Добро всегда остаётся добром

7 / 22     RU
Добро всегда остаётся добром
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

Что такое здоровый патриотизм и как привить любовь к родине?

LT: Несомненно, любовь к родине должна закладывать не только семья, но и школа. Расскажите пожалуйста, как в ЧОУ «София» вы прививаете подрастающему поколению любовь к родной земле?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Понимание истории своей страны, своего рода невозможно без ответа на вопросы «кто я?» «откуда я?» ЧОУ «София» работает как раз в концепции «школы понимания»: наши уроки выстраиваются в диалоговой форме. Задавая вопросы, педагог старается стимулировать ребёнка самому находить ответы. Благодаря этому у детей с первого класса формируется умение говорить, высказывать и обосновывать свою точку зрения, а главное — мыслить. И в этом контексте мы помогаем детям осознать свою причастность к родному краю – они беседуют со своими родителями, выясняют происхождение собственного имени, составляют свою родословную. Как правило, к процессу подключаются и другие родственники, постепенно восстанавливая историю семьи и вспоминая, кто были их предки и чем они занимались. Далее мы переходим к изучению улицы, на которой стоит дом ребёнка: узнаём, в честь кого она названа и так далее, постепенно закладывая чёткое представление о том, что личность каждого из нас вписана в часть масштабной истории родного края, страны. 

Также у нас давно реализуется авторская программа «Дети-читатели», которую создали наш научный руководитель Ольга Евгеньевна Петухова и доктор филологических наук Татьяна Сергеевна Троицкая. Этот уникальный инструмент направлен на усвоение в том числе и русских традиций и знакомство с фольклором: поговорками, пословицами, дворовыми считалками. Как бы это удивительно ни звучало, но дворовая культура является значительной частью патриотического воспитания и определяет идентичность со своим народом. Играя с друзьями, общаясь с соседями, дети впитывают любовь к родине. Правда, сейчас подрастающее поколение растёт более обособленно, часто уходя в гаджеты и виртуальный мир. Поэтому с начальной школы через обсуждение различных форм народного поэтического творчества мы помогаем детям усваивать мудрость и традиции предков. Так со временем формируется и патриотизм, который начинается с ощущения себя как части чего-то большого, великого — с чувства принадлежности к родине. Он проявляется в ностальгии, которая тебя преследует, когда ты выезжаешь за границу, и чувстве родного дома.

Родители с удовольствием принимают участия в подготовке семейных проектов для школы?

Да, мы всегда получаем огромный отклик. Например, наша школа поддерживает акцию «Бессмертный полк»: дети приносят портреты своих родственников, и мы все вместе оформляем памятный стенд. Этой деятельностью руководит Елена Фёдоровна Зубанова, заместитель директора по воспитательной работе. Каждый год она придумывает что-то новое и интересное.  Одним из самых запоминающихся был проект «Эхо войны в семейном альбоме» – ребята приносили не просто фотографии своих родных, а описание их подвигов на фронте и в трудовом тылу. В этом году была акция «Живое слово» — ученики младших классов брали интервью у своих родителей и просили рассказать, что они помнят о своих бабушках и дедушках — свидетелях Великой Отечественной войны. Родители нас потом очень благодарили за то, что мы не только уделяем большое внимание победам и героическому прошлому нашего отечества, но и организуем тематические мероприятия, чтобы дети чувствовали себя частью нашей славной истории и гордились своими предками.

ЧОУ «София» проводит благотворительные акции, в которых дети и их родители принимают активное участие. Например, 30 сентября, в день памяти святой Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови мы открываем большую ярмарку, уже ставшую традиционной: её посещают даже представители Новосибирской епархии. Родители вместе с детьми приносят красивые, вкусные домашние угощения и удивительные вещи, сделанные своими руками. С каждым годом это событие становится всё более масштабным. Все собранные средства идут на помощь новосибирскому Дому малютки, храмам, а также нашим ветеранам. К 9 мая мы всегда стараемся отдельно порадовать участников Великой Отечественной войны, собирая для них продуктовые подарки силами наших учеников, их родителей и учителей. Видели бы вы, как на несколько дней наша школа превращается в продовольственный склад — взрослые стараются принести побольше угощений для ветеранов! А дети активно в этом участвуют, упаковывая подарки. Благотворительность — это хороший способ привить детям любовь к тому, что их окружает.

Почему для формирования идентичности человеку важно ощущать свою принадлежность к стране, городу, нации?

Мне вспоминается философская повесть Экзюпери «Маленький принц» — для меня понимание собственной идентичности в чём-то сродни истории о герое этой сказки, жившем на своей крошечной планете и ухаживающем за розой. Отправившись в путешествие, он посетил множество разных миров и в конце пришёл к выводу, что его планета самая лучшая. Говоря об идентичности, не нужно зацикливаться на каком-то застывшем, общем, схематичном понятии, необходимо учитывать и временную перспективу. Разные поколения любили нашу родину по-разному, поскольку культурная среда и социально-временные особенности накладывали на них свой отпечаток. И, чтобы не было хаоса, детям важно объяснять и показывать, как менялось понимание идентичности в зависимости от исторической эпохи. Здесь стоит упомянуть концепцию графа Сергея Уварова — «Православие, Самодержавие, Народность» — по мнению многих современников, в трёх словах он описал русскую национальную идею. Или, например, вспомнить парадигму времён социализма о том, что Родина — это весь мир, а те, кто встал на путь социализма — братья. И это уже совсем иное понимание национальной идеи. Но, как бы то ни было, мы ни в коем случае не должны скатываться в квасной патриотизм, возвышая одну нацию над другими.

А что такое здоровый патриотизм?

Это глубокие нравственные императивы, которые формируются благодаря, а не вопреки каким-либо догмам, принятие своей идентичности и себя как части страны. Термин «патриот» был впервые упомянут вице-канцлером бароном Петром Павловичем Шафировым в значении «сын Отечества»: нельзя отрицать свою связь с предками и невозможно отрицать и связь с родиной. Однако здоровый патриотизм вовсе не означает слепое восхваление своей страны. С одной стороны, это уважение к родине и культуре своих предков, а с другой — разумная критика жизненного уклада в родном отечестве, желание сделать свой край ещё лучше и прекраснее. Здесь хочется вспомнить «Философические письма» Петра Чаадаева, в которых он был обеспокоен судьбой России, отчаянно искал пути, по которым её можно привести к лучшему будущему, хотя многие считали его сумасшедшим…

Мы объясняем детям, что подвиг — это вовсе не обязательно какой-то героический поступок на поле боя, а победа в спорте, науке, трудовое достижение и даже победа над самими собой

Можно долго рассуждать о патриотизме, но есть понятия, которые, проходя сквозь века, не меняют своей ценности. Это подвиг, добро и любовь. Мы объясняем детям, что подвиг — это вовсе не обязательно какой-то героический поступок на поле боя, а победа в спорте, науке, трудовое достижение и даже победа над самими собой. Добрые дела тоже могут сыграть значимую роль в истории нашей страны, которая не застыла в гранитном камне или на страницах книг: она продолжается прямо сейчас нашими ежедневными поступками. Не кто-то, а именно ты можешь вершить историю своей страны, меняя её к лучшему. Самый главный принцип, который всегда должен оставаться в нашей жизни – это добро. Хотелось бы завершить выше сказанное словами Владимира Высоцкого: «…добро остаётся добром в прошлом, будущем и настоящем».

630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94
e-mail: nousophia@ngs.ru
sophia.edusite.ru

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев