Музыка: сияние наших душ

3 / 22     RU / ITA
Музыка: сияние наших душ
Марика Спадафино сопрано

Марика в очень юном возрасте дебютировала как солистка миланского театра Ла Скала в операх: «Джанни Скикки» в постановке Вуди Аллена, «Риголетто» с великим баритоном Лео Нуччи под управлением Даниэля Орена, «Die Tote Stadt» в постановке Грэма Вика и «Али Баба» в постановке Лилианы Кавани. Также наша героиня исполняла сольные партии в национальных и международных театрах, включая Римский оперный театр, где с ранних лет она совмещала роли первого сопрано в хоре и солистки театра.

LT: Марика, ради чего вы выходите на сцену? Представим, что это не вопрос карьеры, денег, признания. Если убрать всё это, то что будет в сухом остатке – как вы ощущаете свою человеческую задачу, занимаясь своим делом?

МАРИКА СПАДАФИНО: Сцена – это мой дом: в 14 лет я впервые выступила на публике, и с тех поря поняла, что сцена – место, где я могу сказать о себе все, что мне не удается выразить словами или привычными действиями. Когда я была маленькой девочкой всего 3-4 лет, я буквально жила ради встреч за столом в нашей гостиной: именно там я начала петь и танцевать для моей семьи, в которой меня называли клоунессой. Это и была моя первая сцена! Я думаю, именно поэтому на любой сцене я чувствую себя как дома: сразу же становлюсь ребенком, свободным выражать все свои эмоции через искусство пения
с той детской безрассудностью, которая всегда дарит тебе столько невинного счастья. Без этого моя работа превратилась бы всего лишь в простое исполнение технических обязанностей, музыкальных правил, ролей и соблюдение графика. Моя работа – самая прекрасная в мире, она «привилегированная», потому что может поднять, иногда до максимальных высот, человеческую и эмоциональную составляющую работы. Семья, которую мы создаем с коллегами из актерского состава, оркестра и хора, становится настоящей семьей, пусть даже временной, но каждый играет свою роль и вносит свой вклад. Без всего этого моя работа не имела бы никакого смысла и перестала бы быть самой прекрасной в мире.

Для всего мира Ла Скала – это бренд, но мало кто может предметно сказать, что именно за этим брендом стоит. Из чего сегодня складывается величие Ла Скала, включая театр, академию, филармонию, людей, систему обучения, организацию выступлений и творческую работу вообще?

Ла Скала – это действительно великий бренд, огромный механизм, состоящий из работников, очень четко понимающих свои роли, поддерживаемых высококачественным и высокоэффективным маркетингом. Это и есть общая цель для всех его подразделений: величие Театра Ла Скала складывается из стремления каждый день в каждой своей форме поддерживать свои звездные стандарты. Все его составные части отличает огромный профессионализм — ошибки недопустимы, и каждый выполняет свою задачу с большой самоотдачей, являясь мастером своего дела. Я думаю, что именно в этом и состоит секрет успеха этого театра.

А Римский оперный театр? Какое место в иерархии оперных театров он занимает в Италии, в мире?

Римский оперный театр – это театр столицы Италии, второй по значимости в нашей стране после Ла Скала и один из самых востребованных в мире благодаря своим традициям и истории. Все величайшие певцы и дирижеры имеют в своем послужном списке Римский оперный театр. Он достиг своей вершины, когда я присоединилась к его хоровому ансамблю в 2011 году. Мне было 22 года, я только что закончила вокальное отделение и попробовала принять участие в конкурсе, чтобы попасть в хор этого великого театра, который тогда был для меня чем-то недосягаемым – и меня сразу же приняли. Со мной связались, чтобы заключить первый контракт на несколько постановок с самим маэстро Мути, Я НЕ МОГЛА В ЭТО ПОВЕРИТЬ!

Вы как-то говорили, что сопрано в Италии сложно построить карьеру. Значит ли это, что конкуренция высока, и что нужно сделать, чтобы засиять на итальянском музыкальном небосклоне?

Да, это очень сложно. Безусловно, необходимо много учиться, а также обладать выдающимися природными вокальными данными, но в особенности важно встретить нужных людей в нужное время, которые поверят в твою работу и дадут тебе шанс проявить себя, выделиться, дадут возможность продемонстрировать всё, на что ты способен, показать, насколько твои качества превосходны или уникальны.

Как вы сегодня понимаете свой уровень? Насколько он высок? Есть высота, которой ещё хотелось бы достичь?

Многие сопрано проявляются в зрелом возрасте, другие начинают совсем юными, но во второстепенных театрах. Поскольку я начала карьеру очень рано в хоре Римского оперного театра, у меня очень большой опыт ежедневной работы с величайшими дирижерами, режиссерами и оперными певцами, известными во всём мире. Всё это подготовило меня к дебюту в качестве солистки в последующие годы в великих постановках знаменитых театров. Я была готова выдержать любые трудности, которые возникали на моем пути: петь даже в самое неудобное время, исполнять разные репертуары в один и тот же период, выдерживать часы очень долгих музыкальных или сценических репетиций, или трудные репетиции с музыкальными руководителями или режиссерами с непростым характером.

Заниматься благотворительностью или служением менее обеспеченным людям – это долг музыкантов. Поэтому
я считаю, что было бы правильным иногда посвящать
спектакли тем, кто не может позволить
себе заплатить за билет

Безусловно, мой уровень значительно вырос благодаря моей работе в качестве солистки в театре Ла Скала, поскольку здесь также добавилось волнение перед выступлениями, которое театр внушает своей философией работы и величия. Конечно же, я бы хотела еще повысить уровень своего музыкального мастерства: с удовольствием дебютировала бы в новых ролях или исполнила любимые роли в других театрах. Мне бы очень хотелось поработать в Германии, России и Америке, чтобы обогатить свой опыт работы соприкосновением с культурой и искусством этих стран.

Нам кажется, что Италия – очень музыкальная страна, и итальянское искусство вбирает в себя и красоту природы, и ароматы вашей волшебной кухни, и радушную атмосферу большой семьи, и величие классической архитектуры. Кажется, в такой обстановке душа не может не петь. Как формировалось ваше отношение к музыке, её восприятие?

Это прекрасное суждение о моей чудесной стране. Это правда, невозможно не петь… у нас поют даже бариста, когда подают кофе, или можно встретить старушку, которая напевает, развешивая белье, или фермера, когда он сеет, или же я вспоминаю мою маму: когда я была маленькой, она пела, когда шила. Как я могла не петь? Музыка жизненно необходима, она сопровождает наши чувства, отражает и усиливает наши эмоции, это потрясающий универсальный язык, без нее даже всего солнечного света не хватило бы, чтобы осветить душу.

Кто был рядом с вами, когда вы впервые запели? Как родные помогали вам на этом пути? Мы уже слышали, что ваша мама искусно шьет для вас платья, и это очень трогательно. Как еще поддерживает вас семья?

Мои родители мне очень помогают, и так было всегда. И в первую очередь – мой отец: как только я ему звоню, если я в чем-то нуждаюсь, буквально срывается с места, берет машину и мгновенно приезжает ко мне, преодолевая 1000 км. Он всегда был готов прийти мне на помощь до моего совершеннолетия, или если у меня по каким-то причинам возникали трудности с общественным транспортом, отец сопровождал меня повсюду: на конкурсы, уроки пения, в оперные студии во всех самых отдаленных уголках Италии. Он никогда не отказывал мне в финансовой помощи, пока я не начала зарабатывать самостоятельно свои первые гонорары. Заключив первые контракты с Римским оперным театром, я, как только смогла, вернула ему его помощь… хотя он этого и не хотел. Для него было достаточно того, что я отплатила ему успехом, что мне удалось найти надежную работу на постоянной основе в области музыки — области, которую я так любила, но к которой многие относятся пренебрежительно, потому что искусством сыт не будешь, как говорят в Италии.

Ваша семья – это еще и Никола Мараско, как и вы, он человек из академической музыкальной среды. Как совместная творческая работа влияет на отношения? Какие уникальные смыслы создаются в таких отношениях? Должно быть, прекрасно встретить человека, который увлечен искусством так же, как ты?

Никола Мараско – уникальный музыкант, и его мастерство признают все артисты, которые работают с ним как с дирижером и концертмейстером. Он очень хорошо подготовлен и очень серьезно относится к своей работе, являясь действительно специалистом высочайшего уровня. Его мастерство имеет огромное значение для меня, он мой учитель и источник вдохновения, он всё время дает мне стимул совершенствоваться как певице, как музыканту, повышать свой культурный уровень, развиваться в работе и повседневной жизни. Работать с ним восхитительно, и это поистине большая удача, что я встретила его на своем пути. Взаимное уважение, почтение и симпатия очень сильно связывают нас и питают нашу любовь каждый день.

Мы с вами – представители двух разных, но великих культур. В таком контексте неизбежен спор, чья музыкальная школа сильнее, лучше, современнее… Но сегодня не это важно. Гораздо важнее обмениваться опытом и искать точки соприкосновения, чтобы создавать новые прекрасные произведения, которые могут звучать по всему миру. А вы как думаете?

Безусловно, не столь важно определить, какая музыкальная школа самая сильная, ведь каждая культура дает много пищи для размышлений, помогает развивать нашу личную историю и дарит возможность передать ее в своей семье и распространить дальше. Для этого крайне важно обмениваться собственным опытом с другими, путешествовать и бывать каждый день в разных местах, встречаться с новыми людьми, чтобы понять, что на другом конце света есть замечательные люди, как, например, те, которых я встретила в Новосибирске и которые навсегда останутся в моем сердце.

Музыка, которая больше всего нас трогает, всего лишь соответствует ритму и частоте вибраций, наиболее созвучных вибрациям наших клеток. Всё, что от нас требуется –
это слушать, возможно, закрыть глаза
и позволить ей вести себя

А также необходимо ценить то, что музыка, как мы понимаем ее в Италии, обладает той же коммуникативной силой, и именно поэтому многие могут наслаждаться той же радостью и светом, чувствовать, как она гармонично сияет в их душе.

Вы согласны, что успешным исполнителям иногда надо спускаться со своего Олимпа и заниматься служением для тех, кто не может себе позволить билет в Ла Скала?

Я бы сказала, что это крайне важно. Заниматься благотворительностью или служением менее обеспеченным людям – это долг музыкантов. Поэтому я считаю, что было бы правильным иногда посвящать спектакли тем, кто не может позволить себе заплатить за билет. Таким образом, музыка, которая остается еще слишком элитарной, ценилась бы больше. Было бы здорово, если бы было достаточно спектаклей и некоторые из них были бесплатными.

В одном из своих интервью вы сказали, что современное общество – особенно дети, молодёжь – недостаточно обучено понимать и ценить классику. Дайте хороший совет учителям и родителям – как воспитывать прекрасный музыкальный вкус с удовольствием и любовью, чтобы это не отнимало время и силы, а наоборот, давало энергию?

Сейчас нас атакуют социальные сети, но плюс в том, что в них можно найти бесплатные или недорогие каналы, которые распространяют музыку. Начинать стоит с простого прослушивания, а потом пробуждать любопытство у молодежи к определенным деталям композиций, ярким отрывкам или сюжетам произведений, проводя параллели с другими областями: историей, литературой, изобразительным искусством. Но начинать необходимо с того, чтобы слушать музыку, потом можно рассказать или нарисовать то, что она рождает внутри нас. Музыка – это жизненная энергия, достаточно предложить ее, и энергия появится сама. Музыка, которая больше всего нас трогает, всего лишь соответствует ритму и частоте вибраций, наиболее созвучных вибрациям наших клеток. Всё, что от нас требуется – это слушать, возможно, закрыть глаза и позволить ей вести себя. А потом именно Она, Музыка, подарит нам то, в чем мы нуждаемся больше всего.