Управление возможностями

1 / 22    RU
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

«Современный учитель – это лидер, который ведёт за собой и вдохновляет на самостоятельный поиск решений», — убеждена директор частной общеобразовательной школы «София» Елена Чекалина. Благодаря уникальной системе обучения, учреждение почти тридцать лет выпускает уверенных в своих силах, творчески развитых детей. О том, как создать благоприятную и управляемую конкуренцию в учительской среде, раскрыть таланты в каждом педагоге и наладить продуктивный диалог на уроке, она рассказала в интервью LEADERS TODAY.

LT: Елена Анатольевна, со страниц журнала Leaders Today вы уже рассказывали о том, что в школе «София» реализуется концепция «Управление конкурентной средой», направленная на эффективное развитие педагогического состава. Расскажите о главных результатах, к которым удалось прийти?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Не устану повторять, что образование — это та сфера, в которой никогда ничего не должно останавливаться. Концепция «Управление конкурентной средой» изначально позволила высокомотивированному персоналу найти новые точки взаимодействия и увидеть альтернативные направления личностного и профессионального роста. В нашем коллективе 30 учителей, и каждый из них имеет в течение года 3–4 персональных достижения. Это могут быть тематические проекты или исследования, которые учитель придумывает и внедряет в учебный или досуговый процесс. Почти каждая идея доводится до публикации в изданиях различного уровня и получает высокую оценку независимого жюри на профессиональных конкурсах. Но система личных рейтингов была придумана не для того, чтобы выигрывать золотые медали, хотя для учителя это высочайшая оценка его трудов. Поддержание благополучной конкурентной среды — единственная возможность оставаться на гребне волны в образовательной и педагогической деятельности, в которых достижения учителей опираются на безграничный потенциал детей и совместную творческую работу.

Могли бы вы привести несколько примеров, как это работает?

Стали уже традицией тематические недели, посвящённые какому-то одному предмету. Если начинаем с истории, то все классы, в зависимости от изучаемой эпохи, стилизуют пространство класса соответствующим образом. Примечательно, что в проект с большим интересом каждый год включаются и родители, предоставляющие для оформления кабинетов аутентичные предметы интерьера или быта, соответствующие заданной тематике.
На неделе русского языка учащимся предлагается «накормить» писателя или поэта — найти в произведениях сведения о кулинарных предпочтениях литературных героев и самостоятельно презентовать подобное блюдо.
Подготовка к неделе английского языка велась чуть ли не целый год! Шутка ли — снять свою версию культовой хроники приключений Гарри Поттера. Нужно было не только придумать сценарий и продумать интерьеры Хогвартса, костюмы участников съёмок, но и освоить премудрости видеомонтажа с использованием трюковых эффектов. В итоге получился настоящий фильм хронометражем 40 минут, в котором все герои говорят на английском. Премьеру смотрели всем коллективом с попкорном и пледами.

Но не все могут выступать. Как ещё вы раскрываете способности коллег?

Развитие талантов — ещё одно направление работы с персоналом. Но речь не идёт только о вокальных или танцевальных навыках. Для учителя также важно уметь свободно излагать свою мысль на большую аудиторию, не бояться камеры, поскольку без этого невозможно выстраивать коммуникации с современной аудиторией. Мы стараемся работать с каждым человеком, используя методики, снимающие внутренние зажимы. Многие с удивлением потом отмечают, что могут писать стихи не хуже коллег или свободно держаться на открытом уроке, не смущаясь видеосъёмки. Последний звонок, проходящий в большом зале ДКЖ, — отличный повод проявить свои таланты. К празднику все классы получают задание: подготовить поздравление в виде сценки или клипа, посвященное каждому одиннадцатикласснику.
Когда дети видят, что их учитель не только владеет материалом предмета, но и может классно подыграть, сочинить или предложить хорошую идею, авторитет вырастает настолько, что даже самый нелепый сценический костюм не может его поколебать.

Как добиться такого же взаимопонимания на уроках, когда перед учителем стоит задача — донести сложный материал?

Концепция личностно-ориентированного образования, которую мы активно развиваем более двадцати лет, базируется на инновационном подходе «Школа понимания». Её разработчики — новосибирские и российские учёные: кандидат исторических наук, заместитель директора Института филологии и истории РГТУ Юрий Львович Троицкий, доктора филологических наук Валерий Игоревич Тюпа, Юрий Васильевич Шатин, Наталья Викторовна Максимова. Суть в том, что получение информации — не конечная цель урока, а повод для исследования, диалога, в который включается весь класс. Чем выше вариативность точек зрения, тем эффективнее урок. Такая система заставляет учителя смотреть на свой предмет под разными углами, каждый раз выискивая в уже знакомой теме новые ракурсы. Это ресурсозатратная технология, но благодаря ей педагог не выгорает эмоционально, а учащиеся приобретают навыки работы с информацией, самостоятельного овладения знаниями, а также умением отстаивать свои взгляды и слышать противоположные.

«София» — частная школа, но статус не освобождает от выполнения общеобразовательного плана, что даёт определённую нагрузку на педагогический состав. Как при этом всё успевать и не увязнуть в «бумажной работе»?

В нашей школе учителя и дети учатся управлять своим временем. Все отчёты настолько унифицированы, что не отвлекают на себя много внимания, оставляя педагогу пространство для творчества и подготовки к урокам. А когда тебя поддерживает Школьное правительство, состоящее из президента и нескольких министерств, подготовка к любому мероприятию превращается в творческий акт, где каждый чётко понимает свою зону ответственности. Даже перемены между уроками в «Софии» — это возможность прокачать свои soft skills. Старшеклассники сообщества «КлубОК» проводят для младших классов викторины, прикладные мастер-классы, рассказывают про основы финансовой грамотности. Советы опытных софийцев точно не будут лишними, ведь в школе есть свои деньги — «софики», которыми нужно уметь управлять.
В следующем году наша школа будет отмечать тридцатилетие. Все эти годы мы стремились совершенствовать систему обучения и взаимоотношений, чтобы быть готовыми к любым вызовам и запросам времени.

630132, Новосибирск,
ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94
e-mail: nousophia@ngs.ru
sophia.edusite.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев
«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

7 / 24

Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.

От клипового мышления к сценарному

От клипового мышления к сценарному

6 / 24

С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?

Образование во имя служения

Образование во имя служения

5 / 24

Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.

Достойное образование среди великих

Достойное образование среди великих

4 / 24

Где найти надёжную опору в воспитании детей? 

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24

О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

11 / 23

Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».