Искусство добра и единства

5 / 22    RU

Со слезами на глазах смотрели зрители трогательный спектакль «Здесь птицы не поют…» в Камерном зале Новосибирской филармонии. В постановке приняли участие профессиональные артисты инклюзивного театра неслышащих актёров «Недослов» (Москва).

Спектакль игрался на русском жестовом языке, при этом действие было понятно абсолютно всем зрителям – сюжет создан на известных песнях военных лет, звучавших на протяжении всего спектакля.
На необычную постановку были приглашены гости с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением слуха. Среди них ­– писатель и блогер Лия Банникова: «Наши глаза внимательно «слушали» песни военных лет, исполняемые красивыми чувственными движениями рук актёров. Слова-жесты – то плавные и танцующие, то резкие и яростные – вызывали у зрителей замирание сердца, сопереживание и гордость за наших дедов, за нашу Победу. Надеюсь, приезд московских театров для глухих станет хорошей традицией для Новосибирска. Радует, что всё больше и больше слышащих приходит на такие спектакли, чтобы познакомиться с искусством глухих – это прекрасная возможность для сближения разных, но таких похожих миров. Глухих и слышащих. Это урок духовности и милосердия, который важен для каждого человека, независимо от особенностей его здоровья».
Показ спектакля в Новосибирске состоялся при поддержке министерства труда и социального развития Новосибирской области. Спонсор гастролей – генеральный директор ГК «ЁЛКА девелопмент» Кирилл Ивантеев. Генеральный инфопартнёр и соорганизатор мероприятия – журнал Leaders Today.

Анна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска, вице-мэр Новосибирска:
Праздник 9 Мая является объединяющим для всех жителей страны и города, и символично, что именно накануне Дня Победы мы все вместе – люди с разным уровнем здоровья – увидели прекрасный инклюзивный спектакль. Возможно, мы по-разному «слышим» и чувствуем те песни, которые сегодня звучали в зале, но эффект синергии был очевиден.
Такие мероприятия необходимы не только для самовыражения ребят с нарушением слуха, но и всем нам. Новосибирск – город для всех, и здесь каждому жителю должно быть комфортно, вне зависимости от его возможностей. В нашем городе есть интегрированное творческое объединение «Окна» на базе отдела социокультурной деятельности Дома молодежи Железнодорожного района, где также проходят мероприятия для молодежи с нарушением слуха. Это серьёзное направление городской среды, которое, к сожалению, пока мало задействовано в общественной жизни города.
Все мы неповторимы, у каждого человека есть свои особенности, и важно уметь принимать друг друга. И это должно быть нормой. Ведь главное – человек. А какой человек – уже другой вопрос.

Театр, меняющий сознание

Сила человеческих возможностей и художественная эстетика невероятной постановки «Здесь птицы не поют…» стали для зрителей прекрасной мотивацией и моментом переосмысления многих убеждений.
Сергей Бидный, директор театра «Недослов», рассказал об удивительном театре, стене из стереотипов и о том, почему его актёры обладают сильной и чистой энергетикой.

LT: Сергей Исаакович, будучи по специальности режиссёром, а также актёром театра и кино, вы имеете немалый опыт работы в бизнесе. Что подтолкнуло вас к работе с театром «Недослов»?

Сергей Бидный, директор театра неслышащих актёров «Недослов» (Москва)СЕРГЕЙ БИДНЫЙ: В 37 лет я уже достиг определённых результатов в своём деле и оказался на перепутье, задавая себе вопрос: а чем бы я ещё мог заняться, чтобы приносить пользу людям? На тот момент моя супруга уже работала в театре «Недослов» хореографом-постановщиком и попросила помочь в работе с документацией театра, поскольку организация оказалась без директора. Благодаря предпринимательскому опыту я имел видение, как должен функционировать частный театр, поэтому решил использовать этот шанс и переключиться на что-то новое.
Когда я пришёл работать в театр, в нём уже назревали перемены: высокий уровень профессионализма актёров давал понять, что «Недослову» требуется более серьёзный подход, открывающий новые перспективы. В это время как раз выпускался курс Анны Башенковой, педагога по актёрскому мастерству. Её выпускники, полные энтузиазма, до сих пор составляют основу труппы нашего театра. Мы начали создавать свои спектакли, сформировался постоянный актёрский состав. Сейчас у нас в репертуаре семь драматических и музыкальных спектаклей. Иногда, кстати, доходило и до двенадцати. В среднем на одну постановку уходит от двух месяцев до полугода.

