Образование начинается с учителя

10 / 22    RU
Надежда Асанова визионер группы компаний AsanNa, владелица Клиники восстановления ресурса SPA CLINIC

Сложно переоценить роль учителей в жизни каждого из нас. А вот недооценить и обесценить – гораздо проще. Именно это мы и наблюдаем в современном обществе. Клинический психолог Надежда Асанова на радиостанции «Серебряный дождь» рассказала о своём волонтёрском проекте по профилактике эмоционального выгорания школьных педагогов.

Почему вы решили создать проект психологической помощи педагогам?

НАДЕЖДА АСАНОВА: Будучи  мамой четверых детей, я вижу, насколько важно окружение ребёнка для развития его личности. Воспитывает детей семья, а школа – обучает. Представьте, что видит ребёнок изо дня в день, из года в год, когда его учит уставший, раздражённый педагог, которому уже всё надоело? Профессионализм, запакованный в усталость и уныние. И дети перенимают эту модель. Мне же хочется, чтобы ребята видели счастливого, жизнерадостного, целостного, яркого учителя, раскрывшего свой талант преподавания. Моя миссия как клинического психолога – помочь педагогам стать именно такими. Это мой вклад в будущее своих детей и внуков.
К сожалению, у нас ещё не принято говорить о личном эмоциональном выгорании – чаще это подмечают окружающие, или начинаются проблемы со здоровьем, означающие, что психика больше не справляется. А ведь когда человека уже ничего не радует в работе – это мощный сигнал эмоционального выгорания, за которым следует состояние депрессии.

Как вы выстраиваете работу с обратившимся к вам учителем?

Я спрашиваю, в какой школе он работает, и иду в педагогический коллектив и к директору этого учебного заведения. Индивидуальная работа в данном случае малоэффективна. Когда три года назад мы начали приходить в школы, то увидели, что многие педагоги сами находятся в заблуждении насчёт того, что они делают и для чего. Проблема в том, что сегодня родители заняли инфантильную позицию, взвалив на школу функцию не только обучения, но и воспитания. В итоге педагог начинает включаться в те процессы, за которые вообще-то ответственны папа и мама. В первую очередь мы возвращаем учителям ценность их профессии, вытаскивая из рутины чужих дел. Когда человек вспоминает, как он хотел обучать детей, для чего получал образование, то к нему, как правило, возвращается интерес к профессии. Мы лишь даём инструменты для запуска этого процесса.
Также в нашей программе предусмотрены собрания с родителями, где мы корректно, с любовью возвращаем им ответственность за их детей и показываем преимущества такого подхода. Видя  результаты этой работы, к нам часто начинают обращаться и другие педагоги из этой же школы, а с некоторыми учебными заведениями мы работаем уже на постоянной основе.

Не секрет, что для многих родителей и учеников школа сегодня является раздражающим фактором. Какой бы вы им дали совет?

Школа никогда не выступает в качестве агрессора. Она лишь как лакмусовая бумага проявляет то, что у ребёнка происходит в семье. Сегодня стало нормой ругать школу, сливая в неё свой негатив – это уже некий легальный способ кого-то обвинить: «Они плохие, а я молодец!» Дети считывают эту установку и  транслируют её в школе, поэтому мы помогаем учителям отстраиваться от мнения детей. Ведь это мнение, как правило, относится не к педагогу и не к самому ребёнку, а к конкретной ситуации. Главное – сохранять спокойствие, и тогда внутреннее достоинство будет непоколебимо.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев