Миссия – нести свет

1 / 22    RU
Денис Шаповалов российский виолончелист, дирижёр, композитор, рок-исполнитель

Первый классический музыкант, выступивший на Северном полюсе, первый виолончелист-рокер, сыгравший на сцене с народным оркестром, а также получивший первую премию Конкурса имени Чайковского… Первый в разных творческих направлениях, Денис Шаповалов выступил в новосибирском Концертном зале им. А. М. Каца, где исполнил мировые рок-хиты в переложении для оркестра русских народных инструментов. Конечно же, впервые на этой сцене.

LT: Денис, расскажите о программе «Will Folk You, или Рок с русским акцентом», которую вы исполняли в Новосибирске. Не часто можно услышать подобный музыкальный микс из традиций и новаторства, рока и фолка.

ДЕНИС ШАПОВАЛОВ: Такой союз электровиолончели, народных инструментов и рока, действительно, необычен, свеж и интересен не только для публики, но и для самих музыкантов, которые имеют, наконец, возможность выйти за свои традиционные рамки. Судя по всему, все были в восторге! Я благодарен моим новым друзьям – русскому академическому оркестру Новосибирской филармонии – за смелость и авантюризм!
Идея такой программы родилась ещё два года назад, когда я проводил свой фестиваль «Концертный ЗалП» в Рязани с участием большинства коллективов филармонии.

Что для вас, как для композитора, является главным критерием в музыке?

Это взаимоотношения между исполнителем и публикой. Мне хочется музыкой затронуть сердца, души, голову, вызвать настоящий, не надуманный интерес, пробудить фантазию и эмоции, желание послушать эту музыку еще раз! Дать людям настоящую гармонию и правду, а не «измышлизмы» и подмену понятий.

Вы как-то сказали в одном из интервью, что основное преимущество рок-музыкантов перед классическими музыкантами-профессионалами в отсутствии традиционных стереотипов. Вам удалось от них полностью избавиться?

Да, проблема рамок и узкопрофильности с догмами и законами, которые необходимо уважать и соблюдать, существует в любом традиционном академическом образовании.
Для одного музыканта это хорошо, и он правилам следует всю жизнь, а для другого – этих дверей и пространств за ними становится мало. Это не значит, что всё накопленное надо ниспровергать. Нет, музыкальный опыт важно переплавить с фантазией, с новым творческим видением и создать новые реальности. На подобный процесс у меня ушло немало времени, но зато теперь я виртуозно выполняю любые кульбиты на разноуровневых «канатах» музыки. Верные помощники на этом пути – чувство вкуса и интуиция, которые всегда укажут верную дорогу. Хорошо, если они есть как данность, но и при отсутствии эти качества можно в себе воспитать.

Как бы вы описали свои личные качества, присущие вам как виолончелисту, как дирижёру и как рокеру?

В первую очередь я музыкант – а это для меня синоним правды. Это отдача чистой светлой энергии публике. Во-вторых, я – профессионал. И в-третьих – шоумен. Правильная подача и объяснение происходящего на сцене очень важны, особенно для нового слушателя. Также важен и правильный настрой – всегда ощущать кураж и готовность обмена высшими энергиями с людьми. Видеть радость окружающих и, как сейчас говорят, производить позитив в промышленных масштабах.

В первую очередь, я музыкант – а это для меня синоним правды. Чистой отдачи светлой энергии публике. Во-вторых,
я – профессионал. И в-третьих – шоумен

Не важно, какой стиль ты сегодня играешь, – эмоции абсолютно одинаковые! Вопрос лишь в том, можешь ли ты их генерировать. Бах, Гайдн, Бетховен были самыми первыми рокерами! Просто в их времена ещё не было электричества.

Профессиональное исполнение музыки требует колоссальных временных затрат. Можно по 11 часов играть каждый день, но так и не стать не только известным музыкантом, но даже ни разу не выступить на своём концерте. Вы всегда знали, что будете широко востребованы как музыкант?

Да, можно и по 12 часов в день играть и не стать профессиональным музыкантом.
Но это во многом зависит от того, как заниматься, какие ставить перед собой цели и вскармливать идеалы – по каким направлениям запускать энергию. Если найти правильные ответы на эти вопросы, то они станут надёжными проводниками в этом большом, рискованном и увлекательном путешествии!
Я всегда знал и верил в своё музыкальное будущее. С самого детства. Собственно, в этом моя миссия и причина появления на наш чудный свет.

Вы стали первым классическим музыкантом, выступившим на Северном полюсе, – это тоже часть миссии?

Слово «авантюрист» в русском языке носит негативную окраску, но в правильном переводе оно означает людей, которые что-то зачинают и предпринимают впервые – как правило, с соответствующими рисками.
В этом смысле я – авантюрист. Только авантюрист полетит на Северный полюс, перед этим подписав кучу «пугающих» документов, согласно которым моё тело, в случае чего, отдали бы на съедение белым медведям. Шучу, но в целом примерно так. Зато на другой чаше весов был интерес!
Я люблю быть первым. Первая премия, первый на полюсе, первый с народным оркестром, первый классический музыкант-рокер и т. д. И потом, это ещё одна увлекательная история, которую я буду рассказывать правнукам, а они будут сидеть, открыв рты, слушать и представлять меня на Северном полюсе в далёком 2007 году.

Кроме того, можно ещё рассказать правнукам про сотрудничество с Мстиславом Ростроповичем. Каким вы запомнили маэстро как профессионала и как человека?

Человек-планета, который влюбил в себя всю Землю! Человек-музыка! Профессионал и легенда. Отец виолончелистов. Мне выпало счастье на протяжении десяти лет, к сожалению, его последних, общаться и вместе играть на разных континентах. Это воспоминания, которыми я горжусь. Ростропович настолько многогранная личность, что для рассказа о нём нам необходимо отдельное большое интервью.

Денис, возвращаясь ко дню сегодняшнему – как, будучи человеком, тонко чувствующим, вы ощущаете настоящее время?

Меня беспокоит общий пикирующий уровень культуры в обществе. Недобрые алчные субъекты последние лет двадцать старательно «утюжили» нравственность, мораль и простые вечные человеческие ценности. Им, к сожалению, многое удалось сделать в этом направлении. Конечно, это всё влияет на данный исторический период. Не столько на высокое искусство (оно вечно), сколько на количество его сторонников и последователей – их становится меньше. Этот тонкий баланс крайне важен. Иногда мы, классические музыканты, смеёмся – мол, наверное, мы последние динозавры. Надеюсь, всё же с классической музыкой не случится то же, что с английским театром, который лет на шестнадцать запретили во времена Оливера Кромвеля в ХVII веке.
Ещё одна насущная проблема – нескончаемая пандемия. Но, как говорил царь Соломон, «и это пройдёт». Есть мы – люди искусства, артисты и художники, вдохновители и вдохновляемые! Мы посланы на Землю, чтобы сохранять Свет и делиться им с людьми. Ведь утром всегда восходит солнце!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Михаил Афанасьев