай и принимай

Когда наши дети уехали, мы поначалу не находили себе места, но потом пришло понимание, что, наверное, мы выполнили главную родительскую задачу: научили детей быть самостоятельными и отпустили их. Мы по-прежнему на связи 24/7, но сейчас можем лишь поддерживать их решения, принимать их выбор и давать советы только тогда, когда нас об этом попросят. Это новый невероятный опыт, когда твои дети становятся твоими партнёрами: у них можно учиться, их достижениями можно вдохновляться, их глазами можно взглянуть на собственное дело. Новое поколение, в цифровом мире чувствующее себя как рыба в воде, подстёгивает наш интерес к технологиям. У нашего бренда за последние несколько лет обновился сайт, появился онлайн-журнал, свои аккаунты в Инстаграме и Фейсбуке, свой YouTube-канал. Записаться через WhatsApp, получить онлайн-консультацию, отслеживать данные в личном кабинете — мы всё время подключаем новые инструменты, которыми было бы удобно пользоваться каждому. Это захватывающий процесс — устранять барьеры, которые кому-то, возможно, мешали переступить порог клиники и заняться своим здоровьем.

Думается, что именно к максимальной открытости должна стремиться и отечественная система здравоохранения, и медицина в целом. Система профессиональных коммуникаций, протоколы лечения, сервис — всё должно двигаться навстречу людям, отвечать духу времени. Глядя на молодёжь, мы понимаем, что сегодня человек всегда стремится туда, где для него созданы комфортные условия, где он представляет ценность, где о нём заботятся. И медицина здесь не исключение, как, впрочем, и образование, архитектура, дизайн. Так что, сохраняя традиции, нужно научиться избавляться от отживших своё структур и разного рода догматики — всё это тянет назад. А в мире ещё так много непознанного, причём часто на расстоянии вытянутой руки.

Расставляй приоритеты

У современного человека, особенно если он лидер в той или иной сфере, множество зон ответственности, но ежедневно затыкать собой дыры срочных дел — бессмысленное занятие, ни на шаг не продвигающее на пути к цели. И когда ты входишь в это состояние вечной занятости, нет ничего важнее, чем устроить себе информационный детокс: если вы пропустите очередную «важную» новость в социальных сетях, ничего не случится, а вот время, проведённое в размышлениях над стратегически важным проектом, порой стоит очень дорого.

Мы верим, что мир можно менять своим отношением к нему

Вопрос определения приоритетов — сложный, даже философский. Иногда нет ничего важнее визита давнего друга, который впервые за долгое время приехал издалека, и у вас есть бесценная возможность поговорить, вернее, наговориться — вживую, без телефона — на это всегда можно найти время. Тем более, что за тобой команда, на которую ты можешь положиться и которая точно справится с текущими задачами и, возможно, решит их даже лучше, получив некоторую свободу творчества. А часть работы сегодня и вовсе можно доверить искусственному интеллекту: голосовой ассистент обзвонит клиентов, планировщик задач поможет организовать бизнес-процессы, поисковая система сама найдёт лучшие товары и услуги под твои запросы. Технологии здорово облегчают жизнь, и ими надо пользоваться, тем более что на их фоне особенно чётко проявляются ключевые приоритеты нашего времени: внимание, забота и человеческое общение.

Время на себя

Если не восстанавливать ресурс, он однажды закончится. И вроде бы все это знают, но трудно остановиться, когда ты привык быть «достигатором». Драйв, азарт, адреналин — состояние, знакомое любому, кто хоть раз был близок к желанной цели. Но уже давно не секрет, что адреналин — это, прежде всего, реакция на стресс, а последующий выброс эндорфина в природе нужен, чтобы снять боль. Наверное, такое поведение было оправдано лет 20 назад, когда, чтобы выжить, приходилось работать без сна и отдыха. Но тогда и поток информации был меньше, и не было такой гонки времени, с которой мы сталкиваемся сейчас. Сегодня, когда организм работает на пределе, а психика ещё и ежедневно отражает одну информационную атаку за другой, единственный способ выжить — это остановиться. Мы сами, конечно, ещё далеки от полного дзена, но привычка замедляться, восполнять свою энергию, соблюдать меру как в работе, так и в отдыхе постепенно входит в нашу жизнь. «Без фанатизма», — напоминаем мы себе и друг другу, чтобы сохранить самих себя, нашу компанию, нашу уникальную команду, благодаря которой мы реализуем все наши замыслы, а значит, должны давать ей и своевременный отдых, и эмоциональную подпитку.

Доверяя миру, можно изменить его к лучшему!

Верить в людей, нести им добро и готовиться к лучшему — мы искренне живём этим убеждением, да и сама жизнь подтверждает это каждый день. Мы верим, что мир можно менять своим отношением к нему. Если в миссии бренда мы декларируем определённые принципы, то люди, приходя к нам за помощью, должны видеть их на деле, иначе в бизнесе нет смысла. Если от сотрудников мы требуем искренней вовлечённости в работу, то и сами не можем действовать по принципу «это просто бизнес», иначе у нас не будет команды мечты. В жизни случаются и ссоры, и обман, и разочарования, но не надо видеть подвох там, где его нет. Редко бывает так, чтобы человек специально хотел нахамить вам, обидеть, причинить зло. Если это случилось, значит, он сам находится в конфликте и не может проявить свои лучшие качества. И тем более важно это лучшее в людях подмечать, принимать, нести полученные эмоции дальше. А когда ты получаешь от людей такой же отклик — значит, что-то в своей жизни ты точно делаешь правильно, и мир даёт тебе всё для воплощения твоих идей.

г. Новосибирск,
Геодезическая, 2/1,
Кошурникова, 29/4,
Коммунистическая, 48а,
тел. +7 (383) 209 05 33, www.smitra.ru

Текст: Марина Кондратьева
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом!