В полёте бытия

3 / 22     RU
В полёте бытия
Виталий Итунин художник-монументалист

Героем выставки «Весна» в новосибирском творческом пространстве «Арт Ель» стал молодой художник-монументалист из Хабаровска Виталий Итунин. Выпускник сибирской архитектурной школы не только продвигает жанр позитивной живописи, но и пытается развивать монументальное искусство за Уралом. 

LT: Виталий, к теме мимолётности бытия ты обращаешься через яркие образы сказочных птиц. Какую основную мысль передаёт эта серия визуальных рассказов?

Виталий ИТУНИН: В этих работах мне хотелось поговорить о скоротечности жизни, в которой важно замечать и ценить даже незначительные позитивные вещи, потому что из таких мгновений и возникает ощущение счастья. Почти все картины экспозиции — визуализация личных воспоминаний, будь это глоток свежего балтийского ветра из поездки в Петербург, семейный ужин дома или прогулка с детьми после работы. У каждого из нас свои мгновения, которые, подобно птицам, легко и бесследно проносятся мимо.

Выбирая из палитры жизни только яркие краски, как ты справляешься с негативом, ведь в мимолётности бытия много и унылых оттенков?

Не могу работать в мрачных красках. Отчасти это связано с тем, что я вырос в одном из красивейших мест России — Хабаровском крае, неповторимая природа которого навсегда стала частью моего мировосприятия. Умение замечать красивое в любом месте при любых обстоятельствах помогает поддерживать по жизни позитивный настрой.

Не могу работать в мрачных красках. Отчасти это связано
с тем, что я вырос в одном из красивейших мест России — Хабаровском крае, неповторимая природа которого навсегда стала частью моего мировосприятия

Как и любой человек, я подвержен и негативным эмоциям, но не позволяю им выплеснуться на холсте, потому что творчество, в моём понимании, должно быть в радость не только художнику, но и будущему зрителю.

Живопись, насколько я знаю, не единственное направление, в котором ты развиваешься. Как обстоят дела с мозаикой, ради которой ты и переехал в Новосибирск?

Мозаика как вид декоративно-прикладного и монументального искусства сегодня незаслуженно забыта, хотя основы мозаичного дела преподают в архитектурном университете. Но для выпускающихся художников‑монументалистов работы в этом направлении почти нет. Из-за трудоёмкости изготовления мозаичных композиций и дороговизны материала единственными заказчиками остаются епархии, использующие декоративный элемент в интерьерах новых храмов и церквей.

Мозаика как вид декоративно-прикладного и монументального искусства сегодня незаслуженно забыта, хотя основы мозаичного дела преподают в архитектурном университете

Но, будучи студентом НГУАДИ, я об этом, конечно, не думал: каждый день на станции метро «Сибирская» любовался шедевром Георгия и Ольги Алексеевых, собравших уникальное панно в технике флорентийской мозаики. Сложную многоцветную картину, выполненную из тонких плиточек настоящего камня, могли сделать только удивительно способные и квалифицированные мастера. Я стремился овладеть хотя бы частью их навыков.

По твоему мозаичному проекту, посвящённому морскому офицеру и исследователю Дальнего Востока Геннадию Невельскому, в Хабаровске, кажется, собирались оформить набережную?

Идея проекта возникла под впечатлением от книг Николая Задорнова «Далёкий край. Первые открытия» и «Война за океанами», посвящённых дальневосточным открывателям стратегически важных территорий. Хотя фигура Геннадия Невельского противоречивая, мне импонировало его стремление преодолеть все сложности Амурской экспедиции, чтобы доказать, что устье Амура доступно для входа морских судов, тем самым воплотив свою мечту. Мне хотелось, чтобы в Хабаровске появилось символичное место, рассказывающее о времени, когда люди стремились в эти края, потому что сейчас происходит обратная ситуация.
Эскиз проекта длиной 12 метров и презентационный фрагмент мозаики панно поддержали в городской администрации, но, как часто и бывает, до финансирования дело не дошло. Это типичная ситуация для большинства регионов, отдалённых от Москвы и Санкт-Петербурга, потому что современное монументальное искусство там почти не поддерживается. По частной инициативе иногда в городах появляются некоторые архитектурные формы, но их техническое воплощение и художественная ценность вызывают вопросы.

Тем не менее ты участвуешь в специальных проектах, как, например, выставка «Мозаики Иордании и Туниса» в Петербурге, но такое случается нечасто. Если любимое ремесло не может стать основным источником дохода, то как ещё зарабатывать начинающему художнику-монументалисту?

Если работы по специальности нет, выпускники ищут смежные альтернативы — сотрудничают со строительными и отделочными компаниями, расписывают стены на частных объектах, изготавливают декоративную штукатурку. Для меня выходом стало направление гейм-дизайна, в котором развиваюсь как художник-иллюстратор, но в цифровом формате.

Что мотивирует тебя ставить новые творческие задачи, как, например, сегодняшняя серия акрила?

Поиск своей идентичности и желание создавать что-то своими руками. Живя в мире потребления и готовых решений, я часто задаю себе вопросы: кто я такой, чем отличаюсь от остальных, что ещё могу сделать? Желание учиться и работать побуждает ставить новые цели по всем направлениям, в том числе и в живописи. Вдохновляюсь работами американского художника-реалиста, одного из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века Эндрю Уайета. Нравится, как он работает со светом и передаёт реалистичность освещения не на знаковом, а на эмоциональном уровне. Хочется этому научиться, чтобы и в своих работах делиться светом и теплом.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев