Гни свою линию!

9 / 2021     RU
Гни свою линию!
Александр Ворожейкин член сценарной группы компании «Disney Россия», креативный продюсер, создатель психологического шоу «Dilemma», победитель международного фестиваля кино ClujShorts в Румынии, победитель конкурса ТНТ PREMIER

Можно ли в театре, посмотрев спектакль, получить развернутую диагностику своей личности?! Во МХАТе им. Горького состоялась премьера первого в мире интерактивного психологического шоу «Дилемма», где зритель сам влияет на сюжет с помощью мобильного устройства, проявляя порой самые неожиданные стороны своего характера.

LT: Александр, как вам удалось создать спектакль, не имеющий аналогов, да ещё и презентовать его в одном из старейших театров страны?  

АЛЕКСАНДР ВОРОЖЕЙКИН: Идея появилась во время пандемии первой волны. До этого момента я создавал тимбилдинги, квесты и иммерсивные шоу. Поскольку в период самоизоляции все офлайн-проекты были поставлены на стоп, то совместно с моими коллегами Роландом Горисом и Марией Чумаченко я решил разработать онлайн-шоу, в котором постарался реализовать новую технологию психологической диагностики человека через вовлечение в историю семейной пары.
Работая над сценарием, я стремился вскрыть боль персонажа так, чтобы она стала узнаваема зрителем и эмоционально подключала его к истории. Набирая материал, мы консультировались с психологами и, естественно, искали в себе и в своём окружении важные темы, о которых хотели поговорить со зрителем.
Шоу строится на триггерных точках, через которые мы эмоционально подключаем зрителя к повествованию. Изначально спектакль появился в онлайн-формате, где зритель, сидя за компьютером, взаимодействовал с реальностью спектакля и влиял на сюжет при помощи системы интерактивных кнопок.

Судя по названию «Дилемма», выбор зрителям предстоит нелёгкий?

Да, зритель сталкивается с моральными дилеммами, которые заставляют его быть откровенным. Проходя через условную драматическую арку, человек начинает анализировать собственную жизнь, находить ответы, вдохновляться и даже испытывать состояние катарсиса. В процессе шоу прорабатываются вопросы отношений внутри семейной пары, которая проходит ряд кризисных периодов. По завершению спектакля зритель получает на свою электронную почту диагностическую карту своих поведенческих моделей, разработанную нашей командой психологов. Таким образом, шоу имеет продолжение, касающееся уже лично зрителя. Мы считываем определённую симптоматику человека и даём рекомендацию, над чем ему в себе стоит работать.

А как шоу из онлайна вышло на сцену МХАТа?

Видимо, я фаталист, поскольку верю, что даже самое странное стечение обстоятельств не бывает случайным. Однажды во МХАТе им. Горького я встретил хорошего знакомого, которого не видел 17 лет. Оказалось, он работает креативным продюсером открытых сцен МХАТа. Театр сейчас, вероятно, находится в процессе поиска новых форм, поэтому наш перформанс прекрасно вписывался в концепцию экспериментального обновления.
После премьеры «Дилеммы» один из продюсеров театра сказал, что далеко не всякая постановка имеет такой высокий уровень зрительской включённости в происходящее во время спектакля. В итоге наш спектакль включили в репертуар театра, и уже с сентября его можно будет снова увидеть на сцене МТАХа.
При этом часть шоу проходит не на сцене, а на экране. Мы трансформировали перформанс, разделив его на визуальную часть на экране и непосредственное взаимодействие ведущего со зрителями. В роли ведущего выступаю я, благо, опыт позволяет. Через свои мобильные устройства зрители подключаются к единой интерактивной платформе и в ключевые моменты шоу принимают решение, голосуя тем или иным образом на своем устройстве. Каждый голос учитывается системой, и далее зрителям предлагается развитие событий, за которое проголосовало большинство.
Мы ломаем привычные театральные стандарты, но мы и не заявляем наше действо как спектакль. Это шоу, помогающее зрителю взглянуть внутрь себя. И чем глубже он занырнёт, тем интереснее результат получит на выходе. Я замечал, как, выйдя из зала, люди не торопятся уйти домой, а стоят и читают свою диагностическую карту, присланную после показа.

Вы планируете и дальше развиваться в театральном направлении или вам ближе работа сценариста?

Мне интересна работа со зрителем – как в качестве ведущего, так и сценариста. У меня уже есть разработки нового перфоманса, посвящённого вопросам мотивации и состояния счастья.

С темой счастья у вас связан ещё один интересный проект – участие в сценарной группе «Disney Россия». Расскажите об этом.

