Место прочерка нужно заполнить

2 / 22    RU

В конце 2021-го года новосибирский короткометражный фильм «Прочерк» получил золото на Каннском фестивале Cannes Corporate Media & TV Awards в номинации «Фандрайзинг». Это далеко не первая крупная награда Павла Меняйло, режиссёра, сценариста, творческого директора арт-студии LBL-Production и FREEMOTION GROUP.

LT: Павел Алексеевич, как, будучи программистом, вы стали заниматься съёмками кино?

ПАВЕЛ МЕНЯЙЛО: Наша команда специализировалась на компьютерной графике: в 1986—1991 годах мы работали с заказчиками из Японии и Швеции. У нас было мощное по тем временам оборудование, и мы разрабатывали инструментарий для нелинейного монтажа (тогда ещё даже названия такого не было). Но в 1992 году финансирование прекратилось. Нужно было как-то зарабатывать, поэтому мы стали принимать от новосибирских организаций рекламные заказы. Одной из самых заметных наших работ стал рекламный ролик «Акапулько» для мебельной компании. Это видео получило множество Гран-при на различных фестивалях, попало в коллекцию Жана Мари Бурсико, автора мирового проекта «Ночь пожирателей рекламы». Продажи мебельной компании, заказавшей ролик, резко выросли. Конкуренты заволновались и кинулись также заказывать рекламные ролики. В Новосибирске начала формироваться конкуренция на рынке видеорекламы – появилось много людей, которые пытались её создавать.
Мы все тогда учились рекламным съёмкам уже в процессе работы – это был огромный, разнообразный опыт. Потом стало формироваться такое понятие, как «корпоративное видео». Собственно, как производители корпоративного контента мы и стали крупнейшими в России (совместно с Freemotion).
В 2007 году совместно с президентом организации усыновителей «День Аиста» Евгенией Соловьёвой мы сняли наш первый фильм о социальном сиротстве – «Невидимые». После этого практически каждый год у нас стартовали новые проекты на социальные темы.
Много лет назад началась и наша совместная работа с фондом «ЖИВИ». Для одного из благотворительных аукционов мы сделали фильм «Зазеркалье». В итоге за один вечер было собрано около 12 миллионов рублей, это в несколько раз превышало обычные сборы на подобных мероприятиях.

Самая востребованная сегодня – это «мозговая мышца»

Но на этом история не закончилась. Через два года нам привезли пакет с православными крестиками, вырезанными вручную из дерева черногорским монахом, который увидел фильм «Зазеркалье» и попытался помочь больным детям чем может. А дети в ответ сделали игрушечного ангела и отправили в подарок монаху.
На основе этой истории мы сняли фильм «Ваши ангелы вас ждут», и он тоже собрал более 10 миллионов рублей в фонд «ЖИВИ».

Почему именно истории о сиротстве стали основой сразу нескольких ваших фильмов?

Фильмы на эту тему способны принести реальную пользу, поэтому мы создавали и обязательно будем продолжать их создавать. К тому же тема рода мне всегда была интересна. В нашей стране исторически родовые связи сильно порублены, и тайна усыновления приёмных детей лишь усугубляет эту ситуацию. Вместе с Евгенией Соловьёвой мы сняли несколько короткометражек, посвящённых правде усыновления. Эти фильмы не просто эмоциональны и интересны – они используются как учебное пособие для семей с приёмными детьми.

Искренность – первое, что отмечаешь в ваших работах. Как вы добиваетесь этого эффекта?

Я вырос на советской идеологии, но в 1982 году, будучи 20-летним юношей, полностью разочаровался в системе: привычной для меня опоры больше не было. Моей новой идеологией стало убеждение «Каждый имеет ПРАВО, кроме как лишать права другого». Сейчас эта мысль в разных формах хорошо всем знакома, но тогда я сам для себя придумал это правило, которым гордился.
Для меня это и есть основа искренности: если ты считаешь себя правым, то должен быть в этом до конца честен и искренен. Мне часто говорят, что я упрямый – и в жизни, и в работе. Для меня важно, чтобы то, что я снимаю, цепляло чувства человека, давало повод задуматься – неважно, художественное это кино или рекламный ролик. Сначала нужно «качнуть» эмоции, а уже потом подавать нужную информацию.

