На пьедестале мировой оперы

1 / 22    RU
Василиса Бержанская мировая оперная певица (меццо-сопрано), солистка НОВАТа, приглашённая солистка Михайловского театра

«Лучшая в мире молодая певица» — такой статус прима НОВАТа Василиса Бержанская получила в 2021 году на Международной оперной премии в Великобритании. В этом же году Василиса успешно дебютировала на сценах Венской оперы и Королевского театра Ковент-Гарден. Следующие гастроли певицы уже в самое ближайшее время состоятся в Метрополитен-опере, Баварской государственной опере и других ведущих театрах мира.

LT: Василиса, как вы себя ощущаете в статусе лучшей в мире молодой солистки оперы?

ВАСИЛИСА БЕРЖАНСКАЯ: Безусловно, получить такую престижную награду очень почётно и очень приятно. Это серьёзная оценка проделанной работы, но каждая покорённая вершина, каждый успех — это большая ответственность.

Что, на ваш взгляд, важнее для достижения успеха — талант или трудолюбие?

Только комбинация таланта и трудолюбия может привести к успеху. Хотя если ты очень талантлив, можно быстро прийти к успеху, но таким же быстрым будет конец этого успеха, если человек не будет развиваться и ежедневно работать над собой. За каждым успехом стоит большой труд.
Я рада, что я настолько люблю свою профессию, что изучение всего нового и работа над собой мне безумно интересны, и я это делаю с огромным удовольствием.

Есть мнение, что российские и мировые музыкальные конкурсы сегодня достаточно ангажированы. Это действительно так?

Возможно, какие-то единичные — да. Но серьёзные конкурсы с профессиональными членами жюри дорожат своей репутацией. И смысла «продавать» места абсолютно нет. Ведь после всех конкурсов мы выходим на профессиональную сцену, и там всё становится понятно — кто действительно заслуженно получил награду, кто авансом, а кто абсолютно случайно.

Одним из самых значимых для вас конкурсов был проект «Большая опера» в 2014 году. Наверное, тогда юную Василису впервые услышала вся страна. Поделитесь этим опытом.

Это случилось очень неожиданно для меня, тогда я была ещё студенткой Академии Гнесиных.
Полученный в проекте опыт, как сценический, так и телевизионный, был абсолютно уникальным для меня.
Обо мне узнали и стали приглашать с концертами в разные города России. Что очень приятно — многие до сих пор помнят мои выступления в проекте и просят в концертах исполнять арии, которые я исполняла на конкурсных турах.

Сегодня вы часто исполняете барочный репертуар. В чём для вас главная ценность произведений «эпохи королевской роскоши»?

Музыка барокко была моим увлечением с юных лет. Кто-то слушает рок, джаз, поп-музыку, а я слушала барокко. Правда, изначально не относилась к этому серьёзно, поскольку в нашей стране не было настоящей барочной школы, особенно вокальной. Я не знала, как могу развиваться в этом жанре, но однажды в Амстердаме судьба свела меня с одним из лучших барочных дирижёров нашего времени — я спела ему на прослушивании, после которого он пригласил меня сразу в несколько серьёзных барочных проектов на главные роли. С того момента барокко для меня стало не просто хобби, а одной из моих специализаций.
Ценность музыки этого периода для меня в силе тех эмоций, которые она в себе несёт, — как самых чистых и прекрасных, так и крайне негативных. Каждая часть барочной оперной арии — оратории, кантаты — это своего рода состояние аффекта, высшая точка выраженных в музыке чувств. Мне безумно интересно все эти эмоции переживать на сцене.

В Новосибирске достаточно много исполнителей барочных произведений. Можно ли сказать, что это город, где барочная музыка особенно востребована?

Любовь к тому или иному жанру зависит не от региона, а от того, насколько люди знакомы с этим жанром, какого уровня музыканты знакомят публику с тем или иным жанром, есть ли возможность постоянно узнавать что-то новое. Так постепенно появляются ценители барокко. Я буду очень рада, если в Новосибирске, как в Европе, барокко объединит людей в сообщество фанатов старинной музыки, ведь это очень необычное и увлекательное направление.

Если сравнивать российскую и европейскую музыкальные школы, какой из них вы отдали бы сегодня приоритет?

