Становление нового миропорядка

9 / 2021    RU
Хариндер Сингх Срао, генеральный директор компании Anjos International, колумнист журнала Leaders Today, с супругой Анной Сергеевой

От человека ведомого к человеку сознательному, самостоятельно создающему свою действительность — происходящие события указывают нам на то, что мы стали участниками особого цивилизационного перехода, в котором сложившийся столетиями миропорядок меняется и складывается в новую мозаику картины мира и расставляет новые приоритеты.

                                                                                          Переход от восприятия старой сути к Новой есть переплавка ЯВЛЕНИЯ

                                                                                                                                                                                                                В. П. Гоч

 

Прежние договорённости утрачивают силу

В обозримой ретроспективе масштабные структурные изменения в мире всегда были следствием больших конфликтов. Тридцатилетняя война, закончившаяся Вестфальским миром с его принципом «баланса сил» и Вторая Мировая война, после которой случился очередной передел сфер влияния — тому подтверждение. Собственно, с Ялты, где была инициирована реализация идеи современной ООН, началась жизнь в рамках привычного нам миропорядка. Впрочем, привычным он оставался до тех пор, пока события в планетарной ленте жизни не начали серьёзно ускоряться, настойчиво подводя человечество к рубежу времён.
Концентрация серьёзных цивилизационных потрясений — от естественных, таких, как эпидемии и природные катаклизмы, до антропогенных, к которым мы относим межгосударственные столкновения, революционные перевороты внутри стран и т.  д. — столь высока, что её невозможно не заметить. И если в последние несколько столетий очевидным было господство западной цивилизации, то сегодня мы как будто в ускоренной перемотке наблюдаем то, о чём в начале XX века говорил Освальд Шпенглер, — закат старой Европы и своеобразную переплавку цивилизаций, длительное время подверженных европейской экспансии. Кто-то возразит, что угасание Западу пророчат давно, ведь именно европейские ценности по-прежнему формируют культуру самых богатых и влиятельных стран. Но даже ребёнку нужно время, чтобы научиться ходить. Что же говорить о цивилизации, которая шла к своему господству несколько веков. Потребуется не одно десятилетие, а может, и не один век, чтобы прежнее господство с его внутренним противоречиям, неизбежными для такой пространной и сложной структуры, ослабло. И, видимо, пришло время перемен, это подтверждает и один из ведущих интеллектуалов нашего времени, патриарх дипломатии и большой политики д-р Генри Киссинджер, говоря о том, что международную систему XXI века будут формировать пять–шесть держав и союзных государств, относящихся к разным цивилизациям: это США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, и, возможно, Великобритания плюс средние и малые государства, попадающие под влияние мировых лидеров. Кроме того, нельзя не обратить внимание на страны Персидского залива, которые богаты энергоресурсами, а потому могут чувствовать себя вполне уверенно в статусе сильного игрока на международной арене. Интересно заметить, что две державы, Россия и Китай, столь разные по менталитету и даже генотипу, находятся в одном геополитическом пространстве и им придется учиться взаимодействовать друг с другом, мудро применяя дальнозоркость, а мудрость — это тонкая грань между рациональностью и иррациональностью.

Смена векторов

Международные институты и транснациональные корпорации пока используют своё влияние, чтобы диктовать отдельным государствам, что им позволено на их территории, а что нет. Недавние примеры: Украина, Белоруссия, Ирак, Судан, Ливия, Афганистан. Но именно недавние события в Афганистане как нельзя более ярко проявили черты столкновения цивилизаций, характерные для глобальной политики. Мудро говорят: «У чужого бытия счёт идёт на ЧАСЫ, а в родном бытии — на ВРЕМЯ», то есть присутствие США в Афганистане было чужеродным и подошло концу. Это наглядный пример того, как локальная культура всегда будет сопротивляться давлению извне, навязыванию чуждых ей ценностей, и конфликт этот в стадии своей кульминации может принимать самые жёсткие формы. Словно стараясь максимально безболезненно пережить этот опыт, народы и культуры приходят в движение, поляризуясь по принципу сходства. Здесь уместно процитировать научного руководителя Школы Причинности Василия Павловича Гоча, который пишет, что Цивилизация — это выраженная Культура и обе они относятся к Образу жизни народа, включая в себя менталитет, законы и ценности. Именно распространение цивилизационной культуры способствует активации и развитию новых центров силы, которые становятся наиболее могущественными и влиятельными в культурном отношении.
В новой картине мира, представленной нам Киссинджером, эти центры обозначены довольно чётко: Россия, которая является стержневым государством православной цивилизации, США, Великобритания, Германия и Франция. В отличие от других цивилизаций, западная цивилизация имеет два стержня — это североамериканский и франко-германский, они объединяют вокруг себя Запад. Индия как идеологически расколотая страна, тем не менее, является центром индуистского и исламского миров и играет балансирующую роль, Китай — это, конечно, воплощённая Азия. Есть ещё страны-одиночки — такие, как Япония и Эфиопия — не имеющие культурной общности с другими регионами. Но и они, наряду со всеми остальными, могут пережить стадии раскола или даже разрыва, когда внутри одного государства разные народы стремятся к обособленности на своей территории или же государственные лидеры игнорируют собственную господствующую культуру и явно тяготеют к другой цивилизации, и Украина тому пример. На мой взгляд, Россия первая и пока единственная переживает все эти болезненные стадии и проявляет высокий творческий потенциал своего многонационального и при этом единого по духу народа. Мудрость поколений, позволявшая веками уживаться на одной территории представителям совершенно разных культур, сегодня отозвалась глубокой осознанностью, которая помогла россиянам сообща достойно пережить события XX века. Сегодня именно в России формируется Парадигма Нового Времени, где во главу ставится Человек, а человеческое сознание становится новым социальным инструментом.

