Я верю в человека

5 / 22     RU
Я верю в человека
Александр Сокуров советский и российский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации

Русский автор должен уметь всё, считает кинорежиссёр Александр Сокуров. В Центре культуры и отдыха «Победа» прошла ретроспектива сокуровского кино. Новосибирский зритель мог познакомиться с фильмами, получившими награды Венецианского кинофестиваля и обсудить с мэтром отечественного киноискусства короткометражки, снятые студентами его мастерской. 

Кино на последние деньги

В режиссёрской мастерской Сокурова в Санкт-Петербурге учится 19 человек, все – люди зрелые, состоявшиеся в других профессиях, самостоятельно зарабатывающие не только на дополнительное образование, но и на учебные съёмки своих первых коротких метров.
«Санкт-Петербургский институт кино и телевидения – одно из беднейших учреждений в плане финансирования, поэтому все, кто учится в мастерской, достигают своих результатов очень большим трудом, – говорит режиссёр. – Если оборудование для съёмок ещё можно купить из средств нашего некоммерческого фонда, то платить за работу съёмочной и монтажной группы студенты вынуждены самостоятельно. Но это распространённая практика: в лондонской или нью-йоркской киношколе молодым кинематографистам так же приходится выкручиваться».
В кинематограф, судя комментариям мастера, его подопечных приводит желание реализовать свои способности в развивающейся индустрии, а также стремление научиться делать умное кино, говорящее с обществом на одном языке. В рамках Кинолаборатории прозвучали диалоги, в которых «сокуровцы» затронули вечные темы прощения и милосердия, любви, хрупкости человеческой жизни.

Курс на переформатирование

Учиться у Сокурова – тяжело. Студенты европейских киношкол, где режиссёр преподавал ранее, оказывались более подготовленными к его требованиям, нежели их российские сверстники.
«Мне приходилось преподавать в католических вузах Италии, Германии, Франции, общаться со студентами, и я видел, насколько повзрослело сознание молодых людей, изменился их уровень социальной культуры и просвещённости по сравнению с их российскими сверстниками. Но вместе с этим сильнее проявилось и внутреннее эгоистическое начало».
Эгоизм вообще свойственен современному обществу, считает Александр Николаевич. У российской молодёжи к этой проблеме добавляется ещё и снижение качества знаний, поэтому и свой курс он сравнивает с полным переформатированием сознания, с культурной перезагрузкой.

Единственное, во что стоит вкладывать годы жизни, средства, силы и веру –
это образование и просвещение

«Когда я вёл режиссёрскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете, мы не занимались со студентами идеологией, – рассказывает режиссёр. – С первых занятий я сказал – никакой религии, мы светский вуз и у нас светское обучение. Учитывая особенности региона, эти меры у многих тогда вызывали активное сопротивление. Ко мне даже охрану круглосуточную представили. Поступившие же на курс студенты не имели ни малейшего представления о философии, о литературе и театре, многие из них никогда не слышали оперных произведений. Мы тогда обрушили на них энергию просвещения. По моей просьбе приезжали преподаватели и профессора из Москвы и Санкт-Петербурга. Занимались с группой без выходных, только летом полтора месяца на передышку. Я внушал ребятам, что они свободны в творческом выражении, и поддерживал в них стремление к поиску новых форм».

Главное – не потерять себя

Студенты петербургской мастерской делают только первые шаги в кинематографе. Возможно, в будущем в анонсах кинотеатров появится полнометражный фильм врача скорой помощи Сергея Лукьянченко или жизнеутверждающая картина мультиинструменталиста из многодетной семьи Юрия Мокиенко. А пока учебный процесс идёт полным ходом, и главные трудности ждут «сокуровцев» впереди.
«В молодом кино часто происходит так: режиссёр делал вроде бы то, что хотел, а получилось то, что смог, – говорит Александр Сокуров. – Производство кино – затратная вещь, и автор зависит от многих обстоятельств, влияющих на результат его работы».
Русский автор должен уметь всё, считает мастер. Поэтому большое внимание на курсе уделяется формированию у будущих кинематографистов ремесленных навыков: это и работа с разными художественными жанрами, и понимание всего процесса производства – от написания сценария до сдачи готовой ленты в прокат.
К успеху и популярности выпускников «кавказской мастерской» Сокуров относится настороженно. Говорит, что появление вокруг некоторых ребят людей с большими деньгами – это проверка на прочность ценностных ориентиров.

Безусловное кино

В этом году выпускники Сокурова, как и многие другие русские режиссёры, не смогут принять участие в международных кинофестивалях. После того, как оргкомитет Каннского кинофестиваля отказался включить в программу мероприятия работу его ученицы Малики Мусаевой «Птица ищет клетку», отказался от приглашения на фестиваль и сам Александр Николаевич.
«Наложен категорический запрет на показ молодого и немолодого (российского – прим. ред.) кино в Европе, – сетует режиссёр. – Чтобы ваш фильм был показан в конкурсной программе, нужно, чтобы вы эмигрировали из России, осудили правительство страны и тогда, может быть, в вашу сторону посмотрят.… При всём этом европейские показы важны для молодых людей, для понимания уровня и качества конкуренции. Потому что соревнование – это всегда развитие, возможность увидеть как свои преимущества, так и недостатки».
Но не так страшно остаться без европейского признания или награды, как потерять многочисленного российского зрителя. «Сокуровцам» есть для кого творить на родине и, как говорит мастер, снимать кино, пробуждающее в людях особенные личностные качества, расширяющее их круг жизненного опыта. Владимир Битоков, Кантемир Балагов, Александр Золотухин, Кира Коваленко уже создали о себе первое киновпечатление и продолжают работать над новыми проектами. Готовится к премьере и мастер, закончен монтаж фильма «Сказка» – выдуманной истории, произошедшей в период Второй мировой войны. Александр Николаевич назвал фильм лучшим, что он сделал в своей жизни. Так ли это – скоро узнаем: в прокат картина выходит уже летом. До встречи в кино!

СПРАВКА:
Первая мастерская Сокурова была открыта в 2010 году на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета. В 2015 году дипломы получили 12 молодых режиссёров, в их числе оказались будущие участники ведущих мировых кинофестивалей Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко и Александр Золотухин.
В 2019 году открылась вторая мастерская в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения – в формате дополнительной профессиональной программы переподготовки. Её слушателями стали взрослые люди, реализовавшие себя в других профессиях. Обучение, длившееся три года, сейчас подходит к завершению, и выпускники готовятся к съёмкам дипломных работ. В этом им помогают наставник Александр Сокуров и учреждённый им некоммерческий фонд «Пример интонации».

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Андрей Бортко