Справка:
Театр «Недослов» работает в самом центре Москвы в «Доме Актера» на Арбате.
В труппе театра сейчас 26 актёров – выпускников Российской государственной специализированной академии искусств.
Театр гастролировал в США, Канаде, Испании, Шотландии, Франции, Казахстане.
В 2019 году три спектакля театра «Недослов» были показаны в Новосибирске на сцене «Красного факела».
Всего в России два театра, где работают профессиональные неслышащие актёры – театр «Недослов» и московский Театр Мимики и Жеста. Некоторые актёры работают сразу в обоих театрах

В мае у нас состоялась премьера «Коробки с карандашами» – спектакля на основе песен из известных советских мультфильмов. Эта работа создана при поддержке благотворительного фонда «Анастасия», который впервые в России учредил грант на инклюзивные постановки для детей. Спектакль сделан мобильным, чтобы иметь возможность показывать его в детских домах и интернатах. Дело в том, что на наши спектакли для детей приходят мало глухих ребят – в основном в зале слышащие зрители. Мы стали выяснять, почему детей с проблемами слуха не приводят в театр, где актёры говорят на жестовом языке? Оказалось, что в мире глухих зачастую вообще нет опыта посещения театров. Даже если неслышащих ребят приводили на обычный спектакль, они там ничего не понимали и решали, что театр – это не для них. Сложно организовать и школу-интернат на групповой выезд, поэтому мы решили, что гора сама пойдёт к Магомету: мы должны показать, что и для глухих детей есть спектакли – интересные и понятные для них. Первый театральный опыт буквально меняет их сознание! Кроме того, неслышащие дети и подростки понимают, что могут не только смотреть постановки, но и в будущем профессионально в них участвовать – а это для них целый мир возможностей! Однажды на гастролях ко мне подошла мама неслышащей девочки и со слезами призналась: «Сегодня я осознала, что у моей дочери есть шанс, оказывается, в её жизни может быть много интересных творческих путей». Кстати, даже слышащие дети глухих родителей – дети CODA (Children of Deaf Adults) – начинают говорить прежде всего на жестовом языке. Если ещё не видели, можете посмотреть фильм про такую семью – «CODA: Ребёнок глухих родителей». Картина получила «Оскар» сразу в трёх номинациях и вошла в десятку лучших фильмов 2021-го года.

Первый российский грант на инклюзивную постановку, «Оскар» за фильм про ребёнка CODA – можно ли говорить, что современное общество развернулось в сторону принятия и поддержки людей с ограниченными возможностями?

Скорее, оно ещё в процессе этого – изменения к лучшему в обществе, конечно, есть, но люди с инвалидностью по-прежнему сталкиваются со стеной из стереотипов, созданных здоровыми людьми по отношению к ним. Я и сам считал, что неслышащие подобны инопланетянам, пока не познакомился с их миром ближе. Мои дочери, которым 13 и 15 лет, выросли на театре «Недослов», поэтому, конечно, уже изначально не имеют внутреннего барьера в общении с неслышащими людьми.
В целом у нас в обществе пока нет внятного социокультурного диалога – к глухим относятся лишь как к инвалидам, которых нужно пожалеть и создать для них доступную среду. На самом деле глухие люди, так же, как и мы, могут проявлять свой талант в работе и творчестве, делиться ценным опытом... В Европе и Америке, кстати, восприятие людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более адекватное и спокойное. Конечно, доступная среда им необходима. Например, глухой человек не может научиться слышать, а я могу выучить жестовый язык и общаться с ним или пригласить на мероприятие переводчика жестового языка. Впрочем, наш театр никогда не делает акцент на том, что помогает выстраивать социокультурный диалог глухих людей со слышащими. Мы даже не называем себя инклюзивным театром, поскольку в первую очередь мы –профессиональный театр. Но социальная миссия, так или иначе, присутствует в нашей работе. Мы создаём пространство, где слышащие и неслышащие зрители объединены общими эмоциями. Я уверен, что слышащая часть публики раз и навсегда меняет своё отношение к глухим.

