Без нас искусства не существует: как работает арт-просвет в Сибири

2 / 22     RU
Без нас искусства не существует: как работает арт-просвет в Сибири
Ася Василовская арт-спикер, художница

Ася Василовская занимается популяризацией искусства в Новосибирске с конца 2020 года, после переезда из Читы. В январе 2022-го Асе исполнилось 25. К этому дню художница успела заняться кураторством художников в открытом пространстве «Балкон», стать организатором арт-вечеринок, выступить с лекциями на новосибирских фестивалях современного искусства и воплотить проект «Около искусства». Ася рассказала LEADERS TODAY, легко ли двигать арт-просвет в Сибири, о чём творят молодые авторы, и почему художница не верит в талант.

«Около искусства» — граффити-проект, который Ася и команда художников реализовали вместе с молодёжным центром «Содружество» и Агентством поддержки молодёжных инициатив. Для создания эскизов граффити, размещённых на фасадах Новосибирска, сибирские граффитисты стилизовали работы Густава Климта, Фриды Кало, Ивана Билибина и Луи Джовера. Четыре авторские работы воплотили летом 2021 года.

LT: Как ты оказалась именно в арт-просвете?

АСЯ ВАСИЛОВСКАЯ: Это не было отдельным решением, которое я приняла, проснувшись однажды утром. Вообще искусство — особенно рисование и музыка — всегда было частью жизни, и в какой-то момент просто интересоваться стало мало. На самом деле много споров ведётся, кто арт-просвещением — и вообще просвещением — должен заниматься: сейчас многие обучают тому, что сами не умеют, и это может создать серьёзные проблемы. Возможно, арт-просвет — задача только культурологов со специальным образованием, но Россия очень многослойная, особенно в регионах. Не всем, кто в них живёт, может быть нужна речь профессора искусств. И при этом очень много тех, кто хотел бы знать об искусстве больше, — но с ним не знакомят! Например, в школе на ИЗО учат рисовать деревья, а не рассказывают про художников. А ведь через искусство очень легко изучать историю: понимать, почему мир работает так и где в нём находишься ты. Поэтому мой формат — о сложном искусстве на простом языке простым людям: тем, кому не плевать на свою жизнь и на то, что происходит вокруг; тем, кто хотел бы больше узнать о том, в каком мире он живёт, и вдохновиться на свершения.

Продвигают ли искусство в Новосибирске сейчас?

В моей картине мира арт-просвет в Сибири есть: я вижу и фестивали, и художников. А вот те, кто искусством интересуется косвенно, скорее всего, чувствуют проблему острее. Здесь вообще не столько об отсутствии желания у людей, которые им увлекаются, сколько о тех преградах, которые они проходят, чтобы об этом искусстве рассказать, — и я не очень понимаю, откуда берутся все эти палки в колёсах и зачем столько их вставлять. Сейчас искусство погрязает в мелочах: организационные моменты, погодные условия, финансовые возможности авторов…
В Новосибирске на данный момент арт-просветом занимаются те, кому не всё равно и кто хочет им заниматься — возможно, это не профессионалы, но люди, у которых искусством горят сердца. Это местные молодые художники, которые создают работы и отдают их в выставочные пространства, организуют фестивали… Они сами себя и друг друга поддерживают.
Государство в какой-то мере тоже, но косвенно — через конкурсы и гранты, сферу молодёжной политики.

Важно ли вообще разбираться в искусстве обычному человеку, который прямо к нему не относится?

Но ведь можно быть не только «в искусстве», но и «около искусства»! Не быть создателем, но быть зрителем. Чтобы интересоваться искусством, не обязательно его создавать — но без нас самого по себе искусства нет.
Или, например, арт-вечеринки: на них же собираются совсем не профессиональные художники. Туда приходят люди, обычно далёкие от творчества как такового: мы просто знакомимся и болтаем, и одновременно с этим каждый рисует картину по готовому образцу, а я помогаю. Все понимают, что это не искусство, но уже шаг к нему.

Я не верю в талант — думаю, это очень переоценённая штука. Когда спрашиваешь: «А вы пробовали творить?», и отвечают: «Нет…» — вот и как ты можешь знать, что у тебя нет таланта, если никогда этого не делал?

Конечно, человек, который не идёт в искусство, всё равно чем-то занимается в жизни, но здесь речь о её качестве. Искусство сильно повышает осознанность: нужно же встать, прийти к картине, посмотреть на неё — и понять, что видишь, проанализировать свои чувства. Люди могут классно жить без искусства, как и без психотерапии, но качество другое. Оно способно такие эмоции у людей вызывать, поэтому делать вид, что искусства не существует, — самому себе делать хуже. Его можно создать даже из повседневной рутины! Например, мы каждый день моем посуду: можно просто стоять и мыть, а можно мыть и вспоминать перформанс о мытье посуды, и это уже совсем по-другому.
Через искусство люди могут общаться между собой, и это потрясающий культурный обмен. Предположим, мы создаём иллюстрации на фасадах — разрабатываем эскизы, согласовываем всё — а потом мимо проходит человек с баллоном чёрной краски и просто оставляет свой тег: любую надпись или знак. Кто-то скажет: «Вандалы, руки бы им пооборвать», а я думаю: «Он же почему-то это сделал?» Возможно, для него именно его тег — искусство, и таким образом два художника, молча, просто держа баллон в руке, ведут диалог культур.

Можно ли понять актуальное искусство без знаний о классике?

Погружение в искусство помогает выстроить мнение. Мы видим одну работу — у нас есть мнение о ней. Видим три работы — появляется мнение о художнике. Когда мы знаем пять художников, уже можем составить мнение о направлении. Мозг всегда опирается на предыдущий опыт, и поэтому нам сложно придумать новое, если мы практически ничего не знаем. А когда есть пласт знаний и насмотренность становится выше, проще понимать и создавать новое самому. И, конечно, состояние современного искусства напрямую связано с тем, что переживало искусство предыдущее. Если бы когда-то не появились фотоаппарат и краски в тюбиках, разве сложилось бы современное искусство так? В любом случае мнение об искусстве — субъективно и всегда будет разным у всех. Искусство — ничто, пока рядом с ним не встаёт человек и не начинает что-то о нём говорить.

О чём сейчас говорят сибирские авторы?

За последний год я обратила внимание на несколько выделяющихся тем. Любовь — всегда! Свобода — в обществе происходят новые странные опасные события, и это не может не влиять на искусство. Вызов — здесь больше с точки зрения внимания к себе, эдакая проблема нарциссов. Очень много научных арт-объектов, связанных с новыми технологиями, искусством нейросетей...
Лично меня как художницу сильно цепляет личный выбор и самоидентификация, в это и хотелось бы углубиться в нынешнем году – создать цикл картин на тему гендерной идентификации и ориентации, чтобы через искусство объяснить, что это «ок».

На арт-вечеринках ты учишь людей рисованию. А вообще можно ли научиться искусству, если нет таланта?

Очень многие со мной не соглашаются, но я не верю в талант — думаю, это очень переоценённая штука. Мы ведь не можем его потрогать или измерить — и как понять, есть он у кого-то или нет? Если проанализировать творчество известных авторов, становится понятно: либо их искусство появлялось в нужное время в нужном месте, либо соответствовало потребностям общества на тот момент. Или же вокруг художника происходило много личных историй, которые интересовали остальных, и получается, фактически талант — очень размытое понятие. Другое дело — мастерство и количество часов, потраченных на работу! По-моему, искусству только учиться: и теоретическому, и практическому. Почему-то все очень хотят верить, что талант существует, и мне так жалко тех людей, которые говорят, что они не талантливые… И когда спрашиваешь: «А вы пробовали творить?», и отвечают: «Нет…» — вот и как ты можешь знать, что у тебя нет таланта, если никогда этого не делал? Ребёнок, который учится ходить, столько раз спотыкается и падает, но не перестаёт учиться со словами «У меня нет таланта» — и с искусством должно быть так же.

Текст: Ирина Апуник