Известная в Новосибирске и за её пределами частная школа «София» отмечает в этом году своё тридцатилетие. Все эти годы учебное заведение прокладывало собственный путь в образовании, следуя принципам «Школы понимания», где диалог и вариативность мнений являются неотъемлемой частью любого урока.
Ученица профессора Юрия Троицкого, стоявшего у истоков коммуникативной дидактики, Елена Чекалина одной из первых в Сибири внедрила новые технологии в систему обучения школы «София». О том, к каким результатам это привело и почему путь к преподаванию начался с разочарования в профессии учителя, она рассказала в интервью Leaders Today.
В моём детстве все играли в учителей и врачей. Мне нравилось собирать малышей и устраивать во дворе импровизированную школу. Когда же я сама села за парту, желание стать учителем стало угасать, особенно к старшим классам. Слишком остро ощущался разрыв между старой школой с её закостенелой системой преподавания и моим перестроечным поколением, искавшим своё место и смыслы в новой реальности. Время требовало других подходов к обучению, свежих взглядов, но вместо этого школа шла проторенным путём, ничего не желая менять.
Общее настроение педагогов, потерявших мотивацию и интерес к работе, передавалось учащимся — на уроках становилось невыносимо скучно.
Но однажды в школу пришла молодая учительница, полностью перевернувшая представление о том, как может проходить урок истории. Она не только умела потрясающе рассказывать, но и интересовалась нашим мнением по тем или иным историческим событиям, задавала нам такие вопросы, на которые хотелось искать ответы. А потом она создала в школе литературно-историческое общество «Зелёная лампа», активистами которого стали старшеклассники. Мы оставались после уроков, пили чай с сушками, пели под гитару при свечах, читали полузапрещённую актуальную литературу. И хотя в администрации к нашему клубу относились скептически, мы полюбили «Лампу» за то, что она показала другой мир, где каждый поверил в себя.
После школьных уроков истории я решила продолжить изучение этого предмета в институте. Но поступить на исторический факультет в новосибирский пединститут удалось только со второй попытки. Нет, я не завалила экзамены, наоборот — успешно сдала дисциплины, но тогда особой привилегией при зачислении пользовались абитуриенты, готовившие себя к службе в партийных органах. А количество мест на курсе было ограничено. Чтобы не терять год, я пошла вожатой в одну из школ города. А осенью снова подала документы на исторический и поступила.
В этот год на историческом факультете была создана экспериментальная группа, которую набирал Юрий Львович Троицкий. В «Вече» (так называлась группа) предполагалась альтернативная система обучения, при которой студенты активно вовлекались в инновационные технологии обучения. Перспектива поучиться новым практикам у ведущих педагогов и историков России не оставила никаких сомнений — я с большим желанием записалась на курс Троицкого и ни разу об этом не пожалела. Юрий Львович научил нас глубоко въедаться в тему, подходить к каждому событию с разных точек зрения, ведь это было необходимо при работе с историческими текстами. Как необходим и навык понимания конечной цели: учитель должен осознавать, какой реакции хочет добиться на уроке и для чего это нужно. Поэтому, работая над технологиями исторического образования, мы большое внимание уделяли описанию мыслительных компетенций ребёнка и взрослого на уроке.
После института я успела поработать в системе СО РАН. С теплом вспоминаю этот период. Можно было сутками напролёт, погрузившись в чтение в книжном пространстве ГПНТБ, готовить научные статьи или собирать в архивах материал для конференций и исследований. Казалось, что мой путь был предопределен — я бы стала ученым-историком. Но, по предложению Юрия Львовича, взялась писать диссертацию по коммуникативной дидактике и новым технологиям исторического обучения. Для этого поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического университета. К моменту активной работы над диссертацией я уже работала в школе «София» — сначала просто учителем истории, а потом заместителем директора по научно-методической работе. Эта должность позволяла не только активно применять на практике разработки из диссертации, но и обучать новым технологиям педагогический коллектив. Когда мне предложили возглавить учебное заведение, я ощущала полную готовность к этой позиции, как в профессиональном, так и в коммуникационном плане.
Единственное, что вызывало беспокойство — это неожиданно возникшая необходимость переезда школы в другое здание. До 2009 года «София» занимала помещение детского сада, потом нам предложили переместиться в правое крыло общеобразовательной школы № 137. Но мы не могли просто перевезти мебель и учебники, поскольку классные кабинеты, санузлы, учительская — всё требовало серьёзного ремонта и переделки. А времени — всего два месяца, да и в стране был кризис. Однако благодаря слаженной работе коллектива и активной вовлечённости родителей мы смогли подготовить школу к учебному году.
По мере погружения в процесс руководства я стала ощущать нехватку знаний в области менеджмента. Привыкшая всю жизни учиться чему-то новому, я сразу же отправилась на повышение квалификации в области управления коллективом. На следующем этапе мною были инициированы и проведены три полноценных научных исследования, посвящённых мотивации персонала, формированию естественной конкурентной среды и управлению талантами педагогического состава. Это позволило не только выявить слабые места в организации учебного процесса, но и повысить эффективность работы каждого учителя. Все наши педагоги имеют по три–четыре персональных достижения в год. Сейчас мы работаем над четвёртым исследованием, которое объединит полученные во время предыдущих работ практики в методическое пособие для администрации школ.
Этот год для «Софии» юбилейный. За тридцать лет мы преодолели большой путь, опираясь на ценности «Школы понимания», основу которых составляет воспитание культуры мышления. Формируя у детей способность видеть противоречия и понимать их причины, обучая их умению работать с разными позициями и смыслами, мы растим думающее поколение, способное применять свои знания в нестандартных жизненных ситуациях. Замечу, что мы работаем по тем же госстандартам, что и остальные общеобразовательные учреждения. Но разница в том, что в «Софии» создана благоприятная духовная и творческая среда, объединяющая всех участников образовательного процесса. Если проводится мероприятие — а событийная жизнь в школе насыщенная — то участие в нём принимают абсолютно все. Не получится отсидеться или самоустраниться. Ведь мотивация появляется там, где есть движение, азарт, конкуренция, впечатляющий личный пример. А все наши педагоги — это настоящие лидеры, способные увлечь и повести за собой. Вот в этот живой, мудрый, яркий и современный мир «Софии» родители и ведут детей, доверяя нашим жизненным, культурным и нравственным координатам.
Мой путь в профессию не был гладким, но именно он научил верить в свои силы, бороться за идеи коммуникативной дидактики, по-новому раскрывающие миссию педагога и его предмет. Эти знания помогли вывести школу «София» в лидеры среди других частных общеобразовательных учреждений, о чём свидетельствуют наши достижения и победы на региональном и федеральном уровнях. Но лучшей наградой для нас являются отзывы об учениках, поступающих в высшие учебные заведения по всему миру. Руководители вузов отмечают креативность мышления, высокую коммуникативность и активную гражданскую позицию «софийцев».
Ради этого точно стоит жить и работать, находить новое в привычном, заново изобретать вместе с юными первооткрывателями. По-другому просто неинтересно.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».