Я могу с гордостью сказать, что являюсь ярким представителем русской вокальной школы, поскольку своё образование получила и продолжаю получать в России: музыкальная школа, музыкальный колледж, Академия имени Гнесиных, двухгодичная оперная программа в Большом театре, ассистентура в Академии хорового искусства имени В. С. Попова… Именно русское музыкальное образование является одним из лучших в мире. Но к нашему образованию я добавила занятия с иностранными пианистами-коучами. Над каждой итальянской, французской, немецкой ролью я работаю с носителем языка, поскольку считаю это необходимым.

Можете назвать своих любимых педагогов?

Семь лет назад мне повезло встретить Дмитрия Юрьевича Вдовина — это наш легендарный профессор, художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра. Сегодня он мой главный наставник. Специфику нашего творчества сложно передать словами — это ежедневная тонкая работа, как правило, на слух. Важно, чтобы у педагога было тонко настроенное ухо. Дмитрий Юрьевич, несомненно, обладает этим уникальным свойством. Также Дмитрий Юрьевич видит перспективу своего ученика, что тоже очень важно для педагога, он чётко определяет в каком направлении надо развиваться.

Каждый педагог, встретившийся на моём пути, — фанат
своего дела. Сколько времени и сил они вкладывают
в своих учеников!

До Дмитрия Юрьевича я занималась с Рузанной Павловной Лисициан, представительницей известной вокальной династии, сделавшей большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны. Приехав с юга России в столицу и сразу попав в семью Лисициан, я за пару лет стала абсолютно другим человеком.
Каждый педагог, встретившийся на моём пути — фанат своего дела. Сколько времени и сил они вкладывают в своих учеников! А ещё за многие годы и с Рузанной Павловной, и с Дмитрием Юрьевичем мы стали очень близки — у меня есть «вокальные» мама и папа. И я это очень ценю.

Для певца лучше заниматься с одним педагогом или сразу с несколькими?

Я сторонница занятий с одним педагогом. Наше дело крайне субъективно: один слышит так, другой иначе, одному нравится одно, другому — другое. Если у тебя есть кто-то, кому ты очень доверяешь, кто помогает тебе развиваться в правильном направлении, если со своим педагогом ты делаешь определённые успехи — зачем искать кого-либо ещё? Лучше остальные силы направить на изучение иностранных языков и их фонетики, на занятия стилями с иностранными пианистами-коучами.
Коммуникация в нашей профессии очень важна, и в основном все общаются на английском или на итальянском языке, поэтому знание языков необходимо. Как необходимо и владение фонетикой, чтобы исполнять французские, немецкие, итальянские, английские оперы.

Вы часто выступаете в Европе, но родным театром для вас сегодня является НОВАТ. Что стало решающим при выборе места постоянной работы?

Мой самый первый педагог по вокалу многие годы была примадонной этого театра. И она мне много рассказывала про НОВАТ, поэтому мысль о том, что я хочу тут когда-нибудь спеть, у меня была.
И вот в один прекрасный день мне позвонил маэстро Дмитрий Юровский и предложил спеть премьеру оперы «Севильский цирюльник» режиссёра Дмитрия Белянушкина. Всё прошло очень успешно, и от руководства театра мне поступило приглашение стать штатной солисткой труппы.
В начале моего творческого пути мне повезло поработать в Большом театре, через пару лет перейти в штат Немецкой оперы в Берлине, а потом я перешла на фриланс и здорово оценила свободу решений, позволяющую мне выбирать, когда и в какой театр поеду и какой репертуар буду исполнять. Являясь солисткой НОВАТа, я располагаю профессиональной свободой, которая мне необходима, и при этом нас с театром объединяет взаимный творческий интерес.

Недавно у вас состоялся сольный концерт и в Новосибирской филармонии. Расскажите подробнее об этом проекте, подготовленном Михаилом Симоняном.

Идея моего сольного концерта при поддержке министерства культуры Новосибирской области зрела уже давно. И, наконец, сошлись все необходимые факторы. С оркестром «Новосибирская камерата», актёром Вячеславом Манучаровым, дирижёром Николаем Цинманом, скрипачом Алексеем Лундиным и приглашёнными специалистами по барокко мы сделали очень необычный проект под названием «Барокко — бельканто — Шекспир», а Михаил Симонян, недавно назначенный на должность художественного руководителя «Новосибирской камераты», в этот вечер выступил в роли режиссёра и продюсера. Оперное и драматическое искусство в один вечер встретились на одной сцене. Я рада, что публика очень высоко оценила наш новый проект. Надеюсь, что мы его покажем и в других городах.

