Архитектура счастья

3 / 22     RU
Архитектура счастья
Элизабетта Фаббри заслуженный архитектор Италии, руководитель реставрационной мастерской Венеции

«Видение архитектора находится в будущем, и оно всегда должно быть позитивно», — считает итальянский реставратор Элизабетта Фаббри. Магистр архитектуры, участвовавшая в восстановлении театра Ла Скала, выступила с лекцией в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете, при поддержке WWTS MOSCOW LLC.
О том, как правильно сочетать старое и новое в архитектуре современного города, Элизабетта рассказала в интервью Leaders Today.

LT: Элизабетта, вы уже не первый раз встречаетесь со студентами российских вузов. Чем важен для вас диалог с будущими строителями и архитекторами, какую главную мысль хотите донести?

ЭЛИЗАБЕТТА ФАББРИ: Отвечу цитатой итальянского архитектора-постмодерниста Ренцо Пиано, обладателя Притцкеровской премии в области архитектуры. Она гласит: «Молодые спасут землю». В доказательство этой фразы Ренцо поведал историю о японском храме Исэ, который каждые 20 лет разбирался и возводился заново. Так одно поколение мастеров передавало свой опыт последующему поколению молодых подмастерьев, а само здание становилось бессмертным. Этот пример является великолепной метафорой нашей жизни: сначала учись, потом делай и затем уже обучай. Вся прелесть преподавания и диалога с молодёжью в том, что через неё мы можем коммуницировать с миром и вещами, которые будут после нас.

Задача архитектуры — раскрывать богатство человеческого потенциала, а архитектора — проектировать здания, способствующие ощущению счастья

Проектирование похоже на приключение, и мы должны быть смелыми, чтобы справиться со всеми трудностями и испытаниями на этом пути, потому что на нас лежит большая ответственность. Как точно подметил швейцарский писатель Ален де Боттон, задача архитектуры — раскрывать богатство человеческого потенциала, а архитектора — проектировать здания, способствующие ощущению счастья, здоровью, находить в архитектуре не только укрытие, но и воспоминания, историю.

Каких знаний, на ваш взгляд, не хватает молодым специалистам?

Архитектура — это сложное ремесло, требующее глубоких знаний как теоретических, так и практических аспектов. Необходимо развивать навыки анализа и разложения сложных задач на простые составляющие. Важно также изучение истории, особенно когда вы работаете в сложном временном контексте, где есть много пересечений и нюансов.
Аналитические способности полезны для лучшего понимания желаний и потребностей людей, которые будут жить или работать в новом здании.
В Италии, например, архитекторы дают клятву римскому архитектору Витрувию — не просто делать красивые вещи, но, что более значимо, не делать ошибочных вещей — лестниц, на которых люди спотыкаются. То есть строго соблюдать основные постулаты: стабильность, польза, красота. Это то, что характеризует ответственность архитектора и его вклад в качество жизни человека.

В Италии, например, архитекторы дают клятву римскому архитектору Витрувию — не просто делать красивые вещи,
но, что более значимо, не делать ошибочных вещей — лестниц,
на которых люди спотыкаются. То есть строго соблюдать основные постулаты: стабильность, польза, красота

Предпочитаю не выделять каких-то особенных течений, поскольку сейчас мы живём во время новой свободы, когда нет определённых тенденций или стиля, характеризующего наше время. Каждый может выбрать свой шаблон и попытаться быть последовательным. Но важно всегда слушать и анализировать все обстоятельства, в которых вы находитесь.

Сегодня на лекции вы рассказывали студентам, что лучшая реставрация та, которую не видно. Но в жизни бывают исключения. Как, например, с реконструкцией театра Ла Скала, в которой вы принимали участие.

Реконструкция знаменитого театра бурно обсуждалась в Милане в 2002 году. Тогда Ла Скала закрыли на ремонт, поскольку в том виде здание уже не могло эксплуатироваться ввиду новых требований безопасности. Я отвечала за консервативное восстановление внутреннего убранства в полном соответствии с историческим декором. Поэтому всё осталось практически так, как было до этого в своём первозданном виде. А вот наружные работы изменили облик здания принципиальным образом. Проект перестройки сценической коробки поручили швейцарскому архитектору Марио Ботта. Он заново отстроил заднюю часть театра, водрузив над сценой гигантскую постройку в форме эллипса, внутри которой разместились столовые, артистические уборные, репетиционные помещения. Оригинальное решение вызвало тогда негативную реакцию в обществе, особенно в Милане. Сам Марио объяснял, что выбрал цилиндрическую форму надстройки, так как она не имеет главного фасада, соответственно, не входит в конфликт с парадным ансамблем здания.
Но я не вижу смысла спорить о том, есть здесь конфликт или нет, поскольку любое мнение — это субъективное восприятие человека. Задача же современной архитектуры — органично использовать как старые, так и новые формы, грамотно интегрируя их друг в друга.

Вы успели познакомиться с Новосибирском. Скажите, если бы вам поручили навести порядок в городской среде сибирской столицы, с чего бы начали?

Новосибирск — город современный, в котором можно распознать частички истории. Архитектура ХХ века имеет ценность и должна быть признана и оценена. Важно не только созидать исторические здания, проводить реконструкцию, но и не меньше уделять им внимания в контексте урбанистики. Правильно сооружать перекрёстки, пешеходные дорожки, освещение, грамотно подсвечивать здания и размещать рекламные вывески на магазинах.
Иногда, чтобы примирить между собой застройку разных периодов времени, достаточно содержать фасады в хорошем состоянии, они тем самым создают свою городскую среду. У Новосибирска чувствуется своя история, пусть не такая древняя, как у Петербурга или Милана, но своя и ни на что не похожая. Нужно уметь читать его особенности и работать с ними. Города ценятся именно за их особенности и отличия от других городов.
Не знаю почему, но мне пришла в голову фраза итальянского писателя Итало Кальвино, написавшего книгу «Невидимые города». Он говорит, что город с улицами и проспектами похож на очертание руки. Они принадлежат городу, и они уникальны. Вот почему важно заботиться не только о зданиях, но и об остальном пространстве, в котором горожане проживают свою жизнь.
Хотя я мало прогулялась по Новосибирску, но благодаря замечательным сопровождающим, рассказавшим об истории столицы Сибири, у меня появилось ощущение, будто я коснулась сердца города и почувствовала его тепло.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Андрей Бортко