Эффективное развитие предполагает свободу, доверие и ответственность

3 / 22     RU
Эффективное развитие предполагает свободу, доверие и ответственность
Виктор Толоконский, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, Ольга Зонова, главный редактор журнала Leaders Today

Одной из базовых характеристик благополучного общества служат позитивные отношения между людьми. И главной формой таких отношений, основанных на любви, взаимопомощи и преемственности опыта, является семья.
Именно семья генерирует устойчивое состояние счастья, неразрывно связанное как с личным успехом, так и с процветанием целых территорий.

ОЛЬГА ЗОНОВА: Как мы знаем, общий уровень удовлетворённости жизнью в стране предполагает баланс между комфортным доходом и эмоциями. В странах, ежегодно возглавляющих рейтинги счастья, эта связь так или иначе регулируется государством. Возможно ли, чтобы и в России представители власти мыслили в категориях «национального счастья»?

ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ: Любая политика, связанная с высоким качеством жизни, практически не имеет противников. Но сказать, что подобная идея спасительна для страны, было бы неубедительно. Власть сама по себе не развивает государственную систему. Это делает гражданское общество, объединённое как раз вокруг социально значимых идей и проектов. Счастье – это, безусловно, социальная категория, так как подразумевает хорошие отношения между людьми и стремление делиться этим ощущением, если оно присутствует. Счастье не может быть постоянным — так или иначе, мы все попадаем в сложные ситуации, и необходима какая-то социальная деятельность, чтобы это ощущение вернулось и мы снова могли дарить его другим людям, развивать свои способности и таланты, творить. Как видите, наряду с вполне конкретными социальными характеристиками, в этом понятии много чувственно-эмоциональных, порой даже неуловимых свойств. Перевести такое сложносоставное понятие, как «национальное счастье», на практические рельсы может только очень мощный импульс на уровне высших государственных органов власти.
Но для этого активные граждане, носители потенциала развития (которых у нас на самом деле очень много), должны сами создавать и продвигать любые проекты, вписывающиеся в картину социального благополучия.

Я, например, как гражданин считаю, что базовой единицей измерения национального счастья является качество жизни семьи. Ведь именно семья включает в себя представителей практически всех социальных групп и поколений. А какую роль, по-вашему, играет семья в ощущении человека себя счастливым?

Семья и счастье – понятия очень связанные. Положительные эмоции формирует масса вещей: для меня важны голубое небо, яркое солнце, хорошая музыка, настоящие произведения искусства. Но всё-таки мне нужно ощущать любовь, общаться с детьми, внуками – о чём-то спорить, вспоминать, передавать другим людям. На мой взгляд, без семьи счастье фрагментально, а в семье – бесконечно.

Могли бы мы через семью, скажем так, переустроить общество? Что, если мы будем развивать экономику, социальную сферу, городскую среду, взяв за главный критерий благосостояние семьи, объединяющей представителей разных поколений и социальных групп?

Семья – это любовь. Не экономика, не инфраструктура и прочие материальные блага, а любимый человек, дети и внуки. Но я, конечно, понимаю глубинный смысл вашего вопроса и в этом являюсь вашим единомышленником. Я убеждён, что любое развитие кроме рациональных критериев предполагает и очень много чувств: взаимного доверия, свободы, ответственности, радости, в конце концов. Эту радость мне дают отношения с близкими, семейный досуг. Но понимание, как нам любить, жениться, рожать детей или устраивать быт не должно быть монополизировано властью. Гораздо разумнее дать людям свободу творить, призывая их к самостоятельности и ответственности за свою жизнь — предоставляя им свободу выбора.

Понимание, как нам любить, жениться, рожать детей
или устраивать быт не должно быть монополизировано
властью. Гораздо разумнее дать людям свободу творить

Например, мы с супругой 25 марта празднуем золотую свадьбу. Думаю, таких пар немало, но я не могу сказать всем: «Равняйтесь на нас». Есть много примеров, когда люди счастливы во втором или третьем браке, а у кого-то совсем не сложилась семейная жизнь. И это вовсе не значит, что такие люди не могут быть счастливы и их статус в вопросах организации жизни общества менее значим, чем статус семьи.

Значит, предстоит разобраться, как традиционные ценности должны быть реализованы в практике реальных отношений в наши дни. И в данном случае мы должны опираться на позитивные примеры. Виктор Александрович, вы со своей супругой Натальей Петровной – одна из образцовых пар в публичном пространстве. Поделитесь своими принципами устройства семьи.

На мой взгляд, для счастья, о котором мы с вами говорим, мужчина должен реализовать себя в каком-то деле, а женщина – родить и воспитать детей. Если мужчина не реализовал себя, а женщина не проявила свою материнскую природу, абсолютного счастья не добиться – это постулат, который живёт глубоко в моём сердце. Мы с Натальей Петровной прошли большой и прекрасный путь, сохранив себя в добром здравии и не утратив интереса к жизни. Мы воспитали замечательных сына и дочь, которых очень любим и которыми искренне гордимся. И даже спустя 50 лет мы не чувствуем, что это финиш – ни в профессиональном смысле, ни в семейных отношениях, ни в романтических. Однако не бывает семейной жизни без проблем. Всю жизнь я работал, и профессиональная жизнь для меня зачастую становилась приоритетнее семейной. Я часто говорю, что мне в браке повезло гораздо больше, чем моей любимой женщине, потому что муж и отец я не самый образцовый, о чём близкие до сих пор с юмором, но вспоминают. Но какие бы трудности ни возникали на нашем пути, я знал, что для меня нет никого лучше моей жены, и мы оба с самого начала были уверены — вместе навсегда.

И всё же было бы прекрасно это ваше отношение к жизни передать следующим поколениям. Как в современных условиях, когда мир меняется изо дня в день, обеспечить преемственность знаний, ценностей, опыта?

Найти людей, способных передать свою энергию, опыт и мышление другим, – очень непростой путь. Носителей истинного нравственного здоровья, да ещё и с яркой биографией, которую сегодня принято именовать «успехом», сегодня не так уж много. Сейчас нужно укреплять веру человека в себя, развивать способность преодолевать трудности, опираясь на опыт старших и собственные силы. Меня часто просят рассказать историю моего успеха, но я, скорее, могу поведать о своих ошибках и разочарованиях – управленческих и политических. И нисколько об этом не жалею, потому что эти уроки, эти моменты познания себя и чего-то нового мне преподнесла сама жизнь. Благодаря этому опыту я знаю, что нерешаемых задач нет. Сегодня мы говорили о возможности создания счастливого общества, и, несмотря на всю сложность, глубину этого вопроса, нужно верить, что это возможно. И более того, эта возможность – в наших руках. Как говорится, кто, если не мы?

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Антон Медведев