Нет ли творческой конкуренции между двумя крупнейшими оперными площадками Новосибирска — НОВАТом и филармонией?

Думаю, слово «конкуренция» не совсем подходит для творчества. Столько возможностей создавать уникальные спектакли, концерты. Каждый театр, концертный зал должен жить своей творческой жизнью. В Вене, например, три оперных театра, несколько концертных залов, и в каждом ежедневно проходят различные спектакли и концерты.

Думаю, слово «конкуренция» не совсем подходит
для творчества. Каждый театр, концертный зал должен
жить своей творческой жизнью

Так же и в Москве, и во многих других городах — каждый театр, каждый концертный зал живёт своей жизнью, абсолютно разной, и это прекрасно.

Сегодня, судя по всему, для многих певцов не самые лучшие времена. Как вы пережили начало пандемии?

Отдых от выступлений у меня был лишь в первые месяцы пандемии. Затем начались онлайн-проекты, репетиции, концерты, съёмки… Конечно, некоторые планы перенесены на неопределённое время — например, мои выступления в Австралии и Новой Зеландии.
Зато в конце 2020 года в Риме мы сняли фильм-оперу, который был показан в прайм-тайм на главном телеканале Италии. Фильм посмотрели около миллиона зрителей — уверена, мы смогли заинтересовать оперным искусством и тех людей, которые до этого момента не ходили в театры.
А с марта 2021 года я работаю в режиме нон-стоп. Этим летом я приняла участие в оперном фестивале Россини в Пезаро, где исполнила фантастически красивую роль в опере «Моисей и фараон», затем выступила на сцене Венской оперы в «Севильском цирюльнике», а в конце декабря уходящего года — в лондонском театре Ковент-Гарден в опере «Набукко».
В ближайших планах у меня дебют в Баварской государственной опере, на фестивале в Экс-ан-Провансе, в театре Метрополитен-опера, Сан-Карло и многих других театрах. Также я немного расширю свой репертуар в жанре драматических опер бельканто. Есть мысли насчёт сольных программ — возможно, даже запишу диск. Посмотрим, что получится — я привыкла всё делать качественно, а на это нужно время.

Есть мнение, что голос у певца живёт «самостоятельной» жизнью. Как с ним договариваетесь — бывает ли, что голос вами управляет?

Нет, не бывает, я всегда знаю, что делаю на сцене, всегда голос под контролем, кстати, этому мы учимся всю жизнь. Необходима очень тонкая координация… Много всего должно сложиться воедино для того, чтобы получился красивый звук. Если голос управляет вами, это говорит о недостатке техники и опыта. Даже когда певец нездоров, он должен всё держать под контролем, уметь распределить силы, знать, как не навредить голосу. Но, как правило, в такие моменты надо просто дождаться выздоровления.

Оперная дива — это ещё и уникальный образ: внешность, характер, звучание. Как бы вы охарактеризовали свой имидж?

Не могу как-то определённо его охарактеризовать. Всё зависит от настроения и репертуара. Сегодня я могу выйти на сцену в чёрном элегантном, а завтра создать яркий неординарный образ.
Для меня важно максимально раскрыть то, о чём я пою, что переживаю внутри, и наряд может помогать или мешать, поэтому очень важно всё продумывать до мелочей. Я всегда ориентируюсь на свой вкус, главное, чтобы мне нравилось и мне было комфортно.
Помню, в проекте «Большая опера» мне хотелось пощекотать нервы тем, кто считает, что оперные певицы должны выглядеть как «зефирки» из XX столетия. Я ярый противник этого устаревшего стереотипа. Особенно парадоксально, когда в «зефирных» платьях с кринолинами певицы поют арии травести, например, Ромео.

Василиса, в преддверии Нового года поделитесь семейными традициями, связанными с ним.

Я люблю Новый год и зимние праздники стараюсь встречать в семейном кругу. Каждый год я с удовольствием готовлю новогодние подарки для родных и близких. Из традиций — обязательно оливье, в какой бы части света я ни находилась, и загадать желание под бой курантов.
Сегодня для многих людей непростое время, но любую ситуацию можно постараться обернуть себе на пользу. Я желаю всем в 2022 году верить в свои силы, открывать для себя новые горизонты, сохраняя оптимизм и любовь к миру!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Евгения Бурило