Мы все — деятельные бизнесмены, собственники и эксперты. Но мы в большинстве своём и родители своих детей. И когда ты своими руками строишь будущее своей компании, ты не можешь не думать: а в каком мире будут жить мои дети? На этот вопрос я смотрю и как родитель, и как психолог: я хочу для своих детей общество, здоровое физически, психологически и социально. Насколько я могу на это повлиять как профессионал — настолько и влияю.
В конце июня Владимир Путин объявил 2023‑й год в Российской Федерации Годом педагога и наставника. Школа психологического здоровья AsanNa предвосхитила распоряжение президента, ещё в 2021‑м году приступив к разработке программы психологической поддержки учителей и профилактики их выгорания.
Базовые навыки ребёнка закладывает, безусловно, семья. Но на протяжении 11 лет они растут, в том числе, в образовательной школьной среде. Влияние педагога на ребёнка в этой схеме очевидно. Но как и на что именно влияет преподаватель?
Учитель — не только тот, кто объясняет детям физику и литературу. Он — первый представитель мира взрослых, с которым ребёнок учится социализации: как договариваться, как общаться, когда накосячил, как не нарушать границы коммуникации, как выстраивать долгосрочные отношения. Согласитесь, для этого педагогу помимо психологической устойчивости необходимы своевременный отдых и профилактика выгорания. Есть ли это у учителей? Увы… Гонка за учебным планом, дети, которые всё меньше видят в школе авторитет, родители, которые всё ещё считают, что «школа довоспитает» — кто поможет учителю справиться с этой психологической нагрузкой?
В 2013 году Россия участвовала в международном исследовании по вопросам преподавания и обучения. Выяснилось, что у нас доля учителей старше 50 лет существенно выше, чем в других странах-участницах опроса. При этом много учителей моложе 25 лет. Учителя среднего возраста — самый малочисленный и незащищённый сегмент. А именно на них смотрят молодые специалисты, рассчитывают старшие коллеги. По статистике 46% педагогов покидают профессию в течение первых пяти лет. Кто будет учить, если профессионалы либо сразу отказываются работать по диплому, либо выгорают в ноль, едва успев провести первоклашек до среднего звена?
В 2016 году в Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) провели исследование факторов, из-за которых педагоги уходят из профессии. 730 учителей государственных школ выбирали между вариантами: 1) конфликты с администрацией, 2) конфликты с коллегами, 3) трудности с учениками, 4) слишком высокая рабочая нагрузка, 5) недостаточно высокая заработная плата, 6) недостаток возможностей для роста и развития. С большим отрывом лидировал пункт «трудности с учениками». То есть ни большой стаж, ни благородство учительского дела не перекрывают тех стресса и профессионального выгорания, которые испытывает педагог в работе.
Дети могут обратиться к школьному психологу, если не справляются с нагрузкой. Родители могут обратиться к директору, если они недовольны качеством образовательного процесса. А к кому может обратиться учитель? Нужно обладать очень высокой устойчивостью, чтобы испытывать весь спектр эмоциональный нагрузки педагога. Научно доказано: то напряжение, которое переживает учитель, сопоставимо с напряжением лётчика и авиадиспетчера.
Подсвечу ещё один момент. Наша психика обожает картинки. Поэтому пример и любое визуальное подкрепление — лучший друг образования. Теперь вопрос: чему учатся наши дети, когда наблюдают за уставшим преподавателем, каждый день идущим на работу, от которой уже не горят глаза?
Мы всецело за муниципальное образование. Но оно ломается, потому что ломается его самое важное звено — учитель. Педагог, заходя в класс, выходит на открытую линию стресса и проводит там пять дней в неделю с сентября по май. Мы обладаем достаточным ресурсом, чтобы выйти на линию стресса вместе с учителями и помочь им.
В рамках Школы психологического здоровья AsanNa я вместе с коллегой — клиническим психологом и экспертом в детско-родительской теме Элиной Красильниковой организовала волонтёрское направление для педагогов. Мы проводим консультационные лекции, на которых рассказываем о психологических приёмах общения с детьми и подростками: как быть, если не выполняют домашнее задание, если огрызаются во время урока, если подрывают дисциплину в классе. Мы помогаем учителям увидеть себя в треугольнике «педагог — ребёнок — родитель» и действовать, не беря на себя ни больше, ни меньше, чем нужно.
За 2021–2022 учебный год мы провели восемь встреч в муниципальных школах Новосибирска, обучение освоили уже 376 учителей. Мы получаем обратную связь: становится «легче дышать», желание оставить профессию уходит, а на замену приходит желание действовать — из позиции уважения и любви.
Сейчас мы работаем над расширением программы по профилактике профессионального выгорания, чтобы она была доступна в каждой школе страны.
В таком долгосрочном плане сходятся три значимые для меня роли: как представителя бизнеса, как родителя и как женщины, верной своей миссии — улучшать психологическое здоровье нации. Если для вас тоже важно, в каком мире будут жить наши дети, то я открыта к любому сотрудничеству, которое поможет реализации моей идеи. Пора вести социально значимую деятельность. Пора делать то, что действительно важно.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».