Поймать сиюминутность дня…

4 / 22     RU
Поймать сиюминутность дня…
Ксения Хлебникова художник, дизайнер

Живописные работы трёх поколений сибирских художников – Николая, Анатолия и Ксении Хлебниковых – представлены на выставке в Новосибирской областной научной библиотеке*.
О том, что общего в творчестве деда, сына и дочери – в нашем интервью с младшей представительницей династии, Ксенией Хлебниковой.

Вдохновение природой

Душа каждого человека стремится к красоте – мы ищем её повсюду: в природе, в поэзии, в живописи, в музыке, в интерьере, в лицах, в отношениях, да и в самих себе. Для меня мерилом совершенства красоты является природа. Безусловная любовь к ней – пожалуй, главное качество, которое я переняла от своего деда Николая и отца – Анатолия. Этой любовью пронизана вся их живопись. Я с детства чувствую тесную связь с природой – с каждой травинкой, берёзой, паучком. Вы не найдёте на небе двух одинаковых облаков и не увидите два абсолютно похожих друг на друга заката.
Хлебников Анатолий, «Портрет дочери». Акварель, бумага. 35х46 см. 1989 г.

О своём творчестве я могла бы сказать словами новосибирского поэта Юлии Пискуновой:

Вникала в запахи ольхи,
прислушивалась к цвету вишни
и всё, что всем казалось лишним,
взяла домой, в свои стихи.

Не запредельное ищу,
мой якорь не в глобальном, вроде.
Пусть ничего не происходит 
я обращусь к пальто, борщу.

Услышу голос стула, пня
 и о своих перипетиях
расскажет камень. Carpe diem –
поймать сиюминутность дня,

позволить сердцу замереть,
когда всё сводится к прощанью,
и радость, вышитую сканью,
вплести в приятное молчанье,
пройдя оставшуюся треть.
Хлебникова Ксения, «Солнечный день. Сузун». Масло, холст. 33х49 см. 2006 г.

В искусстве есть такие моменты соединения с природой, когда ты чувствуешь полное счастье и благость. Как говорил Карлос Кастанеда, главная помеха большинства людей – внутренний диалог... И когда человек научится останавливать его, всё становится возможным. Мне кажется, многие люди сегодня опасаются тишины и одиночества, поскольку важны впечатления, иллюзия активной наполненной жизни.           
Для меня же истинное наполнение начинается тогда, когда слова и мысли умолкают, суета отходит на второй план и в душе освобождается простор для творческого созидания. Недаром говорят, что тишина природы успокаивает лучше, чем миллионы слов.
Хлебников Николай, «Тыква». Масло, картон. 51х36 см. 1967 г.

Искусство – мой кислород

Когда я оказываюсь в лесу, то ощущаю себя его частью – пишу ручей, землю или деревья и одновременно словно нахожусь внутри них, наполняюсь ресурсом из бесконечного источника – природы. Главное, чтобы никто в этот момент меня не отвлекал.

Потребность выйти на улицу и что-то написать на холсте становится настолько
сильной, что всё остальное кажется бессмысленным

Бывают периоды, когда я неделями не беру кисть в руки, и тогда начинаю ощущать сильнейший дискомфорт, словно задыхаюсь без кислорода. Потребность выйти на улицу и что-то написать на холсте становится настолько сильной, что всё остальное кажется бессмысленным. Видимо, это и есть моё призвание – тот дар, который необходимо развивать, иначе творческий ресурс будет перекрыт.
Хлебников Анатолий, «Осень. Сузун». Масло, холст. 85х57 см. 2004 г.

Династия художников

Семья моего деда Николая при столыпинской реформе была отправлена на освоение сибирских земель. Здесь, в Новосибирской области, в селе Бедрено, в 1929 году родился мой дед. Он в своё время был единственным в Сибири, кто окончил московский институт имени Н. К. Крупской, отделение изобразительного искусства.
В Сузуне дед основал студию живописи, а вскоре, на её основе – детскую художественную школу. Творческие способности передались и его сыну Анатолию – моему отцу (всего в семье дела было четверо детей). Первая его художественная выставка состоялась, когда он ещё учился в 8-м классе. Это были действительно талантливые работы, увидев которые, специальная комиссия разрешила Анатолию преподавать в начальных классах художественной школы. Отец закончил художественно-графический факультет НГПУ и после окончания обучения возглавил ДХШ в Сузуне. Сейчас папа увлёкся кузнечным делом, но при этом не перестаёт писать этюды. Дед, кстати, тоже имеет увлечение помимо живописи – играет на баяне. Я, как и папа, закончила художественно-графический факультет и с большим трепетом отношусь к возможности писать картины.
Работы моего отца и деда во многом похожи по стилистике, но всё-таки я могу их отличить – у деда более тёмный, насыщенный, иногда даже суровый колорит. Много картин с тайгой – видимо, это связано с тем, что он всю жизнь живёт рядом с лесом. У папы картины более светлые, хотя работы сумрачного колорита также попадаются.
У каждого свой творческий поиск, свои находки, но мне кажется, что их главная задача, как и у меня, – показать красоту окружающего мира, обратить внимание на её детали. В своих работах мне хочется показать не то, как я написала, а что. Ведь природа уже и так всё создала для вдохновения красотой. Главное – уметь замечать, ценить и беречь.
Николай Хлебников в своей деревенской мастерской

*Выставка проходит до 25 мая 2022 года

Текст: Анастасия Михайлова