Вы целенаправленно изучали жестовый язык?

Да, занимался с преподавателем около полугода. До сих пор мало что могу сказать на этом языке, но на бытовом уровне изъясняюсь, особенно, в кругу наших актёров, которые уже привыкли к жестам моих рук, а я – к их.
В театре у нас есть постановщик жестов, который переводит тексты на жестовый язык и следит за точностью их исполнения. Не всегда можно использовать калькирующий перевод, то есть слово в слово, поскольку чтобы сохранить смысл, иногда важно интерпретировать язык.

Какое главное открытие вы сделали для себя, работая с неслышащими актёрами?

У наших ребят с детства сильное желание быть понятыми, поэтому энергетика у них более мощная и чистая. И это при том, что они практически не говорят голосом! Зрители, особенно на первых рядах, всегда ощущают со сцены эту невероятную отдачу. Если неслышащие ребята чего-то хотят добиться в жизни, то хотят этого в два раза сильнее! Чтобы заявить о себе, они вынуждены быть более экспрессивными, хотя в привычной жизни они все разные. Они не любят, когда их жалеют. Чаще всего глухота для неслышащего – не проблема. Они с ней выросли и не знают, как могло бы быть по-другому. Гораздо тяжелее тем, кто потерял имевшийся слух – их жизнь делится на до и после. Но как бы то ни было, люди с проблемами слуха внимательны к каждому человеку, с которым общаются – они хорошо считывают его настроение и общее состояние. Они не засорены информационным шумом, поэтому остаются немного наивными подростками с горящими глазами.

Корпорация ЁЛКА в лице Кирилла Ивантеева организовала показ инклюзивного спектакля «Здесь птицы не поют…». Имея 15-летний опыт успешной работы в сфере коммерческой и жилой недвижимости, Корпорация ЁЛКА является одним из флагманов социальной ответственности бизнеса в Новосибирске.

LT: Кирилл, какие социальные задачи для вас являются приоритетными?

КИРИЛЛ ИВАНТЕЕВ: Мне как человеку, причастному к строительной отрасли, прежде всего хочется, чтобы наша городская среда была более комфортной. При создании жилых комплексов мы проектируем просторные детские площадки, учитываем зоны для отдыха и дополнительные парковочные места, уменьшаем плотность и высоту жилой застройки. Я считаю, что подобный план разработки социальной инфраструктуры должен быть у каждого застройщика. Таким образом мы сможем создать современную привлекательную городскую среду, где жители будут чувствовать себя комфортно и безопасно.
Кирилл Ивантеев (в центре), председатель совета директоров ООО «Корпорация ЁЛКА»

А почему вы решили организовать гастроли московского инклюзивного театра в Новосибирске – ведь этот проект не связан с городской средой?

