Стратегия движения к цели

1 / 22     RU
Стратегия движения к цели
Елена Чайкина бизнес-консультант

Вдохновляющее лидерство приходит на смену директивному стилю управления — считает владелица и руководитель консалтинговой компании «Альянс» Елена Чайкина. Уважая личность человека, предоставляя возможность для самореализации и создавая комфортную среду, можно добиться гораздо большего, чем при изматывающем собственника директивном и авторитарном управлении. 

LT: Елена, более 20 лет вы занимаетесь бизнесом и в данный момент управленческим консалтингом. Скажите, как сегодня развиваться бизнесу в мире, в котором нет больше правил, а есть только риски и различные ограничения?

Елена ЧАЙКИНА: Практика последних двух лет выявила тенденцию на социализацию бизнеса, где лидер меняет стиль руководства с директивного на вдохновляющий. Собственник, который пытается в одиночку решать проблемы и принимать решения, тратит колоссальные усилия впустую, рискуя потерять компанию. Устойчивое развитие сегодня обеспечивает вдохновляющее лидерство, объединяющее всех членов команды вокруг общих целей, зажигающее в людях страсть творчества, желание самореализоваться и приносить пользу компании. Да, это «командная работа», казалось бы, избитый термин, но в 2021 году он открывает новые смыслы, практики и инструменты, позволяющие достигать высоких результатов в бизнесе.

Одним из таких инструментов являются стратегические сессии, на которых специализируется ваша компания. Расскажите, в чём их смысл и польза для собственника бизнеса и компании в целом?

Любой бизнес — это живой организм, чутко реагирующий на малейшие колебания внутри коллектива, уже не говоря о воздействии извне. Для стабильного развития компании нужно два условия: здоровый климат в коллективе и чёткий, предсказуемый план развития, регулярно проверяемый на актуальность. Есть известное утверждение Питера Друкера на этот счет: «Культура ест стратегию на завтрак».
Стратегическая сессия позволяет выявить и разрешить скрытые конфликты во всех звеньях управления, осознать истинный потенциал каждого сотрудника, настроить коллектив на продуктивную, творческую работу, в результате которой владелец бизнеса получает не только несколько вариантов достижения поставленных целей, но и команду, готовую взять на себя ответственность за результат, максимально вовлеченную в процесс реализации выбранных способов достижения цели. И целый кейс новых рабочих идей как задел на будущее.
С помощью стратегической сессии можно решить абсолютно любые задачи. Например, выбрать способ запуска новых услуг или продуктов, повысить вовлечённость сотрудников и тем самым увеличить прибыль и сократить издержки, разработать стратегию завоевания новых рынков.

А как выглядит сам процесс и что в себя включает?

Стратегическая сессия длится один-два дня и внешне напоминает мозговой штурм, в котором участвуют сотрудники компании. К сессии мы готовимся в течение месяца: определяем с руководителем или собственником круг задач, проводим подробные, глубинные интервью с персоналом в конфиденциальном формате, дабы получить всеобъемлющую картину внутренних процессов в компании. Далее мы создаем сценарий сессии, как правило это два–три варианта, и еще раз проговариваем этапы проведения сессии с руководителем. Главная задача на сессию — получить тот результат, который обозначил руководитель. Привести команду к разработке плана действий, и найти наилучшие способы достижения поставленных целей. Когда все эти моменты утверждены — проводим сессию, на которой каждый участник генерирует свои идеи по достижению поставленных задач, высказывает свои предположения по рискам, реакции рынка и конкурентов. Если бы над задачей думал только управленческий состав, собственник получил бы два–три решения и достаточно субъективную картину. Стратегическая сессия позволяет увидеть множество альтернативных вариантов. Разумеется, сгенерированный поток информации фильтруется, предложения кластеризуются, оцениваются по степени достижимости, затратности и другим параметрам. В итоге команда голосует и выбирает лучшие, жизнеспособные и эффективные предложения, которые и приводят компанию к желаемому результату. На сессии я выступаю в роли модератора — управляю вниманием группы, разрешаю конфликтные ситуации, вдохновляю людей к активному партнёрству.

Почему вы уверены, что это работает?

