Живописные работы трёх поколений сибирских художников – Николая, Анатолия и Ксении Хлебниковых – представлены на выставке в Новосибирской областной научной библиотеке*.
О том, что общего в творчестве деда, сына и дочери – в нашем интервью с младшей представительницей династии, Ксенией Хлебниковой.
Душа каждого человека стремится к красоте – мы ищем её повсюду: в природе, в поэзии, в живописи, в музыке, в интерьере, в лицах, в отношениях, да и в самих себе. Для меня мерилом совершенства красоты является природа. Безусловная любовь к ней – пожалуй, главное качество, которое я переняла от своего деда Николая и отца – Анатолия. Этой любовью пронизана вся их живопись. Я с детства чувствую тесную связь с природой – с каждой травинкой, берёзой, паучком. Вы не найдёте на небе двух одинаковых облаков и не увидите два абсолютно похожих друг на друга заката.
О своём творчестве я могла бы сказать словами новосибирского поэта Юлии Пискуновой:
Вникала в запахи ольхи,
прислушивалась к цвету вишни
и всё, что всем казалось лишним,
взяла домой, в свои стихи.
Не запредельное ищу,
мой якорь не в глобальном, вроде.
Пусть ничего не происходит –
я обращусь к пальто, борщу.
Услышу голос стула, пня
и о своих перипетиях
расскажет камень. Carpe diem –
поймать сиюминутность дня,
позволить сердцу замереть,
когда всё сводится к прощанью,
и радость, вышитую сканью,
вплести в приятное молчанье,
пройдя оставшуюся треть.
В искусстве есть такие моменты соединения с природой, когда ты чувствуешь полное счастье и благость. Как говорил Карлос Кастанеда, главная помеха большинства людей – внутренний диалог... И когда человек научится останавливать его, всё становится возможным. Мне кажется, многие люди сегодня опасаются тишины и одиночества, поскольку важны впечатления, иллюзия активной наполненной жизни.
Для меня же истинное наполнение начинается тогда, когда слова и мысли умолкают, суета отходит на второй план и в душе освобождается простор для творческого созидания. Недаром говорят, что тишина природы успокаивает лучше, чем миллионы слов.
Когда я оказываюсь в лесу, то ощущаю себя его частью – пишу ручей, землю или деревья и одновременно словно нахожусь внутри них, наполняюсь ресурсом из бесконечного источника – природы. Главное, чтобы никто в этот момент меня не отвлекал.
Бывают периоды, когда я неделями не беру кисть в руки, и тогда начинаю ощущать сильнейший дискомфорт, словно задыхаюсь без кислорода. Потребность выйти на улицу и что-то написать на холсте становится настолько сильной, что всё остальное кажется бессмысленным. Видимо, это и есть моё призвание – тот дар, который необходимо развивать, иначе творческий ресурс будет перекрыт.
Семья моего деда Николая при столыпинской реформе была отправлена на освоение сибирских земель. Здесь, в Новосибирской области, в селе Бедрено, в 1929 году родился мой дед. Он в своё время был единственным в Сибири, кто окончил московский институт имени Н. К. Крупской, отделение изобразительного искусства.
В Сузуне дед основал студию живописи, а вскоре, на её основе – детскую художественную школу. Творческие способности передались и его сыну Анатолию – моему отцу (всего в семье дела было четверо детей). Первая его художественная выставка состоялась, когда он ещё учился в 8-м классе. Это были действительно талантливые работы, увидев которые, специальная комиссия разрешила Анатолию преподавать в начальных классах художественной школы. Отец закончил художественно-графический факультет НГПУ и после окончания обучения возглавил ДХШ в Сузуне. Сейчас папа увлёкся кузнечным делом, но при этом не перестаёт писать этюды. Дед, кстати, тоже имеет увлечение помимо живописи – играет на баяне. Я, как и папа, закончила художественно-графический факультет и с большим трепетом отношусь к возможности писать картины.
Работы моего отца и деда во многом похожи по стилистике, но всё-таки я могу их отличить – у деда более тёмный, насыщенный, иногда даже суровый колорит. Много картин с тайгой – видимо, это связано с тем, что он всю жизнь живёт рядом с лесом. У папы картины более светлые, хотя работы сумрачного колорита также попадаются.
У каждого свой творческий поиск, свои находки, но мне кажется, что их главная задача, как и у меня, – показать красоту окружающего мира, обратить внимание на её детали. В своих работах мне хочется показать не то, как я написала, а что. Ведь природа уже и так всё создала для вдохновения красотой. Главное – уметь замечать, ценить и беречь.
*Выставка проходит до 25 мая 2022 года