Метод «Софии»

4 / 22     RU
Метод «Софии»
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

Известная в Новосибирске и за её пределами частная школа «София» отмечает в этом году своё тридцатилетие. Все эти годы учебное заведение прокладывало собственный путь в образовании, следуя принципам «Школы понимания», где диалог и вариативность мнений являются неотъемлемой частью любого урока.
Ученица профессора Юрия Троицкого, стоявшего у истоков коммуникативной дидактики, Елена Чекалина одной из первых в Сибири внедрила новые технологии в систему обучения школы «София». О том, к каким результатам это привело и почему путь к преподаванию начался с разочарования в профессии учителя, она рассказала в интервью Leaders Today.

Свет «Зелёной лампы»

В моём детстве все играли в учителей и врачей. Мне нравилось собирать малышей и устраивать во дворе импровизированную школу. Когда же я сама села за парту, желание стать учителем стало угасать, особенно к старшим классам. Слишком остро ощущался разрыв между старой школой с её закостенелой системой преподавания и моим перестроечным поколением, искавшим своё место и смыслы в новой реальности. Время требовало других подходов к обучению, свежих взглядов, но вместо этого школа шла проторенным путём, ничего не желая менять.
Общее настроение педагогов, потерявших мотивацию и интерес к работе, передавалось учащимся — на уроках становилось невыносимо скучно.
Но однажды в школу пришла молодая учительница, полностью перевернувшая представление о том, как может проходить урок истории. Она не только умела потрясающе рассказывать, но и интересовалась нашим мнением по тем или иным историческим событиям, задавала нам такие вопросы, на которые хотелось искать ответы. А потом она создала в школе литературно-историческое общество «Зелёная лампа», активистами которого стали старшеклассники. Мы оставались после уроков, пили чай с сушками, пели под гитару при свечах, читали полузапрещённую актуальную литературу. И хотя в администрации к нашему клубу относились скептически, мы полюбили «Лампу» за то, что она показала другой мир, где каждый поверил в себя.

По зову «Вече»

После школьных уроков истории я решила продолжить изучение этого предмета в институте. Но поступить на исторический факультет в новосибирский пединститут удалось только со второй попытки. Нет, я не завалила экзамены, наоборот — успешно сдала дисциплины, но тогда особой привилегией при зачислении пользовались абитуриенты, готовившие себя к службе в партийных органах. А количество мест на курсе было ограничено. Чтобы не терять год, я пошла вожатой в одну из школ города. А осенью снова подала документы на исторический и поступила.
В этот год на историческом факультете была создана экспериментальная группа, которую набирал Юрий Львович Троицкий. В «Вече» (так называлась группа) предполагалась альтернативная система обучения, при которой студенты активно вовлекались в инновационные технологии обучения. Перспектива поучиться новым практикам у ведущих педагогов и историков России не оставила никаких сомнений — я с большим желанием записалась на курс Троицкого и ни разу об этом не пожалела. Юрий Львович научил нас глубоко въедаться в тему, подходить к каждому событию с разных точек зрения, ведь это было необходимо при работе с историческими текстами. Как необходим и навык понимания конечной цели: учитель должен осознавать, какой реакции хочет добиться на уроке и для чего это нужно. Поэтому, работая над технологиями исторического образования, мы большое внимание уделяли описанию мыслительных компетенций ребёнка и взрослого на уроке.