Одно другому не мешает. Уже на протяжении двух лет я вхожу в состав попечительского совета Театрального института имени Бориса Щукина и Новосибирской государственной консерватории. Чтобы мотивировать студентов и преподавателей, мы учредили для них специальные премии и гранты. В процессе очередного отбора стипендиатов Юлия Юрьевна Авшарова, доцент кафедры мастерства актёра ТИ им. Б. Щукина, рассказала нам про инклюзивный театр «Недослов», с которым она сотрудничает в свободное время, стремясь всячески содействовать его развитию. Нас настолько заинтересовал этот театр, что мы посмотрели несколько его постановок. Впечатлившись мастерством актёров – неслышащих ребят, исполняющих свои роли на языке жестов, – мы решили, что хотя бы один из спектаклей «Недослова» нужно обязательно привезти в Новосибирск!
Кстати, это уже далеко не первый наш опыт поддержки гастрольных выступлений. В ноябре прошлого года мы привозили в Новосибирск спектакль «Достоевский» – прекрасную дипломную работу студентов 4-го курса Театрального института имени Бориса Щукина. Спектакль с аншлагом прошёл в Камерном зале Художественного музея. Кроме того, практически каждый месяц (с перерывом на летние каникулы) мы проводим в клубе «Ночь» творческие вечера с участием студентов Театрального института имени Бориса Щукина и ГИТИСа. Ребята здесь читают стихи, поют, импровизируют… Это всегда безумно талантливое исполнение! Пригласительные на такие вечера для гостей всегда бесплатны, но нам часто говорят, что готовы заплатить за билет, лишь бы иметь возможность присутствовать на вечере. 
Мы рады, что и театр «Недослов» с энтузиазмом принял наше предложение и приехал в Новосибирск. Все актёры театра «Недослов» являются выпускниками театрального факультета академии Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) – это единственный в мире вуз, дающий высшее образование по творческим профессиям для людей с ограничениями по здоровью. Для новосибирских зрителей спектакль театра «Недослов» – это отличная возможность не просто увидеть хороший спектакль, но и познакомиться с искусством жестового языка. В то же время для людей, имеющих проблемы со слухом, это одна из редких возможностей посмотреть доступную для них постановку.
Мы благодарны всем, кто помогает нам в реализации  наших проектов. Это Александр Сергеевич Бочарников, генеральный директор Новосибирской филармонии, предоставивший камерный зал для показа спектакля театра «Недослов», Вера Алиевна Алиджанова, директор Центра культуры и отдыха «Победа», в здании которого расположен клуб «Ночь», и многие другие наши партнёры.

Можно ли говорить, что произошёл перелом в сознании общества от «я схожу на инклюзивный спектакль, потому что это мило и трогательно» до «мне это нужно, потому что это важный для меня урок человечности»?

Я думаю, что прежде всего мы должны оценивать мастерство актёров. Спектакли театра «Недослов» проходят на одном дыхании, с замиранием сердца. Наши студенты делились своими ощущениями после просмотра постановки – они понимали, что актёры, имеющие ограниченные возможности по состоянию здоровья, играют так, словно у них и нет никаких ограничений – талантливо, ярко, живо, с душой! Это прекрасная мотивация и для самих зрителей.
Если говорить про Новосибирск, то в этом городе в целом не хватает эмоций в сфере организации культурного досуга, не хватает ощущения полного погружения в происходящее на сцене действо, поэтому постановка «Здесь птицы не поют…» оказалась очень кстати. Вы сами видели, как зрители – и здоровые, и с ограниченными возможностями – были настолько растроганы игрой актёров и сюжетом постановки, что не могли сдержать слёз и стоя аплодировали артистам.

Да, спектакль действительно сильный! Каким требованиям должен соответствовать культурный или социальный проект, который вы решаете реализовать?

У нас нет специальных требований, главное, чтобы проект был действительно интересным, значимым и нуждался в продвижении. Сегодня мы делаем ставку на студентов творческих специальностей. Если у нас есть возможность помочь в реализации такой инициативы, мы поможем. Это может быть не только организация творческого вечера или спектакля. Например, мы в течение года организовали съёмки шикарного документального фильма о новосибирской консерватории – «Невидимые» под руководством безумно талантливого молодого режиссёра Алексея Камынина. Сейчас фильм с успехом презентуется на различных фестивалях, а в ноябре этого года состоится его премьерный показ в московском кинотеатре «Октябрь».
Заинтересованность со стороны общества в нашей работе, искренний позитивный отклик – всё это вдохновляет нас не останавливаться на достигнутом, продолжая поддерживать талантливых людей.

Текст: Анастасия Михайлова