Творчество, оптимизм и продуктивность

10 / 22     RU
Творчество, оптимизм и продуктивность
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

Великий путь начинается с одного шага. О том, как школа и родители могут помочь ребёнку не отступиться от важной цели и о тенденциях в современном образовании, рассказывает Елена Чекалина.

LT: Как научить ребёнка быть творцом, хозяином своей жизни – не опускать руки перед препятствиями, а находить силы и желание добиваться поставленных целей?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: У меня есть глубокое убеждение, что каждый человек способен достичь практически любой вершины. Очень важно разобраться в себе и понять, чего ты действительно хочешь. Конечно, в жизни не бывает лёгких путей, но именно преодоление трудностей, а не отказ от истинных целей делает нас самими собой. Есть несколько рекомендаций, которые помогут ребёнку добиться желаемого результата. Первая — показывайте детям положительный пример. Мы должны дать им те инструменты, которые сами используем для достижения успеха. Будет здорово, если ребёнок сможет пообщаться с человеком, который уже добился высот в импонирующей ему области. Наглядный пример не только подкрепит уверенность в том, что поставленная цель реальна, но и усилит веру в себя. Мне нравится идея наставничества или менторства. Эта модель отлично работает как со взрослыми людьми, так и с детьми. В ЧОУ «София» мы часто приглашаем родителей или профессионалов в своей области, которые делятся историей успеха и отвечают на вопросы учеников. Такие встречи мотивируют и вдохновляют. Ребёнок должен понимать, что любая цель – это определённый личностный рост, и ни в коем случае нельзя сдаваться на полпути. Если ты испробовал десять способов, и они не сработали, найди одиннадцатый, который станет результативным.
Для развития целеустремлённости в «Софии» есть особый предмет — ТОП (творчество, оптимизм или организованность и продуктивность). На нём мы обучаем детей таймингу, правилам самоорганизации и софт скиллз — навыкам гибкого мышления, которые помогают работать в команде, договариваться, адаптироваться к изменениям и находить нестандартные решения задач.
Ещё одна установка, которая подстёгивает двигаться вперёд – это понимание того, что ты добиваешься результата как для самого себя, так и ради близких, команды или другой значимой группы. И, наконец, важно открыто говорить с ребёнком о его целях: озвучивание планов тоже помогает не сойти с дистанции раньше времени и быть верным своему слову. Так что задача педагогов видится мне в том, чтобы не только давать знания, но и учить детей понимать других и самого себя.

Можете ли вы коротко сформулировать основные принципы, на которые опираются учителя школы «София» в общении с детьми?

Наша школа призвана помочь ребёнку найти себя в этом мире, развить его склонности и таланты. И, естественно, для этого должны существовать определённые нравственные императивы, которые объединяют педагогический коллектив по отношению к каждому ученику. Мы работаем в концепции понимания, позволяющей качественно взаимодействовать с детьми. Общение на уроке представляет собой двусторонний процесс, где залогом продуктивной работы служат доверие и уважение: эффективная коммуникация всегда эмоциональна в противовес безразличию. При этом нужно быть терпеливыми к чужим недостаткам, принимать людей такими, какие они есть.

Даже с самыми юными учениками работает психолог
в рамках курса «Тропинка к своему я», где дети учатся слышать
и понимать друг друга. Зачастую во взрослой жизни
мы не помним, как нас учили, но отношение к тому или иному
предмету оставляет в нашей душе неизгладимый отпечаток

Наши педагоги работают в том числе и с настроением ученика, создают благоприятный эмоциональный фон и подкрепляют полученные знания позитивными впечатлениями. Учитель тонко чувствует настрой класса и действует в соответствии с этим. В начальном звене педагог может даже поменять идею или форму урока, например, выйти на улицу с ребятами, чтобы понаблюдать за первым снегом и поделиться впечатлениями.
В течение многих лет в ЧОУ «София» мы развиваем такое направление, как эмоциональный интеллект. Даже с самыми юными учениками работает психолог в рамках курса «Тропинка к своему я», где дети учатся слышать и понимать друг друга. Зачастую во взрослой жизни мы не помним, как нас учили, но отношение к тому или иному предмету оставляет в нашей душе неизгладимый отпечаток. Так устроен человек: знания, подкреплённые эмоциями, живут намного дольше — и мы применяем это правило в воспитательном процессе.