Я считаю, что без ограничений нет творчества:
лично у меня так

Если работа заказная, здесь помимо моего «гена» примешивается «ген» заказчика – порой деструктивного соавтора. Но я горжусь тем, что мы умеем работать на заказ: это отдельный вид искусства, в котором только непрофессионал может кричать: я художник – я так вижу. Да, бывают ситуации, когда моё видение отличается от мнения заказчика, но я не упираюсь, а борюсь за продукт вместе с тем, для кого он создаётся, поскольку у нас одна задача – создать ролик, который будет работать.

В 2020 году в Лос-Анджелесе вы выиграли в девяти номинациях, завоевав больше всего наград в коротком метре корпоративного кино. Как вы для себя объясняете такой успех, ведь на Каннском кинофестивале тысячи заявок в эти номинации?

Компания LBL всегда была в первую очередь школой. Мы ж вырастили своих режиссёров – молодых и крепких, чем я искренне горжусь. Такие ребята, как Пётр Пчельников, Роман Иванютенко, подрастающий Богдан Кузнецов… К тому же в Новосибирске сложилась хорошая школа операторов, многие из которых сегодня живут и работают в Москве, но прекрасные ребята есть и в Новосибирске.

А как вы в целом оцениваете развитие новосибирской киноиндустрии?

Не могу сказать, что вижу здесь активное развитие: проблема в отсутствии киноиндустрии. Взять, к примеру, нашу компанию: её основной источник дохода в Москве. Однако недавно президент подписал распоряжение о развитии региональных киноиндустрий, и местные власти стали предпринимать шаги в этом направлении. Надеюсь, из этого что-то выйдет. Я ещё в 2008 году пытался запустить создание сериала, который мог бы на длительный срок обеспечить работой большое количество людей в кинопроизводстве и тем самым способствовать развитию новосибирской индустрии в целом.
А снять просто кино можно хоть где, без конкретной привязки к месту. И таких попыток в Новосибирске много. Например, мне очень нравится киноработа «Два Андрея», созданная актёром «Красного факела», сценаристом и режиссёром Денисом Казанцевым.

А если говорить в целом, то действительно ли короткометражное кино сегодня процветает в сравнении с полнометражным?

Многим режиссёрам кажется, что снять короткометражку проще и бюджетнее, чем полный метр. В реальности, как правило, всё наоборот, поскольку нужно умудриться за несколько минут сказать очень многое, передать смысл и эмоции, а ещё лучше – рассказать историю без слов. Но, поскольку мы в своё время приобрели хорошие навыки работы именно с малой формой, то и сегодня продолжаем снимать в коротком формате.

Получается, создание концепции гораздо дороже, чем технические и многие другие издержки, связанные с длительностью фильма?

Интеллектуальная работа всегда стоит дорого. Самая востребованная сегодня – это «мозговая мышца».

Если вы «за три копейки» снимаете фильмы, которые берут золото в Каннах, то что бы вы сняли, если бы нашли под новогодней ёлкой миллион долларов на кино?

Я считаю, что без ограничений нет творчества: лично у меня так. Когда обязательства тебя прижимают, то ты начинаешь искать решения. А когда говорят: творите, что хотите, то можешь ничего не сделать.
К тому же миллион долларов на хороший фильм – это ни о чём. Я бы лучше их вложил в совместное строительство производственной площадки для тех, кто занимается кино в Новосибирске. У нас есть прекрасная детская киношкола, которую я бы поддержал, – студия «Поиск», где педагоги, на мой взгляд, занимаются служением, пытаясь работать в имеющихся условиях.

И всё-таки, возможно, есть темы для кино, которые вам не дают покоя?

Мы с неё и начали наш разговор – это тема рода. Спросите у англичанина или француза о его корнях, и он расскажет про своё родовое древо до седьмого колена. Если в семье нет традиции сохранять и передавать из поколения в поколение историю своего рода, то уже навряд ли можно её восстановить.
Мне иногда снятся истории, которые могли бы стать сюжетом для фильма. Однажды на острове Сахалине я побывал на заброшенном маяке Анива – это место настолько зацепило, что мне приснилась история, связанная с героиней, чей прадед, будучи пленным во время Цусимского сражения, строил у японцев этот маяк и там же навсегда остался. Я несколько раз брался за написание этого сценария, то пока из этого ничего не получилось. Сценарист – это отдельная профессия, отличная от литератора. Даже прекрасная пьеса – это ещё далеко не сценарий для фильма. Как только мне попадётся хороший сценарий, так сразу станет понятно, куда потратить миллион.

Пётр Дикарев, сценарист, режиссёр, работавший совместно с Павлом Меняйло над фильмом «Прочерк» и другими проектами:

«Я уже 20 лет на орбите Павла Меняйло. Сценарий короткометражки «Прочерк» создавали в целом около месяца – обсуждали, писали, полировали, давали материалу «отдохнуть» несколько дней, чтобы взглянуть на него свежим взглядом.
С одной стороны, мы хотели не уйти в слезливую мелодраму, а с другой – избежать сухого штампованного рассказа. Каждый, даже эпизодический герой должен выглядеть в фильме живым человеком – важно о нём многое понимать: чем занимается, как он жил…
И только имея целостное представление об образе героя, ты представляешь, как он может реагировать, с какой интонацией говорить. Ведь даже элементарную фразу «Кушать подано» можно сказать так, что она оставит след в картине. Кстати, некоторые дубли были украшены актёрским видением поведения своего героя.
В целом у нас получился вполне достоверный сюжет. Около 20 лет назад у меня был примерно такой же разговор со своим отцом. Это не значит, что я его скопировал из своей жизни и поставил в фильме – мне это лишь помогло дорисовать предполагаемые обстоятельства. Только в плосковатых мелодрамах встреча взрослого сына с отцом всегда с радостными объятьями и слезами. Нашей же задачей было стремление показать то, как бывает в реальной жизни.
Сейчас у нас с Павлом есть в разработке несколько масштабных сценарных идей, которые, надеюсь, в будущем воплотятся в не менее интересные документально-постановочные фильмы. Какая из них выстрелит быстрее, покажет время. Предчувствие творчески продуктивного 2022 года у меня есть».

Александр Вострухин, актёр театра «Старый дом», исполнивший главную роль в фильмах «Сын» и «Прочерк»:

«Короткометражный фильм «Прочерк» – это второй художественный фильм LBL-Production, снятый совместно с общественной организацией «День аиста». Проект посвящён теме усыновления: в первой части молодой человек находит биологическую мать, а во второй – отца.
На съёмки я попал благодаря спектаклю «Sociopath/Гамлет». Продюсер и сценарист фильмов Евгения Соловьёва, оказавшись на этом спектакле, оценила сцену, где я выясняю отношения со своей сценической мамой в исполнении Ларисы Чернобаевой. Нам предложили поучаствовать в съёмках, и мы сразу же согласились, ведь мир кино для театрального актёра невероятно притягателен, к тому же нам понравилась идея и социальный подтекст проекта.
Съёмки, занявшие всего два дня, потребовали мобилизации всех внутренних ресурсов. По сюжету герой ведёт машину, а у меня ни прав, ни опыта. Пришлось с инструктором оперативно осваивать премудрости вождения, да ещё и вслепую: обзор закрывала камера, установленная на капоте. Благо сцену снимали на просёлочной дороге, а моим надёжным штурманом выступил режиссёр Павел Меняйло. На площадке я чувствовал, что нахожусь в команде больших профессионалов, которые знают и умеют снимать качественное, красивое кино европейского уровня, поэтому я просто доверился им и получал удовольствие от процесса». 

Текст: Анастасия Михайлова