Психология — в помощь педагогам как сделать, чтобы хотелось идти в школу преподавателям

6 / 22     RU
Психология — в помощь педагогам
Надежда Асанова, клинический психолог, основательница группы компаний AsanNa, с детьми

Мы все — деятельные бизнесмены, собственники и эксперты. Но мы в большинстве своём и родители своих детей. И когда ты своими руками строишь будущее своей компании, ты не можешь не думать: а в каком мире будут жить мои дети? На этот вопрос я смотрю и как родитель, и как психолог: я хочу для своих детей общество, здоровое физически, психологически и социально. Насколько я могу на это повлиять как профессионал — настолько и влияю.

В конце июня Владимир Путин объявил 2023‑й год в Российской Федерации Годом педагога и наставника. Школа психологического здоровья AsanNa предвосхитила распоряжение президента, ещё в 2021‑м году приступив к разработке программы психологической поддержки учителей и профилактики их выгорания.

Базовые навыки ребёнка закладывает, безусловно, семья. Но на протяжении 11 лет они растут, в том числе, в образовательной школьной среде. Влияние педагога на ребёнка в этой схеме очевидно. Но как и на что именно влияет преподаватель?
Учитель — не только тот, кто объясняет детям физику и литературу. Он — первый представитель мира взрослых, с которым ребёнок учится социализации: как договариваться, как общаться, когда накосячил, как не нарушать границы коммуникации, как выстраивать долгосрочные отношения. Согласитесь, для этого педагогу помимо психологической устойчивости необходимы своевременный отдых и профилактика выгорания. Есть ли это у учителей? Увы… Гонка за учебным планом, дети, которые всё меньше видят в школе авторитет, родители, которые всё ещё считают, что «школа довоспитает» — кто поможет учителю справиться с этой психологической нагрузкой?
В 2013 году Россия участвовала в международном исследовании по вопросам преподавания и обучения. Выяснилось, что у нас доля учителей старше 50 лет существенно выше, чем в других странах-участницах опроса. При этом много учителей моложе 25 лет. Учителя среднего возраста — самый малочисленный и незащищённый сегмент. А именно на них смотрят молодые специалисты, рассчитывают старшие коллеги. По статистике 46% педагогов покидают профессию в течение первых пяти лет. Кто будет учить, если профессионалы либо сразу отказываются работать по диплому, либо выгорают в ноль, едва успев провести первоклашек до среднего звена?

Это тяжелее, чем низкая зарплата

В 2016 году в Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) провели исследование факторов, из-за которых педагоги уходят из профессии. 730 учителей государственных школ выбирали между вариантами: 1) конфликты с администрацией, 2) конфликты с коллегами, 3) трудности с учениками, 4) слишком высокая рабочая нагрузка, 5) недостаточно высокая заработная плата, 6) недостаток возможностей для роста и развития. С большим отрывом лидировал пункт «трудности с учениками». То есть ни большой стаж, ни благородство учительского дела не перекрывают тех стресса и профессионального выгорания, которые испытывает педагог в работе.
Дети могут обратиться к школьному психологу, если не справляются с нагрузкой. Родители могут обратиться к директору, если они недовольны качеством образовательного процесса. А к кому может обратиться учитель? Нужно обладать очень высокой устойчивостью, чтобы испытывать весь спектр эмоциональный нагрузки педагога. Научно доказано: то напряжение, которое переживает учитель, сопоставимо с напряжением лётчика и авиадиспетчера.
Подсвечу ещё один момент. Наша психика обожает картинки. Поэтому пример и любое визуальное подкрепление — лучший друг образования. Теперь вопрос: чему учатся наши дети, когда наблюдают за уставшим преподавателем, каждый день идущим на работу, от которой уже не горят глаза?

На линии стресса — вместе с учителем

Мы всецело за муниципальное образование. Но оно ломается, потому что ломается его самое важное звено — учитель. Педагог, заходя в класс, выходит на открытую линию стресса и проводит там пять дней в неделю с сентября по май. Мы обладаем достаточным ресурсом, чтобы выйти на линию стресса вместе с учителями и помочь им.
В рамках Школы психологического здоровья AsanNa я вместе с коллегой — клиническим психологом и экспертом в детско-родительской теме Элиной Красильниковой организовала волонтёрское направление для педагогов. Мы проводим консультационные лекции, на которых рассказываем о психологических приёмах общения с детьми и подростками: как быть, если не выполняют домашнее задание, если огрызаются во время урока, если подрывают дисциплину в классе. Мы помогаем учителям увидеть себя в треугольнике «педагог — ребёнок — родитель» и действовать, не беря на себя ни больше, ни меньше, чем нужно.
За 2021–2022 учебный год мы провели восемь встреч в муниципальных школах Новосибирска, обучение освоили уже 376 учителей. Мы получаем обратную связь: становится «легче дышать», желание оставить профессию уходит, а на замену приходит желание действовать — из позиции уважения и любви.
Сейчас мы работаем над расширением программы по профилактике профессионального выгорания, чтобы она была доступна в каждой школе страны.
В таком долгосрочном плане сходятся три значимые для меня роли: как представителя бизнеса, как родителя и как женщины, верной своей миссии — улучшать психологическое здоровье нации. Если для вас тоже важно, в каком мире будут жить наши дети, то я открыта к любому сотрудничеству, которое поможет реализации моей идеи. Пора вести социально значимую деятельность. Пора делать то, что действительно важно.

t.me/asanna_news
vk.com/asanna_vk
+7 (965) 042 92 90
Новосибирск, Галущака, 2а