На языке герменевтики*

2 / 22     RU
На языке герменевтики*
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

Здесь учат думать и выражать собственное мнение, поддерживают таланты и создают условия для творческой конкуренции. 30 лет школа «София» строит свою систему образования, основанную на принципах гармоничного раскрытия личности и потенциала каждого учителя и ученика.

LT: Елена Анатольевна, как историк объясните, почему сегодня в образовании особенно остро ощущается разрыв поколений?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Потому что школа не успевала за техническим, культурным и научным прогрессом все последние 30 лет. За это время скорость восприятия информации, мышление детей изменились настолько, что сегодняшние родители и учителя, воспитанные в другой системе ценностей и правил, не понимают, как и чему учить поколение Z, ко­торое во многих вопросах превосходит взрослых. Бабушки и дедушки больше не авторитет, внимание молодёжи на стороне успешных блогеров.
Это не говорит о том, что мы должны забыть о своей истории и школьных традициях, но образование как подвижный механизм не может функционировать вне времени, ему требуется современное управление — умное, гибкое, эффективное.

Тогда по каким критериям родителям выбирать школу?

Перед выбором учебного заведения задайте себе вопрос: каким навыкам научится мой ребёнок в этой школе и как полученные знания пригодятся в будущем при выборе профессии? Наличие новых учебников и продвинутых образовательных программ не является критерием эффективной конкурентной школы, в отличие от творческих педагогов, постоянно находящихся в процессе профессионального развития. Если учитель всё время ставит новые цели и достигает их, этому же он научит и своих учеников. Программы и учебники — всего лишь инструменты, с помощью которых добываются нужные знания.

Вы говорите о личностном подходе в системе обучения. Насколько он вписывается в современные образовательные стандарты, по которым работают и государственные, и частные школы?

Когда вводили ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) личностное развитие ребёнка ставилось в них на первое место, и это правильно, поскольку человек вырастет и для него станет неактуальна школьная программа, а вот человеческие качества останутся с ним на всю жизнь. Но задать ориентир — одно, а воплотить его в жизнь — другое. Сколько бы за 20 лет ни переписывалось программ и ни переиздавалось учебников, у министерства образования так и не получилось создать продукт, максимально отвечающий изначальному требованию. Откройте любой учебник — и увидите там только сухой предмет, готовый свод правил, не предлагающий вариативность подачи информации или возможность развития личностных качеств учащегося.

Получается, что школы, независимо от статуса, находятся в одинаковом положении, но кому-то удаётся совместить госстандарты с творческой и личностной составляющей учебного процесса, а другим — нет. В чём причина?

В желании выйти за рамки общеобразовательного стандарта. В этом году «София» отметит своё 30‑летие. Как и другие школы, мы прошли через все реформы, но сохранили собственную концепцию, основанную на раскрытии потенциала учителя и ученика. На уроках мы учим детей думать, свободно выражать свои мысли, спорить с учебником, вести диалог. Задача же педагогов — правильно задавать вопросы аудитории и через активное обсуждение рождать новые смыслы. А также предоставлять вариативность точек зрения на какое-либо событие или явление, чтобы формировать у учащихся собственное отношение к предмету исследования. Одна и та же тема в «Софии» никогда не подаётся шаблонно, учитель всегда найдёт новые грани для раскрытия проблемы урока. Такой подход требует от педагога не только определённых профессиональных компетенций, но и лидерских качеств, и даже творческих талантов.

Что должен делать директор, чтобы сплотить вокруг себя сильный коллектив единомышленников?

Он сам должен соответствовать высоким требованиям и предоставлять педагогам возможность для профессиональной самореализации. Чтобы двигаться вперёд, коллектив надо развивать. Моим решением стало проведение регулярных исследований, охватывающих все школьные процессы, с целью выявления слабых мест и точек роста. Три последних исследования, по которым написаны магистерские работы, помогли нам разобраться с мотивацией персонала, запустить естественную конкурентную среду, активировать управление талантами персонала. Результаты этих работ показали, что каждый учитель школы «София» — лидер в своём направлении, показывающий до четырёх персональных достижений в год, при этом он не боится и поддерживает здоровую конкуренцию, открыт новым знаниям и навыкам — от работы в команде и ораторского искусства до съёмок видеороликов и сочинения стихов.
На следующем этапе мы планируем объединить полученные в ходе исследований данные в методическое пособие для администраций школ.

Как показала новейшая история, дистанционное обучение (ДО) может порушить все планы вместе с привычным школьным укладом. Удалось ли «Софии» адаптировать «дистанционку» к своим высоким требованиям?

Основные причины провала ДО по всей стране — это копирование методологии очного обучения в цифровом формате, монохромность электронного контента и калейдоскоп образовательных платформ. За всю историю пандемии «София» только один раз ушла на ДО, но эти два месяца прошли для наших детей, их родителей и учителей максимально комфортно. А всё потому, что мы тщательно подготовились: создали на базе платформы Moodle свою образовательную площадку DOSOPHIA, позволившую проводить уроки, собрания и классные часы в одном месте. За неделю все учителя прошли стажировку, были подготовлены короткие и простые памятки-инструкции для всех участников образовательного процесса с ответами на типичные вопросы, связанные с ДО. За каждым классом закреплялся куратор, который следил за тем, чтобы все ученики выходили на онлайн-занятия, вовремя сдавали домашнее задание. Если с этим возникали какие-либо проблемы, об этом оперативно сообщалось родителям. Все уроки проходили онлайн, даже углубленное изучение английского мы адаптировали к новому формату, сохранив работу в небольших группах, где учитель с каждым учеником взаимодействует отдельно.

Выпускники школы «София» свободно говорят на английском. Как вы этого добиваетесь?

Действительно, большинство наших учеников свободно говорят на английском, это происходит уже в 5–6‑х классах, когда дети осознают целесообразность и пользу нового навыка. Многие к этому моменту хотят путешествовать, жить за границей, работать в международных компаниях. Чтобы произошёл этот переворот в сознании, нужно время — вот почему мы не перегружаем языком детей в начальной школе, но уже с первого класса начинаем готовить почву — формировать кросскультурные компетенции. Потому что просто знание английских слов ни к чему не приведёт, обязательно нужно знакомиться с культурой, историей, искусством народа. Мы проводим национальные праздники, костюмированные концерты, организуем народные игры. Всегда ожидаемое событие — появление в качестве гостя носителя языка. Как правило, это интересные личности, которые могут рассказать познавательные истории как из своей жизни, так и о своей работе. Недавно, например, у нас был инструктор из Индии, который помогает туристам подниматься в горы, а до него капитан дальнего плавания, управляющий большой интернациональной командой.

Елена Анатольевна, мы знаем, что в школу «София» большой конкурсный отбор. Почему вы не откроете франшизу или филиал при таком спросе?

Свой бренд мы по крупицам создавали 30 лет. Родители доверяют нам своих детей, потому что им близок и понятен менталитет «Софии». При этом проект школы «София» продолжает расти и совершенствоваться.
Пока мы не готовы к тиражированию, поскольку это может привести к потере качества образования.

*Герменевтика, от греческого ἑρμηνευτική — «искусство толкования». Учение об истолковании какого-нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания

630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94
e-mail: nousophia@ngs.ru, sophia.edusite.ru

 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев