Школьное образование: не отстать во времени

3 / 22     RU
Школьное образование: не отстать во времени
Мария Сильнягина педагог, создатель обучающей студии Mars Express

Мария считает, что в систему обучения нужно внедрять лучший мировой опыт, ведь, как говорил Джон Дьюи, если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. К счастью, российские учителя умеют работать на опережение и им есть что посоветовать родителям, которые заботятся о будущем ребёнка с первых лет его жизни.

Интерес к обучению закладывается ещё в дошкольный период и является важнейшим фактором успешного развития в школьные годы. В пять-шесть лет важно начать подготовку к школе, бережно раскрывая таланты ребёнка, развивая его эрудицию и любознательность. Таким образом, мы подготавливаем будущего первоклассника к освоению школьной программы, а главное – закладываем в нём стремление к познанию нового.

Но что делать, если у ребёнка всё-таки появились проблемы с учёбой? На помощь придут такие методы развития, как скорочтение и ментальная арифметика – эти занятия помогут улучшить успеваемость в школе не только по литературе и математике, но и по другим предметам, требующим анализа информации и концентрации внимания. Кроме того, ребёнок будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий.

Для укрепления памяти и уверенности в себе и стимулирования внимания детям 4-14 лет прекрасно подойдут занятия ментальной арифметикой. С этой методикой каждый ребенок полюбит математику, разовьет навыки концентрации внимания, быстрого устного счёта, зрительной и слухоречевой памяти, гибкости ума, нестандартного мышления. Сегодня ментальная арифметика активно развивается в 52 странах мира: США, Канаде, Великобритании, Австрии, Испании, Австралии, Японии, Малайзии, Китае, Таиланде и т.д. В Новосибирской области порядка 20 школ предлагают курсы ментальной арифметики, и мы уже видим результаты усердной работы педагогов в этом направлении: юные новосибирцы выигрывают международные математические олимпиады, повышая престиж нашего региона и открывая себе дорогу в лучшие школы и вузы России и мира. Добавлю, что методика ментальной арифметики пошаговая, состоящая из 10 уровней. Всё обучение базовой программы занимает около двух лет, но уже после первых месяцев занятий можно увидеть первые результаты.

А повысить навыки чтения помогут 5 несложных приёмов:

  1. «Взгляд-прожектор». Глядя на страницу книги, ребёнок должен представить, что фокус его взгляда похож на луч прожектора, и он может то расширять его, то сужать. Первую минуту нужно водить «лучом» по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. При этом важно чётко разглядеть все слова друг над другом, постепенно осознавая их смысл.
  2. «Образ». Найдите в интернете и распечатайте «клиновидную таблицу». Попросите ребёнка сконцентрироваться сначала на центральном столбце, затем медленно спускаясь взглядом вниз, проговаривать вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца. Таким образом, мы поможем ребёнку расширить поле зрения и воспринимать по два-три слова одновременно.
  3. «Лабиринт». Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание. Этот навык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов. Предложите одним только взглядом найти выход из ловушки лабиринта.
  4. «Пальчик-контролёр». Если при чтении ребёнок часто возвращается к уже прочитанной части текста, предложите ему проводить пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения.
  5. «Спрятанный текст». Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, прикрыт решёткой или паутинкой, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.

Благодаря занятиям по скорочтению у детей и подростков формируются навыки организации внимания и памяти, необходимые для дальнейшей успешной учёбы, активируется познавательная деятельность и повышается уверенность в своих способностях. А значит, обучение из скучной обязаловки превращается в мир увлекательных открытий и личных достижений.

Текст: Анастасия Михайлова