Наши двери открыты!

10 / 22    RU
Юлия Пискунова профессиональный композитор, выпускница консерватории имени Глинки, лауреат всероссийских и международных конкурсов, руководитель Студии художественного витража «Индиго», художник по стеклу, поэт и драматург

Новосибирский композитор Юлия Пискунова 12 декабря представит на сцене ДК им. Октябрьской революции премьеру музыкальной фантасмагории «Двери», работу над которой она вела в течение пяти лет вместе с ведущими артистами драматических и музыкальных театров города.

LT: Юлия, вы специально выбрали для выступления такую красивую дату: 12. 12. 2022?

ЮЛИЯ ПИСКУНОВА: Нет, мы лишь выбирали из свободных понедельников декабря, поскольку в театрах понедельник — это единственный выходной день, когда все артисты могут собраться вместе. В нашем проекте участвуют известные артисты из разных театров Новосибирска – музыкального театра, «Старого дома», «Красного факела», НОВАТа. Ну, а дату 12 декабря назначила администрация ДК им. Октябрьской революции.
В спектакле задействованы актёры-лауреаты серьёзных премий, таких, как «Золотая маска» и «Парадиз». Чем, по-вашему, привлекла их эта работа?  

Артисты, как и музыканты ансамбля, пришли сами — на музыку. Вообще, либретто и музыку спектакля я написала ещё в 2017 году, причём всего за месяц-другой. Изначально получилось 35 песен на три с половиной часа. Сейчас мы сократили и либретто, и количество песен – до двадцати. Действие укладывается в один час сорок минут без антракта. Можно сказать, что взяли самые сливки.
Почему спектакль называется «Двери», какова его сюжетная линия?

Это история мужчины и женщины, которые познакомились на лестничной площадке старинного дома. Каждого из них жизнь достаточно помотала, и они замкнулись в себе. Но в неожиданных обстоятельствах, между ними вдруг возникает симпатия, и они беседуют до утра. А чтобы избежать разговоров на больные темы, пара придумывает игру, при которой можно говорить о чём угодно, но только на примере дверей. Закрытые и открытые двери, свет под дверью, дверные замки, глазки и такие ситуации, как «стучаться в закрытую дверь», «осторожно, двери закрываются» и т. д. Неожиданно для них самих двери оказались благодарной темой для того, чтобы узнать друг друга лучше.
Но во второй части, как и полагается фантасмагории, всё меняется и оказывается не тем, чем казалось. Однако я, пожалуй, не буду раскрывать все карты.
Получается, что спектакль не только о любви, но и важности быть открытым миру?

Совершенно верно! Основываясь на своём опыте, скажу, что если ты сам открыт людям, пред тобой расступятся все преграды. Вселенная любит взаимность. За эти несколько лет, пока мы репетировали «Двери», передо мной открылось столько дверей и прибавилось новых друзей! Мы начали работу над спектаклем ещё до пандемии, и сейчас кто-то в силу жизненных обстоятельств уже не участвует в проекте, но я помню всех и благодарна им. Есть и те, кто все три года со мной – это, например, исполнители главных ролей, прекрасные артисты новосибирских театров Анна Фроколо и Антон Войналович. Когда они поют рядом со мной – не могу избавиться от мурашек. Новосибирску повезло, что здесь живут такие мастера сцены. Также в спектакле участвуют известные артисты: Наталья Пьянова, Елизавета Дорофеева, Максим Межевых и Анна Замараева, Александр Бессонов. Нашей команде невероятно повезло, что дирижёром, музыкальным руководителем и хормейстером в проекте выступает Мария Моисеенко. Хор под  руководством маэстро «Per aspera...» исполнит несколько песен фантасмагории.
Странно, что спектакль до сих пор не взял в репертуар какой-нибудь городской театр. Вы осуществляете постановку своими силами?

Я благодарю Союз театральных деятелей за то, что предоставили нам стипендию на читку музыкального спектакля – так что в этот раз не своими силами, нам помогли. Что касается попадания в репертуар, то для драматических театров наш спектакль слишком музыкальный, ведь на сцене целый ансамбль, состоящий из фортепиано, скрипки, виолончели, контрабаса, флейты, трубы, аккордеона, колокольчиков и ударных инструментов. А для музыкальных театров «Двери» — недостаточно развлекательная постановка, хотя и использует в своём арсенале такие выразительных средства, как видеосопровождение, элементы кукольного театра и даже ароматерапия.
Но вы, кажется, и не стремились попасть в какой-либо из стандартов?

Знаете, мне хотелось написать такую историю, о которой зрители могли бы подумать, выходя из зала. Развлечений сегодня достаточно в сети и по телевизору. В театре же ты можешь почувствовать энергетику артистов, услышать шорох струн инструментов, вдох флейтиста перед атакой звука. А ещё узнать себя с новой стороны, заглянуть в своё сердце и душу. Это необходимо, чтобы не жить по инерции, а оставаться думающим, чувствующим человеком.   
Почему вы называете «Двери» музыкальной фантасмагорией, а не просто мюзиклом?

С одной стороны, это, конечно, мюзикл. Но мне не нравится это заморское слово. Для меня важны мелочи, звучание слов. К тому же «Двери» могут быть и оперой. Всё зависит от манеры исполнения. Например, в прошлом году песню из спектакля исполняли оперные певцы Анжелика Мокроусова и Денис Гилязов – в Москве, на сцене Дома композиторов, где проходил гала-концерт лауреатов конкурса И. О. Дунаевского. Там мне выпала честь стать трёхкратным победителем в разных номинациях. А в Новосибирске песни из спектакля исполнялись Анной Фролоко на сцене филармонии, на фестивале «Новая музыка Сибири».

Единственный показ спектакля-фантасмагории «Двери» состоится 12.12.2022 в 19 часов в ДК им. Октябрьской революции. Вход свободный по предварительной регистрации на сайте revdk.ru

Мне часто говорят, что моя музыка сложна, но мелодична – это потому что я, советский ребёнок, впитала в себя мелодизм композиторов тех лет, когда песни ещё были благородными. Многое зависит и от оркестровки, которую я тоже делаю сама. Кстати как композитор планирую 12 декабря быть на сцене за инструментом. 
Кроме фантасмагории «Двери» вы сейчас работаете над другой музыкой?
Этот год выдался для меня насыщенным проектами. В декабре состоятся две премьеры спектаклей с моей музыкой: «Шутки Чехова» Чувашского театра кукол, «Щелкунчик и мышиный король» Новосибирского театра кукол. Режиссёр обеих постановок – Эльмира Куриленко, с которой мы сделали несколько спектаклей для театров России. Рождественская история про Щелкунчика будет интересна как детям, так и взрослым, ведь действие известной сказки перенесено в наши дни, а декорации и костюмы выполнены в стилях стимпанк и нуар. Это будет настоящий праздник, зрелищное представление с мультимедийными эффектами, однако мы ещё раз задумаемся о важности созидания, о преданности и дружбе. В музыке я совместила звучание симфонического оркестра с электронными звуками, а чтобы почтить память Чайковского, ввела несколько его цитат. Словом, проделана большая, серьёзная работа, которой хочется от души поделиться со всеми!