ЧОУ «София» уже тридцать лет воспитывает детей, менялся ли с годами учебный процесс, возможно добавлялись новые идеи и смыслы?

Мы непрерывно пересматриваем организацию обучения, осваиваем и внедряем новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Но фундаментальные основы остаются неизменными, поскольку нравственные постулаты вечны, и именно они обеспечивают устойчивость и глубину образования. Вместе с тем мы размыкаем учебный процесс, приглашаем сторонних экспертов, наши учителя постоянно повышают свою квалификацию. Появляются новые специальности и компетенции, поэтому каждый год мы придумываем проекты, позволяющие нашим ученикам развиваться и идти в ногу со временем. Современная отечественная система образования сильно меняется, но, на мой взгляд, она во многом ещё не соответствует тем вызовам, которые предъявляет обществу развитие науки и технологий. И, конечно, те учебники, которые лежат перед учениками, безнадёжно устарели. Кроме них существует огромное количество инструментов, которые должен уметь грамотно использовать учитель. И педагоги «Софии» с этим прекрасно справляются. Учебник мы воспринимаем как дополнительный организующий материал для отработки навыка, необходимого в решении типовых задач. Но также свободно оперируем другими информационными каналами, которых сегодня существует великое множество. Благодаря пандемии появились удобные платформы и дистанционные площадки: виртуальные экскурсии по музеям и галереям, лекции, семинары. Я считаю, что нет смысла противиться цифровизации, нужно научить детей безопасно и продуктивно взаимодействовать с виртуальными ресурсам. Тенденция последних лет – поливариативное отношение к жизни: профессии будущего требуют огромного количества навыков и гибкости. А возможности цифрового пространства как раз показывают ребёнку панорамность нашего мира во всём его многообразии и мотивируют к развитию. Но, к сожалению, значительные усилия пока ложатся на плечи самого учителя, поскольку интернет-ресурсы не систематизированы и во многом хаотичны. Помощь от министерства образования в этом вопросе была бы нелишней.

Насколько важна включенность семьи в учебный процесс, и как быть занятым родителям, у которых нет сил и возможности уделять много внимания урокам?

Школы без семьи не бывает. Установка, что ответственность за образование полностью лежит на плечах учителей, в корне неверна. Нам повезло, что в ЧОУ «София» нет родителей, желающих отдать детей на «аутсорсинг». Мы активно общаемся с членами семьи и говорим не только про учёбу, но и про развитие и воспитание ребёнка. Многие мероприятия, в том числе благотворительные выставки и экскурсии проводятся при активном участии родителей. Мы устраиваем семейные мастер-классы, а также семинары для мам и пап, организуем родительский нетворкинг, где обсуждаются актуальные вопросы и предлагаются пути решения и различные лайфхаки, чтобы учебный процесс был нужным и полезным не только ученику, но и его семье. Самостоятельность ребёнка нужно развивать общими усилиями и педагогов, и родителей, постепенно делегируя полномочия и прививая ответственность. «София» поддерживает активную жизненную позицию учеников — у нас выбирается школьное правительство, в которое входят президент и министры. Обычно это старшеклассники, но в этом году ученики пятых-восьмых классов тоже изъявили желание помогать в школьных мероприятиях. И мы это только приветствуем. Развитие творческой, ответственной, неравнодушной личности начинается с подобных маленьких шагов.

Частное общеобразовательное учреждение
630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94,
e-mail: nousophia@ngs.ru, sophia.edusite.ru

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев