Соло городских окраин

11 / 22     RU
Соло городских окраин
Татьяна Киримова художница

Татьяна Киримова родилась во Владивостоке, окончила Новосибирское государственное художественное училище, Красноярский государственный художественный институт, Новосибирский государственный педагогический университет. Пишет картины, на которых запечатлена красота индустриальной столицы Сибири. Впервые работы мастера были объединены в большую персональную выставку «Кинезис», открытие которой состоялось в Новосибирском государственном художественном музее.

LT: Татьяна, чем привлекла вас индустриальная живопись?

ТАТЬЯНА КИРИМОВА: Мне с детства нравились разные машинки и механизмы, а самым любимым занятием было ходить с отцом на завод, где он работал. Правда, дальше проходной мне редко удавалось пробраться, но и с этой точки можно было хорошо рассмотреть величавые строения административных корпусов и мощные промышленные цеха. Вот тогда индустриальный пейзаж настолько меня впечатлил, что, повзрослев, я ощутила потребность в самовыражении именно в этом жанре. Много экспериментирую с материалами и формами. У меня есть работы, выполненные с использованием монтажной пены, картины с вживлёнными проводами и компьютерными платами. Возникающая на холсте многослойность как будто создаёт сопротивление несовместимых материалов, и всё это усиливает задуманный мною образ. Идеи же композиции возникают в голове спонтанно, как кадр из фильма, который я как настоящий режиссёр пытаюсь развить в художественную историю.

А как вы находите красоту там, где её, как будто бы нет – в промзонах Новосибирска?

Я воспринимаю город как живой организм. Фокусируюсь на каком-то районе и начинаю за ним наблюдать, хожу, прислушиваюсь к ветру в проводах, к скрипу песка под ногами. Из всего этого получается какая-то своя музыка, и она создаёт будущее настроение композиции. Так вырастающая словно из-под земли теплотрасса, изгибаясь и поворачивая, задаёт чёткий ритм рисунка, как и чеканный стук колёс поездов, проносящихся по путям железнодорожных узлов и станций Новосибирска. Есть своя душа и в тяжеловесных, гудящих и движущихся станках «Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина», где мне посчастливилось недавно побывать. Нечто живое я вижу и на заброшенных предприятиях, погрузившихся в долгий сон, который, хочется верить, когда-то прервётся. В ожидании такой поры расцвета находится легендарный Бердский завод радиотехники «Вега», сохранивший, несмотря на разруху, дух времени и даже уютные уголки, где прошлое соединилось с настоящим.
«Утро», 42х60,смешанная техника, 2017 год

Думаете ли вы о том, как воспримет аудитория ваши картины, будут ли они иметь коммерческий успех?

У меня нет цели кому-то угодить или понравиться, поэтому пишу то, что самой интересно, к чему тянется душа. Так что пока не думаю о денежной составляющей своих коллекций, которые в настоящий момент только набирают художественный вес, пополняясь новыми экземплярами из серий, посвящённых ТЭЦ и РЖД. В ближайшей перспективе запланирована выставка на площадке металлургического завода, проявляют интерес к моему творчеству и на других предприятиях.

Я, например, не согласна с высказыванием, что Новосибирск пыльный и грязный. Есть в этой его особенности некая аристократичность и индустриальность, мощь и красота. Люблю наш город и вижу в нём большой потенциал

Сегодня это первая моя большая персональная выставка, и по реакции гостей я вижу, что многим приятно встретить знакомые места в неожиданном ракурсе, узнать город совершенно с другой стороны.
«Мотомеханника», 42х60, смешанная техника, 2021 год

А какие ещё города кроме Новосибирска вдохновляют вас на творчество?

Несколько раз была в Санкт-Петербурге; конечно, там великолепная архитектура, но больше всего мне понравилось в старом, спокойном Выборге, где уютные улочки и невысокие дома вечернее солнце накрывает удивительно тёплым светом, от которого на поверхности ложатся причудливые тени. Если вновь окажусь в тех краях, обязательно посещу Выборгский судоремонтный завод – очень интересный для художника и путешественника объект. Свой шарм есть у сибирских городов — таких, как Томск или Омск. Я, например, не согласна с высказыванием, что Новосибирск пыльный и грязный. Есть в этой его особенности некая аристократичность, мощь и красота. Люблю наш городи вижу в нём большой потенциал.
«ТЭЦ 2» картон, смешанная техника, 70х85, 2021 год

Вы также пытаетесь научить нестандартному видению в искусстве и подрастающее поколение художников. Как в этом вам помогает авторская методика работы с графическими материалами?

Преподавая живопись для студентов, готовящихся поступать в Сибстрин, и учащихся детской школы искусств № 29, я задумалась над тем, как мне превратить урок в интересный познавательный процесс. Вместо стандартных упражнений, тренирующих механические навыки, стали с ребятами развивать образное мышление, искать необычные черты и свойства в простых предметах, а для закрепления практических навыков – экспериментировать с разными материалами. Ведь чем больше художник будет задавать себе вопросов и искать на них ответы, брать в руки новые материалы и смело работать с ними, тем увереннее он будет чувствовать себя в современном мире искусства, где тесно переплетаются как классические, так и цифровые технологии. 
«Скорость», бумага, графитный карандаш, 42х60, 2022 год

Отдельное внимание на выставке привлекают мотоциклы, с такой точностью и детальной прорисовкой они созданы. Возникает ощущение, что вы готовитесь пополнить ряды мотоциклистов.

Угадали! (Смеётся.) Мотоциклы – отдельная страсть. Рисую их с целью изучения конструкции. А вообще, год назад, побывав на одном из мотошоу, где крепкие парни вытворяли головокружительные трюки, задалась вопросом: может ли девушка освоить нечто подобное, овладеть мотоциклом на высоком уровне вождения. Записалась на обучение и недавно получила права. Своего железного коня у меня пока нет, тренируюсь на чужом. Ну и визуализирую с помощью рисунков свою мечту!

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев (репродукции картин с выставки)