Внимание на Человека

Существующие наднациональные структуры — такие, как МВФ, Европейская комиссия и ТНК, рассматривающие страны как рынки сбыта, — непостижимым образом заняли место выше политического истеблишмента. Большую политику творят не президенты, канцлеры и премьер-министры, а бюрократы, олигархи и транснациональные компании. Так, например, в 70‑х годах в Индии, которая ещё не являлась частью глобального рынка, была своя отличная продукция, которая способствовала развитию внутреннего рынка. В самостоятельных во всех отношениях государствах людям, как правило, хватает и денег, и вполне качественных продуктов. Глобализация же вынуждает людей постоянно жить в состоянии смутной тревоги — то денег нет, то ресурсов, то качество товаров и услуг оставляет желать лучшего, способствуя чужим приоритетам. Хлебнув глобализации и переживая потери, страна приобретает суверенитет, постепенно восстанавливая свой внутренний порядок. Развиваясь, страна действует совершенно в ключе нового времени, защищая интересы человека и утверждая принцип Справедливости как одно из главных проявлений человечности.
Сакрально возрождается понимание, что сознание человека, его настрой, воля к жизни становятся великой силой, формирующей новую картину мира. Если парадигмы старого времени были направлены на экстенсивное освоение ресурсов планеты с последующим планируемым хаосом и внедрением моделей полицейских государств, то Россия, проходя так называемую точку Сингулярности, выходит в новую реальность, где человек и человечность должны стать приоритетом.
И должно прийти понимание и осознание того, что Россия обладает не только энергоресурсами, но и человеческим потенциалом, и что Россия богата всеми этими ресурсами. Более того, наша страна является центром православия как уникального вероучения, в призме которого тело, душа и дух человека развиваются в божественном балансе, и стержневым государством славянской цивилизации. Это уже кристаллизованное системообразующее начало для воплощения идеи цивилизации Человека, сменяющей цивилизацию технологий.

Диспозиции стран в Картине Миропорядка

Россия проходит по пути, который предстоит совершить и другим странам, чьи культурные особенности будут проходить проверку новым временем и покажут себя в новом свете. Например, Индия в своё время сделала ставку на интеллектуальный потенциал страны и не стала фабрикой материального товара, а наработала блестящий опыт в сфере образования, который даёт возможность в любой момент гибко переориентировать экономику на развитие наиболее актуальных отраслей. При этом вектор развития Индии очень стоек, потому в образовательной системе упор был сделан на воспитание не просто профессионала, а профессионала как личности, а это очень важно. В этом отличие Индии от Китая, который в период экспоненциального экономического роста как раз таки стал мировой фабрикой по производству товаров. С одной стороны, это позволило Китаю вывести более 500 миллионов граждан из абсолютной бедности, но с другой, пока целый народ работал как одна живая машина, не был в достаточной степени реализован творческий потенциал человека как единицы. Так что в новой геополитической структуре мира Китай — самый непредсказуемый элемент системы. Европейская цивилизация в новом времени будет по-прежнему отвечать за комфорт, и это тоже хорошо, потому что между бытием и бытом должен быть баланс. Ведь если качество и комфорт жизни человека остаётся низким, не всегда получается рассуждать о высоких материях. Но важно понять, что без духовного развития материальное богатство быстро исчерпывает свою ценность и приводит общество в тупик. Так, даже самое престижное образование не гарантирует реализации в профессии, в то время как постоянное самообразование и саморазвитие дают больше возможности для роста. Путём образования человек может передать Истину, но постичь Истину можно только путем самообразования.
Так и в странах: комфорт населения — это замечательно, но счастье людей не всегда в комфорте.
Возвращаясь к России и другим странам, поляризованным на духовность, мы видим, что в новом времени государственность уступает место человечности во всех её проявлениях. Можно ввести против народа санкции, лишить его гимна, флага — то есть главных символов государственности, — но творческое начало, усиленное генетически заложенным чувством справедливости, в любой ситуации найдёт парадоксальный выход из устаревших категорий мышления и отношения к жизни.
«Тот объект, с которым мы не взаимодействуем, не существует для нас», — пишет В. П. Гоч в одной из своих статей. Поток человеческого Бытия уже направлен в созидательное русло, которое прокладывают для человечества его светочи. Тьме же остаётся роль пожирателя павших систем, которые не смогли создать свободного потенциала творения. Для тех, кто смог этот потенциал создать, нынешний хаос в его горизонтальной организации постепенно остаётся за гранью действительности. Будущее — за устремлёнными ввысь, организованными по принципу мирового древа структурами, чья устойчивость будет непоколебима, пока непоколебим Человек. Сейчас мы все наблюдаем и участвуем в процессе переплавки прежнего и формирования нового миропорядка.

Текст: Марина Кондратьева