Научным путём

После института я успела поработать в системе СО РАН. С теплом вспоминаю этот период. Можно было сутками напролёт, погрузившись в чтение в книжном пространстве ГПНТБ, готовить научные статьи или собирать в архивах материал для конференций и исследований. Казалось, что мой путь был предопределен — я бы стала ученым-историком. Но, по предложению Юрия Львовича, взялась писать диссертацию по коммуникативной дидактике и новым технологиям исторического обучения. Для этого поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического университета. К моменту активной работы над диссертацией я уже работала в школе «София» — сначала просто учителем истории, а потом заместителем директора по научно-методической работе. Эта должность позволяла не только активно применять на практике разработки из диссертации, но и обучать новым технологиям педагогический коллектив. Когда мне предложили возглавить учебное заведение, я ощущала полную готовность к этой позиции, как в профессиональном, так и в коммуникационном плане.
Единственное, что вызывало беспокойство — это неожиданно возникшая необходимость переезда школы в другое здание. До 2009 года «София» занимала помещение детского сада, потом нам предложили переместиться в правое крыло общеобразовательной школы № 137. Но мы не могли просто перевезти мебель и учебники, поскольку классные кабинеты, санузлы, учительская — всё требовало серьёзного ремонта и переделки. А времени — всего два месяца, да и в стране был кризис. Однако благодаря слаженной работе коллектива и активной вовлечённости родителей мы смогли подготовить школу к учебному году.
По мере погружения в процесс руководства я стала ощущать нехватку знаний в области менеджмента. Привыкшая всю жизни учиться чему-то новому, я сразу же отправилась на повышение квалификации в области управления коллективом. На следующем этапе мною были инициированы и проведены три полноценных научных исследования, посвящённых мотивации персонала, формированию естественной конкурентной среды и управлению талантами педагогического состава. Это позволило не только выявить слабые места в организации учебного процесса, но и повысить эффективность работы каждого учителя. Все наши педагоги имеют по три–четыре персональных достижения в год. Сейчас мы работаем над четвёртым исследованием, которое объединит полученные во время предыдущих работ практики в методическое пособие для администрации школ.

Органика «Софии»

Этот год для «Софии» юбилейный. За тридцать лет мы преодолели большой путь, опираясь на ценности «Школы понимания», основу которых составляет воспитание культуры мышления. Формируя у детей способность видеть противоречия и понимать их причины, обучая их умению работать с разными позициями и смыслами, мы растим думающее поколение, способное применять свои знания в нестандартных жизненных ситуациях. Замечу, что мы работаем по тем же госстандартам, что и остальные общеобразовательные учреждения. Но разница в том, что в «Софии» создана благоприятная духовная и творческая среда, объединяющая всех участников образовательного процесса. Если проводится мероприятие — а событийная жизнь в школе насыщенная — то участие в нём принимают абсолютно все. Не получится отсидеться или самоустраниться. Ведь мотивация появляется там, где есть движение, азарт, конкуренция, впечатляющий личный пример. А все наши педагоги — это настоящие лидеры, способные увлечь и повести за собой. Вот в этот живой, мудрый, яркий и современный мир «Софии» родители и ведут детей, доверяя нашим жизненным, культурным и нравственным координатам.
Мой путь в профессию не был гладким, но именно он научил верить в свои силы, бороться за идеи коммуникативной дидактики, по-новому раскрывающие миссию педагога и его предмет. Эти знания помогли вывести школу «София» в лидеры среди других частных общеобразовательных учреждений, о чём свидетельствуют наши достижения и победы на региональном и федеральном уровнях. Но лучшей наградой для нас являются отзывы об учениках, поступающих в высшие учебные заведения по всему миру. Руководители вузов отмечают креативность мышления, высокую коммуникативность и активную гражданскую позицию «софийцев».
Ради этого точно стоит жить и работать, находить новое в привычном, заново изобретать вместе с юными первооткрывателями. По-другому просто неинтересно.

630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94
e-mail: nousophia@ngs.ru,
sophia.edusite.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев
«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

7 / 24

Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.

От клипового мышления к сценарному

От клипового мышления к сценарному

6 / 24

С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?

Образование во имя служения

Образование во имя служения

5 / 24

Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.

Достойное образование среди великих

Достойное образование среди великих

4 / 24

Где найти надёжную опору в воспитании детей? 

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24

О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

11 / 23

Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».

1247//1249