Это был прекрасный, причём неожиданный для меня опыт. Лет пять назад я, ещё не имея серьёзного сценарного опыта, но имея большое рвение, писал огромное количество сценариев для короткометражных фильмов и пачками рассылал их на различные конкурсы. Статистика показывала, что пробиться на эти конкурсы крайне сложно, поэтому я очень удивился, когда получил приглашение к сотрудничеству в проекте «Счастье – это» от компании «Disney Россия». Кстати, к тому времени я уже стал задумываться: стоит ли переезжать из комфортного для меня Новосибирска в неизвестную, но перспективную для сценариста Москву? Получив приглашение, я понял, что это и есть ответ на мой вопрос. В «Disney Россия» я прошёл крутую профессиональную школу и создал две сценарные истории, вошедшие в экранизированный киноальманах, состоящий из семи фильмов. Одна из моих историй называлась «Шансы в танцы». Эту короткометражку я написал, вдохновившись выступлением очаровательного фактурного толстячка Димы Красилова в шоу «Танцы» на ТНТ. На основе этого персонажа я создал историю о парне, который работает в Останкино уборщиком, но мечтает не мыть сцену, а танцевать на ней. В качестве референса героя добавил ссылку на видео того самого танцора из «Танцев». Режиссёры пригласили Диму на кастинг, но в фильм взяли всё-таки другого актёра.
Спустя какое-то время на ютуб-передаче «Бар в большом городе» солисты группы Little BIG выбирали истории, которые они хотят услышать от зрителей студии. Выбор пал на тему «неудавшиеся кинопробы».
И тут вышел Дима Красилов и рассказал, как его не взяли на роль в моем фильме, чтобы он сыграл самого себя. Для убедительности Дима тут же сделал известное движение дроп из танца вог. В итоге ребята из Little BIG решили, что такой забавный фрик нужен им в клип песни Uno, которая заявлена на «Евровидение». Так появился один из самых популярных в России персонажей прошлого года – Пухляш из Little BIG.

Получается, вы сделали звезду?

Дима сам себя сделал. Он продемонстрировал идею моего фильма: гни свою линию, не обращая внимание на внешние факторы. На самом деле, это и есть моя вера, которую я транслирую, в частности, в своих работах. Я рад, что смог приложить опосредованное участие к взлёту Димы Красилова. Мы до сих пор продолжаем с ним общаться. Дима, кстати, просит меня написать сценарий, где он мог бы реализовать свой драматический потенциал как актёр.

Вы специализируетесь на драме?

Мне как драматургу нравится вскрывать боль. Но здесь важно, чтобы эмоции и чувства, о которых ты пишешь, были лично тобой пережиты. Помимо драмы, мне нравится жанр городского фэнтези с лёгкой паранойей под названием «а вдруг правда?!»

Наверно, этот же вопрос вы себе задавали, когда, будучи создателем квестов, решили стать сценаристом?

Я с детства любил кино, но отрасль киноиндустрии мне казалась недосягаемой. Я восхищался такими великими фильмами, как «Титаник», «Аватар», побивший все мировые рекорды кассовых сборов. Позже этот рекорд был побит гениальным продюсерским проектом – фильмом «Мстители. Финал».
Триггерной точкой для меня стало путешествие по Америке, когда в Южной Калифорнии я оказался на экскурсии по съёмочным павильонам Warner Bros. Pictures. Гуляя по залам Гарри Поттера и Бэтмена, прикасаясь к костюмам и декорациям из великих историй, я неожиданно остро ощутил, что кино гораздо ближе, чем кажется. Особенно меня впечатлила инсталляция в виде пирамиды, состоящая из присланных в компанию сценариев за год. Снизу лежали отбракованные рукописи, в середине — заинтересовавшие студию, выше – сценарии, по которым были сняты фильмы, а на самом верху была работа «Операция «Арго» абсолютно неизвестного ранее сценариста Криса Террио, получившего «Оскар» за свой первый сценарий.

Я понял, что в любой ситуации важно выбирать жизнь
в согласии со своими мечтами и целями, и разрешил себе ступить на путь киноиндустрии

Осознание того, что главную награду киноиндустрии можно взять, не имея громкого имени, стало для меня той желанной морковкой, которая висит перед тобой и вдохновляет на движение. Я понял, что в любой ситуации важно выбирать жизнь в согласии со своими мечтами и целями и разрешил себе ступить на путь киноиндустрии. Конечно, за этой мечтой стоит большой труд, постоянное обучение и оттачивание мастерства, которое должно перейти на уровень бессознательной компетенции. Хотя есть авторы, умеющие писать интуитивно. Например, гениальный Лев Толстой, который плакал и просил Анну Каренину, чтобы она не шла бросаться под поезд. Для меня же написание текста – это определённая технология и труд. Но в процессе этого труда ты действительно слышишь, как тебе сверху начинают нашёптывать. Главное, быть честным с собой, тогда ты становишься – хозяином своей судьбы, получаешь ресурс к реализации истинных желаний и неминуемо приходишь к успеху и состоянию счастья.

Текст: Анастасия Михайлова