В новых традициях «Старого дома»

5 / 22     RU
В новых традициях «Старого дома»
Антонида Гореявчева директор театра «Старый дом»

Интегрируя заложенные предыдущими поколениями традиции драматического театра в современную сценографию и драматургию, директор Антонида Гореявчева опирается на креативную команду и собственное профессиональное чутьё. О том, к каким результатам приводит такая практика, она рассказала в интервью Leaders Today.

LT: Антонида Александровна, под вашим руководством театр «Старый дом» стал одной из самых узнаваемых культурных площадок Новосибирска. Помните ли, как всё начиналось?

АНТОНИДА ГОРЕЯВЧЕВА: Когда 15 лет назад я пришла в этот театр, он переживал не лучшие времена: зданию требовался ремонт, не хватало финансирования на поддерживание технических служб и труппы на должном уровне. Несмотря на всё это, место охранило свою историю, начавшуюся ещё в тридцатые годы прошлого века. Однако чтобы жизнь снова закипела в старых стенах, нужно было не только заново наладить и запустить многие технические процессы, но и найти людей, которые бы загорелись идеей создать нечто новое, сохранив преемственность и уважение к традициям этого места, любимого многими поколениями новосибирцев. Внутреннее чутьё подсказывало мне, что творческий потенциал театра не исчерпан, и придёт время, когда «Старый дом» ещё заявит о себе.

Что для вас было определяющим при формировании новой команды театра?

Для меня было важно объединить людей, любящих свою профессию и театр, обладающих не только сильными профессиональными компетенциями, но и такими чисто человеческими качествами, как доброта, порядочность, ответственность. По мере появления таких личностей в команде «Старого дома» театр стал преображаться внешне и внутренне, появились первые успехи, связанные с внедрением новых форм выражения и интерпретации драматического материала. С приходом креативного продюсера Оксаны Ефременко, а затем и главного режиссёра Андрея Прикотенко это направление развилось в театре до всероссийского масштаба. Я имею в виду Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» и фабрику нарративного театра «Дисциплина».

Чтобы жизнь снова закипела в старых стенах, нужно
было не только заново наладить и запустить все технические процессы, но и найти людей, которые бы загорелись идеей создать нечто новое, сохранив преемственность
и уважение к традициям этого места

Ежегодно эти проекты открывают зрителю новых авторов – сценаристов и режиссёров, по-другому подсвечивают знакомые темы, поднимают дискуссии вокруг актуальных проблем. Встав на путь постоянного творческого поиска, вовлекая в него молодежь, мы можем полноценно развиваться как самостоятельная структура, а значит, уверенно смотреть в будущее.

Действительно, масштаб творческой активности театра заметно перерос технические возможности помещения. Когда уже у «Старого дома» появится новый просторный дом?

С 2008 года совместно с министерством культуры НСО мы боремся за эту мечту, но в силу разных обстоятельств пока не достигли успеха. Сегодня полностью готова проектно-сметная документация, пройдена соответствующая экспертиза, и документы вместе с заявкой на участие в целевой федеральной программе переданы региональным министерством культуры в минкульт РФ. Будем надеяться, что вопрос с финансированием строительства решится уже в следующем году. Если повезёт, труппа наконец-то получит новое здание с большим зрительным залом и репетиционным помещением. А пока артисты вынуждены «квартировать» в двух Домах культуры Новосибирска, но с реквизитом и декорациями на такие репетиции не наездишься. Однако и в стеснённых условиях, исходя из своих финансовых возможностей, мы научились ставить успешные премьеры, которые становятся заметными событиями не только в культурной жизни Новосибирска, но и в фестивальной повестке других городов.

Четыре «Золотые маски», завоёванные за последние несколько лет – яркое тому подтверждение. Но что вы ответите тем, кто упрекает «Старый дом» в постановке спектаклей, изначально рассчитанных на фестивальные показы?

Иногда я слышу в адрес театра подобные заявления, но хочу сказать, что настоящий успех измеряется не количеством наград, а заполняемостью зрительного зала. Мы всегда стараемся выпустить хороший зрительский спектакль высокого художественного уровня. Участие в Национальной театральной премии «Золотая маска» – это серьёзный этап в жизни любого театра, поскольку в конкурсной программе представлены лучшие драматические и экспериментальные площадки со всей страны. Победа в любой номинации – это подтверждение заявленного уровня и дополнительная мотивация делать свою работу ещё лучше.
В этом году в рамках фестиваля мы представляли спектакль «Танцующая в темноте» режиссёра Елизаветы Бондарь и, помимо восторженных отзывов зрителей, привезли в Новосибирск «Золотую маску» за работу художника по свету. А во внеконкурсной программе Russian Case мы показывали «Анну Каренину» Андрея Прикотенко. Все билеты были проданы за одну ночь! Конечно, артистам приятно, что их знает и ждёт насмотренный московский зритель.

А не боитесь, что ваших ребят на столичных гастролях переманят конкуренты?

Есть такая опасность. (Улыбается.) На прошлогодних апрельских гастролях в Москве нашу Настю Пантелееву позвал к себе в труппу художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Он специально пришёл посмотреть нашумевшую премьеру «Идиот» нашего главного режиссёра. А на следующий день позвонила помощница Фокина и пригласила Настю, исполнительницу роли Аглаи, на прослушивание. Так ему понравилась наша актриса, да и труппа в целом! Удерживать Анастасию я не стала: ведь для неё это предложение – возможность получить новый опыт.
Понимаете, когда ты вырастил артиста, раскрыл его талант и это заметили и оценили на высоком уровне, расставание вызывает чувство не только грусти, но и гордости за сотрудника.
А вообще, труппа должна постоянно обновляться, и мы тщательно подходим к подбору артистов. Сейчас проводим кастинг, и очень многие соискатели из разных городов хотят попасть в творческий коллектив театра «Старый дом», поскольку знают, что у нас созданы все условия для профессионального роста и самореализации.

Расскажите, какие премьеры ждут зрителя в ближайшее время?

У нас заведена такая практика – предоставлять возможность молодым режиссёрам проявить себя. Например, режиссёр Полина Кардымон ставила в «Старом доме» первую часть аудиального перформанса «Коромысли», а выпускнице режиссёрского факультета Новосибирского государственного театрального института Джемме Аветисян доверили премьеру пьесы «Наизнанку», написанной в ходе драматургического проекта «Дисциплина». Сейчас эти два проекта вызывают большой интерес фестивалей.
В ближайших планах премьеры двух очень известных режиссёров ‒ Юрия Квятковского и Юрия Муравицкого. Новосибирская публика знает их по спектаклям, показанным на фестивале «ХАОС». Зрители нашего форума особенно выделяли их названия из всей фестивальной программы, а теперь они создадут свои работы и в нашем городе.
Юрий Квятковский, режиссер московского театра «Практика», представит 24 июня мокьюментари-драму с элементами детектива по пьесе российского драматурга Германа Грекова «Остановка». А к следующему театральному сезону главреж Театра на Таганке Юрий Муравицкий выпустит у нас свою постановку. Не буду пока раскрывать подробностей, хочу сохранить интригу. Но обещаю: будет интересно! 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев