«Аристократический портрет»: образ дворянской культуры

2 / 22     RU
«Аристократический портрет»: образ дворянской культуры
Анастасия Васильченко искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (Москва)

Неординарные биографии высокородных героев портретов — прославленных военных, дипломатов, учёных и светских красавиц — вызывают подлинный интерес к блистательному миру, унесённому жестокими событиями новейшей истории. Всё это позволяет найти в примерах прошлого нравственные ориентиры, которые сегодня, в отличие от аристократической эпохи, доступны всем — честь, достоинство, благородство, красота мыслей, действий и образа.

  • ГИМ считается главным музеем национальной истории России.

  • Император Александр II лично заложил первый камень в основание музея.

  • ГИМ расположен в Москве на Красной площади. Открылся в 1883 году.

  • Фонд музея — более 5 миллионов единиц хранения.

  • Музей входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живописное собрание Исторического музея почти на 90 процентов состоит из портретов — аристократов, купцов и даже крестьян. Дело в том, что основатели музея граф Алексей Уваров и историк Иван Забелин неоднозначно относились к исторической живописи — досконально изучали её детали и сюжет. По этой причине, например, панно «Куликовская битва» Валентина Серова, которое должно было украшать стены Исторического музея, так и не заняло в нём своё место. Основатели музея считали, что историю в живописи в большей степени отражает именно портретный жанр, а не исторические сюжеты, пейзажи или городские виды. Самым значительным дореволюционным поступлением стал «Музей российских древностей», подаренный коллекционером Петром Щукиным (более 300 тысяч предметов, среди которых были портреты императоров и других лиц истории). После революции Исторический музей уже целенаправленно пополнялся портретами из национализированных частных собраний.
В. Боровиковский. Портрет Екатерины Александровны Чичериной. 1808. Холст, масло.

Стремление аристократии запечатлеть свои образы для потомков (в частности, при получении чина или завершении карьеры), увидеть себя глазами художника и соотнести с вечностью — всё это сделало жанр портрета одним из ведущих в живописи XIX века.

В отличие от консервативных купеческих изображений, для портретов первенствующего сословия характерно максимальное отражение художественного стиля, воплощение моды и духа того времени, когда создавалась работа. Как правило, такие портреты писались лучшими художниками, в том числе иностранными. Одним из них был ведущий западный придворный живописец Франц Винтерхальтер.

Практически в каждом особняке создавались большие галереи портретов предков — эта аристократическая традиция сохранялась практически на протяжении всех двухсот лет существования Российской империи. Например, в портретной зале и библиотеке Дубровицкого дома князя Сергея Михайловича Голицына насчитывалось около 75 портретов рода Голицыных. В галерее можно было увидеть изображения как прямых родственников хозяев особняка, так и дальних. Часто портреты копировали — например, изображение четы князей Голицыных кисти венгерского художника Шандора Козины нам известно в четырёх вариантах, три из которых — копии, созданные неизвестными авторами. Дело в том, что род Голицыных был очень разветвлён, и многие потомки хотели иметь такой портрет. Единичные фотографии, сохранившиеся с конца ХIХ — начала ХХ века, наглядно демонстрируют многоярусную развеску портретов в дворянских усадьбах. В значительно меньшей степени эта семейная традиция поддерживалась другими классами общества.
Л. Февр-Дюффе. Портрет княгини Софьи Александовны Шаховской. 1858. Холст, масло

Начиная с 1905 года, когда впервые стали гореть дворянские усадьбы, а хозяева — уезжать за границу, портреты оставались в пустующих стенах. Советская власть своевременно организовала экспедиции в имения, и многие работы были спасены, оказавшись впоследствии в музеях и частных коллекциях — как в России, так и за границей. Единичные потомки дворянских родов и сегодня хранят в личных собраниях портреты своих знаменитых предков. Среди них семьи князей Голицыных и князей Трубецких — выставка из их собраний проходила в Историческом музее в 2005 году.

Начиная с 1860‑х годов представители дворянских родов постепенно продавали своё имущество. Этот процесс частично продолжается и сегодня. Например, наш музей приобрёл комплекс предметов у потомков Раевских, в том числе два семейных портрета четы Раевских кисти Яноша Ромбауэра — картина 130 лет хранилась в частной коллекции потомков.
И. Макаров. Портрет супругов Теодора Дёллера и Елизаветы Сергеевны Дёллер. 1846. Картон, масло

Как правило, именно дворянские заказчики формулировали для автора художественную концепцию. Эту традицию отражают портреты графов Паниных из усадьбы Марфино, дворян Колычёвых из усадьбы Лукино (ныне здесь резиденция патриарха), графов Уваровых из имения Поречье, графов Чернышёвых из усадьбы Ярополец, портреты князей Голицыных из имения Дубровицы, камерный портрет австрийского композитора Теодора Дёллера и его супруги Елизаветы Дёллер, урождённой Шереметевой, — картина из старинной усадьбы Покровское (произведение было создано в 1846 году сразу после венчания супругов).

Во многих странах с конца XIX века сословная аристократия постепенно отходит от власти. Из нашей страны высшее сословие было даже изгнано — лишь небольшая часть дворянства осталась жить на территории Советского Союза. Новые власти начали формирование новой интеллигенции: технической, гуманитарной и творческой. Исторический музей долгое время оставался прибежищем старой элиты — до 1927 года. в музее работал его бывший директор, князь Николай Щербатов, также у нас трудились выдающийся археолог Василий Городцов, нумизмат и генеалог Александр Сиверс и многие другие прекрасно образованные представители дореволюционной интеллектуальной элиты. Против некоторых из них организовывались целые кампании, как это было принято в 1930‑е годы, — например, это случилось с историком древнерусской иконописи, первооткрывателем многих икон Александром Анисимовым. Постепенно в музее стали работать выпускники исторического факультета МГУ, продолжавшие дело своих выдающихся коллег, работали крупные ученые и знатоки — А. Я. Брюс, А. В. Арциховский, А. Б. Закс, Л. А. Евтюхова, Б. А. Рыбаков, М. М. Постникова-Лосева и многие другие. Но сегодня и это поколение уже уходит, а вместе с ним уходит и ощущение Исторического музея как некоего масштабного интеллектуального оазиса.
Дж. Доу. Портрет Владимира Ивановича Каблукова. Не позднее 1825. Холст, масло

Тем, кому интересна дворянская культура, можно рекомендовать такие доступные исторические источники, как воспоминания и мемуары. Например, «Рассказы бабушки» Дмитрия Благово — о периоде с конца XVIII до первой половины ХIХ века, или дневник Долли Фикельмон, описывающий Петербург пушкинской эпохи. Философские и экономические размышления о России, о жизни дворянина в усадьбе после отмены крепостного права излагает в «Письмах из деревни» А. Н. Энгельгардт. Интересны также труд барона Николая Врангеля «Помещичья Россия» (1910 г.) и «Венок усадьбам» Алексея Греча, написанный на Соловках в 1932 году. Читать тексты о дворянской культуре, написанные от первого лица, также ценно и увлекательно, как и смотреть полотна, созданные прославленными художниками, непосредственно соприкасавшимся с представителями этой удивительной культуры.

Выставка в НГХМ продлится до 27 февраля 2022 года

Текст: Анастасия Куприянова