Нейропсихология в России: перспективы развития

11 / 22     RU
Нейропсихология в России: перспективы развития
Наталья Фромм руководитель нейрокоррекционного центра «Мозговичок», клинический нейропсихолог

Всё больше детей с каждым годом нуждаются в нейропсихической коррекции, в то время как отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных специалистов. Как можно решить эту проблему и в чём заключается эффективность авторского подхода?

LT: С нашего последнего интервью минуло уже два года, какие события за это время произошли в жизни нейропсихологического центра «Мозговичок»?

НАТАЛЬЯ ФРОММ:За прошедшее время произошло очень много событий, касающихся центра. Начиная от чисто организационных, в виде переезда в самый центр города, увеличения площади и, как следствие, залов и кабинетов для проведения занятий, а также – штата специалистов и заканчивая такими юридически и социально значимыми событиями, как получение от Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области бизнес-статуса «социальное предприятие», то есть бизнеса, сочетающего своей основе и обычные бизнес-процессы, и решение социально значимых проблем и задач общества, а именно – создание социальных изменений в сфере адаптации детей, имеющих психические и неврологические нарушения развития. Кроме того, мы пополнили свой багаж пятью победами в региональных, всероссийских и международных конкурсах, например, таких, как «Лучший социальный проект Новосибирской области», «Лучшие товары и услуги Сибири», «Предприятие года». Было очень приятно получить награды за заслуги работы нашего центра из рук глав нашего города – и министра, и мэра. 

То есть уже можно сказать, что вы достигли того максимума роста, о котором может мечтать руководитель?

Ни в коем случае. Планы по развитию центра и процессов, его обеспечивающих, только начинаются. В текущий момент мы находимся на этапе оформления в «Роспатенте» товарного знака и патентования, а также организационной и методологической оцифровки наших коррекционных программ, чтобы иметь возможность не только расти внутри собственной деятельности, но и выстраивать векторы роста в разных сферах, начиная от обучения различных специалистов помогающих профессий такому направлению коррекции, как нейропсихологическая, подбирая партнёров для реализации нашего подхода в других городах страны и за рубежом через франшизу, а также производство под собственной торговой маркой методических пособий и развивающих материалов. 

Чем обусловлен такой бурный рост вашего центра?

В этом заслуга, наверное, двух главных составляющих. Первая – приятная: то, что я и мой коллектив делаем социально важное дело, и делаем его высококачественно, что создаёт большой репутационный ореол доверия и удовлетворённости качеством нашей работы как у действующих клиентов, так и у других родителей, имеющих схожие проблемы адаптации их детей. Вторая составляющая, увы – неприятная. Но отмахнуться от неё невозможно, а решать её нужно. Причём не только в рамках отдельно взятой семьи, где есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья или имеющий те или иные нарушения в познавательной, двигательной, эмоциональной или общеповеденческой сферах, а в целом в рамках всего общества. Так как текущее положение вещей в сфере состояния здоровья и развития детей оставляет сейчас желать лучшего.

Вы работаете только с детьми с выраженной патологией?

Нет, конечно. Нейропсихологическая коррекция в целом имеет своей целью улучшение работы мозга у любого человека, вне зависимости от того, есть у него отклонения от физических или психических показателей здоровья или нет. Но если даже мы обратим внимание на детей, обучающихся в обычной среднестатистической общеобразовательной школе, то увидим очень печальные для общества в целом показатели. Так, например, если взять детей, обучающихся в 1-2 классах, то среди них, согласно данным статистики, наберётся порядка восьми миллионов детей, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от своих сверстников, но, тем не менее, имеют те или иные нарушения школьных навыков: трудности с письмом, счетом, чтением, проблемы в общей двигательной сфере. Конкретно этой категории детей часто бывает достаточно дать очень небольшой толчок для активизации зон мозга, вносящих свой вклад в эти навыки, и они становятся успешными учениками, спокойно и с удовольствием продолжая учиться в дальнейшем. Но когда данные проблемы ребёнка пускаются на самотёк, то это выливается, к сожалению, в огромные вторичные проблемы, такие, как общая школьная неуспеваемость, сложности выстраивания в дальнейшем успешной карьеры, да и просто качественных социальных связей, так как неуспехи обучения в начальных классах очень сильно бьют по самооценке детей, что, естественно, не проходит бесследно и, как снежный ком, вызывает ещё больше и больше других проблем в их внутренней психологической и социальной жизни. То есть это не просто восемь миллионов маленьких «двоечников», а это, можно сказать, целые города в последующем несчастных людей. Хотя все мы, разумеется, хотим жить в здоровом и счастливом мире и обществе. И большое счастье для тех детей, чьи родители это понимают и начинают бить тревогу и предпринимать меры по коррекции именно в тот момент, когда только-только обнаруживают ту или иную проблему у ребёнка. Ведь мозг, каким бы он ни был выносливым и пластичным, но всё-таки, как и любая биологическая система, наиболее податлив к изменениям именно в раннем, детском возрасте. И чем раньше начинается процесс коррекции, тем более успешным и продуктивным будет результат. Но специалистов, которые могут с учётом тонкостей функционирования мозга разрабатывать развивающие программы для детей, в профессиональной среде очень и очень мало. А, учитывая, что детей с выраженными и не очень выраженными нарушениями от года к году становится всё больше и больше, то, безусловно, возникает острый дефицит специалистов, которые могут успешно помогать данным детям.

Вы сказали, что планируете расширяться посредством франшизного метода. Скажите, а вы не опасаетесь, что франшиза не сможет обеспечить такого же уровня результатов, каких добиваетесь вы и специалисты вашего центра – ведь ваш подход к коррекции является авторским?

Таких опасений у меня совершенно не имеется. Так как я – социальный предприниматель не только по статусу, но и по мышлению и стратегии развития. Поэтому в рамках ведения франшизного направления, помимо общего состава франшизного сопровождения, такого, как финансовое планирование, маркетинговые кампании, помощь в организационном сопровождении, кадровом подборе и прочее, своей главной задачей я ставлю ещё и обучение специалистов, которые будут привлекаться в качестве сотрудников в центры, открываемые моими франчайзи, а также методологическое сопровождение процессов коррекции. Поэтому – нет, за качество работы точно не опасаюсь. За почти уже 20 лет преподавательской деятельности я прекрасно научилась передавать знания и опыт своим студентам и сотрудникам. Да и профессиональные лайфхаки при подборе кадров, учитывая мой багаж психологических знаний, тоже никто не отменял. Так что я уверена, что как мне удалось создать прекрасную команду своего собственного центра, точно так же удастся создать прекрасную команду и франчайзи, с которыми мы совместно будем развивать бизнес и делать наше общество здоровее, успешнее и счастливее.




mozgovichok.ru

VK
OK
8 800 101 55 31

WhatsApp/Telegram/Viber:
8 923 229 40 77

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев