Моё призвание – мой приговор

2 / 22     RU
Моё призвание – мой приговор
Владимир Авдеев сценограф, живописец, график, искусствовед, член Союза художников России, член Международной организации сценографов, театральных архитекторов и технологов (OISTAT)

Магия театрального действа – кто создаёт её вместе с режиссёром, погружая зрителя в волшебный мир спектакля? В Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка эскизов театральных декораций и костюмов «Театр АВ: замысел и воплощение», представляющая наиболее значимые проекты художника Владимира Авдеева. Всего художником создано около 165 сценических оформлений к спектаклям в России и за рубежом.

На выставке представлены эскизы, созданные в период с 1978-го по 2020-е годы. Все работы объединяет одно – моё желание максимально полно выразить задуманное. На этих эскизах можно проследить формирование моих взглядов на сценографию: на одних видно желание сказать, как можно больше, на других – обойтись минимальными средствами.

При создании декораций, прежде всего, мне важно найти некую метафору, отражающую пьесу, а также дать зрителю ощущение пространства на сцене. Иногда идея рождается из, казалось бы, малозначимых деталей пьесы. Например, когда я делал декорации для спектакля «Подросток» в Ростовском молодёжном театре, то обратил внимание на упоминание в тексте пьесы ледового катка. В итоге большой планшет, имитирующий лёд, стал основой, из которой в разной конфигурации поднимались двери, обозначающие различные места действия.

Театр – искусство разговорное, поэтому, даже если мои взгляды на сценографию расходятся с режиссёрским видением, нужно всегда договариваться. Но, конечно, есть принципиальные вещи, которые я буду отстаивать до последнего. Мне нравится, когда спектакль получается небанальным, искренним, с визуально выраженным через метафору драматическим конфликтом.
Эскиз декораций к спектаклю «Калека с острова Инишмаан», М. МакДонах. 2006 г.

Если говорить о любимых материалах для театральных декораций, то это дерево, металл, ткань – традиционная основа, к которой я при необходимости добавляю современные материалы в виде пластика, поликарбоната, широкоформатной печати на ткани и плёнке. В своё время в процессе создания декораций было интересно осваивать эти материалы. Упростили изготовление и открыли новые возможности лазерная и фрезерная резки. 

Мои любимые «театральные» писатели – Чехов, Гоголь, незаслуженно отставленный в сторону Горький с его прекрасно выстроенными системами отношений героев. Я, как правило, читаю пьесы образами – в голове сразу рождается изображение того, где может происходить действие.         

Великий Чехов написал в своих пьесах между строк больше, чем в тексте, поэтому его пьесы будут ставить ещё много сотен лет, и они всегда будут загадкой для художников. Но иногда сталкиваешься с пьесой, которая ничего не подсказывает, тогда приходится использовать собственные впечатления
от жизни на похожую тему.
Эскиз декораций к спектаклю «Кровать для троих», М. Павич. 2004 г.

Для работы над декорациями к спектаклю я всегда делаю макет. Помимо этого, пишу акрилом на холсте эскизы декораций к уже созданным спектаклям – как самостоятельные картины, в которых пытаюсь сохранить наиболее интересные замыслы и ощущения от постановки. В какие-то добавляю то, от чего пришлось отказаться в процессе работы, из некоторых удаляю лишние детали, мешавшие мне в спектакле.
В итоге из подобных эскизов сложилась довольно мобильная авторская коллекция, которую я периодически пополняю и выставляю при любом удобном случае.  На сегодняшний день эскиз декораций уже стал серьёзно забытым жанром, поэтому я в нём начинаю испытывать приятное одиночество. 

Помимо театра, я работал художником-постановщиком в кино. Здесь уже нужно принимать решения более мобильно, поскольку иногда оператор на съёмочной площадке находил новый удачный ракурс и мне приходилось что-то быстро менять в декорациях. В режиссёрском сценарии трёхсерийного фильма «Группа риска» было семьдесят площадок, для которых нужно создать декорации – вытрезвитель, детский дом, кабинет участкового, квартиры, театр, цеха, улица и другие. К этому времени у меня был опыт работы на игровых короткометражных картинах, поэтому, несмотря на подчас сложные условия, я уже неплохо ориентировался в полном метре.

У меня никогда не было желания всю жизнь служить главным художником в одном театре. В своей жизни я видел на примере старших товарищей, которые были моими учителями, чем заканчивается такой опыт. Мне интереснее работать в разных театрах, в разных городах, с разным уровнем цехов, хотя иногда это бывают экстремальные условия, в которых многие вещи приходится изготавливать своими руками и решения принимать на ходу.

Помимо декораций, сценография включает в себя освещение сцены и костюмы актёров. Чтобы объяснить закройщику и швеям то, каким должен быть наряд героя, мало создать эскиз – важно знать, из чего и как изготовить изделие. Если речь идёт об историческом костюме, то я, конечно, изучаю фотографии прошлых лет или иллюстрации с описаниями, но чаще всего образ рождается «сам».  В театральном костюме я не придерживаюсь жизненной логики. На мой взгляд, в театре декорации и костюмы не должны копировать реальную жизнь.

Я постоянно думаю над сценографией, но по большому счёту эти раздумья лишь воспитывают во мне умение воспринять
то, что будет послано свыше

Конечно, я постоянно думаю над сценографией, но по большому счёту эти раздумья лишь воспитывают во мне умение воспринять то, что будет послано свыше. Есть люди, которым посылаются идеи, но они не реагируют на этот импульс, поскольку не сформирован внутренний механизм восприятия.

Однажды меня спросили: «Володя, для вас работа в театре – это профессия или призвание?», на что я ответил: «Это приговор», поскольку не в моих силах отказаться от своего дела жизни.

Выставка «Театр АВ: замысел и воплощение» проходит в НГХМ до 27 февраля 2022 года
репродукции работ Владимира Авдеева – с сайта nsartmuseum.ru

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Андрей Бортко