Потому что многие механизмы и инструменты сессий прошли испытания «в полях» при работе с различными клиентами. За 10 лет практики и 25 лет предпринимательского опыта мне довелось освоить разные виды бизнеса: от продаж в сфере товаров народного потребления и оптовой торговли до сферы общественного питания и соучастия в запуске производственных площадок. Возглавляя сегодня консалтинговую компанию, имея экономическое образование, сертификат коуча ICF, сертификат фасилитатора, я с удовольствием делюсь знаниями с коллегами, разговаривая с собственниками бизнеса на одном языке.
Но не только глубокие знания бизнес-процессов помогают построить эффективную сессию. Одним из её преимуществ является возможность снять условные «погоны», субординационные рамки и дать право высказаться каждому участнику сессии. Вы даже не представляете, как люди, получая право голоса, раскрываются по-новому и генерируют потрясающие идеи!

А как же «инициатива наказуема»?

Без сопротивления ещё не прошла ни одна сессия — это естественная, но управляемая реакция. Если у модератора или фасилитатора достаточный уровень компетенций, он сможет не только эффективно управлять фокусом внимания аудитории, но и переводить любое недовольство, критику, саботаж в конструктивный диалог. Для каждой сессии действуют определённые правила, побуждающие человека говорить от своего имени и, если он с чем-то не согласен, то обязательно предлагать альтернативные варианты решения.

В чём заключается мотивация персонала, участвующего в стратегических сессиях?

Мы проводим на работе большую часть своей жизни. По статистике, только 40% людей считают себя реализованными в профессиональном плане. Что же делать остальным, недооценённым, эмоционально выгорающим сотрудникам, приходящим на работу для галочки? Стратсессия, при условии полного понимания, доверия и соучастия руководителя компании, показывает людям альтернативную реальность, в которой ценен каждый человек, его личность и мнение. Объединяя людей, мы показываем, каких блестящих результатов можно добиться сообща, вдохновляя и поддерживая друг друга. Вкладываясь в общее дело, сотрудники видят, как расцветает компания, что положительно сказывается не только на финансовом благополучии коллектива, но и способствует личностному и духовному росту всех причастных.

Получается, чтобы запустить цепочку преобразований, руководителю придётся начать с себя. Готовы ли первые лица делегировать полномочия, менять стиль управления?

Конфликт поколений, обострившийся после двухтысячных, проявился во всех сферах деятельности, в том числе и в бизнесе. Многие руководители, выросшие при советской системе управления и организации труда, с трудом понимают современных сотрудников, живущих совсем в другой системе жизненных координат. Зумеры с лёгкостью меняют место работы, ища такую компанию, в которой будут чувствовать себя комфортно и смогут самореализоваться. Поэтому сегодня устойчивое развитие компании зависит от системы ценностей, заложенных и поддерживаемых руководителем, от готовности лидера вдохновлять своим примером окружающих людей. Конечно, это сложно, если ты за 20–30 лет привык в оперативной работе к директивному или авторитарному стилю управления. На личных консультациях с владельцами и генеральными директорами компаний я рассказываю о новом стиле руководства «вдохновляющее лидерство» — уникальной системе трансформации, меняющей не только подходы управления, но и отношение сотрудников к работе. Повышая вовлечённость персонала в процесс, мы получаем думающую команду, в которой участники не боятся проявлять инициативу, брать ответственность и приводить любую задачу к нужному всем результату.
Такая технология требует времени, и каждый руководитель проходит свой путь трансформации. Если человек внутренне готов к переменам и хочет двигаться вперёд, мы поможем добиться эффекта, превосходящего все ожидания!

«Страх и неуверенность не позволяют людям СМЕЛО высказывать СВОИ соображения. Когда проводится стратегическая сессия, каждый в компании равен друг другу. Снимая регалии и создавая дружелюбную атмосферу, с совместными творческими и физическими активностями, люди объединяются и в этой абсолютно безопасной среде искренне делятся своими мыслями и идеями». Вопросы, на которые отвечает стратегическая сессия:

  •  Как увеличить прибыль?

  •  Как повысить эффективность производства?

  •  Как разработать реальную и выполнимую стратегию развития компании?

  •  Как улучшить взаимопонимание в компании?

  •  Как завоевать большую долю рынка?

  •  Как выполнить годовой план?

+7 951 371 18 88
@chaykina.elena

Текст: Анастасия Куприянова