Педагог, ребёнок, родитель: кто главный?

7 / 22     RU
Педагог, ребёнок, родитель: кто главный?
Надежда Асанова, клинический психолог, основательница группы компаний AsanNa, с детьми

Вопрос профессионального выгорания педагогов — задача федерального масштаба. Согласно всероссийскому исследованию «Я учитель» из 38000 учителей у 75% есть ярко выраженные симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе. Как отражается профессиональное выгорание учителя на его учениках, как помогают психологические инструменты в образовательном процессе — мы продолжаем рассказывать о волонтёрском проекте AsanNa для педагогов общеобразовательных школ.

Подскажут, дотянут, поставят «уд» — и всё

А действительно, кто главный в этом треугольнике взаимодействия? С одной стороны, это мы, родители: ведь до совершеннолетия именно мы ответственны за то, что происходит в жизни ребёнка. Мы гораздо лучше, чем педагог, знаем, что именно подходит нашим детям, мы же вырастили их! С другой стороны, педагог — профессионал, и в обучающем процессе ведущая роль у него. А на уроках поднимаются в том числе и воспитательные вопросы, разговоры о нравственности и морали. Получается, пока ребёнок в школе, его воспитанием занимается педагог? С третьей стороны — для кого строится весь этот образовательный процесс, как не для ребёнка. Именно он из нас троих пойдёт строить будущее нашего общества.
Пока мы пребываем в иллюзии выбора и перекидываем ответственность друг на друга, вся система и люди в ней истощаются.
Если родитель полагает, что способен закрыть все потребности ребёнка, он сам же и перекрывает ему путь для развития. Рост для личности лежит за пределами отчего дома. И это не повод стараться ещё сильнее, это повод выразить уважение природным ритмам: семья для ребёнка — опора, а рост, тренировки и вызовы он получает вне дома.
Педагог полагает, что сможет воодушевить способного ребёнка на учёбу, и у того всё получится вне зависимости от ситуации в семье. Но именно эта мысль и приводит его к профессиональному выгоранию: для успешного процесса обучения 51% мотивации и поддержки должен быть на стороне ученика, а не учителя. Педагог — не родитель. С этого мы начинаем разговор на наших лекциях-тренингах с учителями: каким бы способным ни был ученик, у него в равной степени есть права воспользоваться своими талантами или оставить их лежать на полке.
А что с нашими детьми? Что они думают об учёбе и взрослом мире, когда видят, что эти самые взрослые ставят высокий приоритет всему, кроме себя? Что «домашки» после школы не закончатся, просто проверять их будет не учитель, а начальник? Что всегда рядом есть кто-то, кто подскажет, дотянет и поставит «уд», лишь бы закрыть уже классный журнал?

Сотрудничать, а не воевать из-за ЕГЭ

Элина Красильникова, клинический психолог, партнёр группы компаний AsanNa, координатор волонтёрско-просветительской программы для школьных педагогов по профилактике профессионального выгоранияМы озадачены проблемой профессионального выгорания педагогов, потому что она напрямую связана с нашими детьми. Выгоревший педагог становится эмоционально экономным, обратная связь по учебному материалу даётся скудно, а в личную коммуникацию уставший преподаватель не готов вступать — просто не остаётся сил. В итоге процесс обучения происходит номинально, индивидуальный подход, который и так трудно дать в классах по 30 человек, отсутствует вовсе. Причём преподаватель остаётся с этой ситуацией один на один. Ведь часто родители недовольны странными заданиями из учебного плана, недовольны системой итогового контроля обучения в школе, хорошо наслышаны о домашнем обучении и рассматривают школу как структуру, выдающую информацию, а не помогающую ребёнку социализироваться.
А что если попробовать иначе? Если вспомнить, что цель — общая. Что треугольник — равносторонний.
На лекциях-тренингах мы с моим партнёром, клиническим психологом Элиной Красильниковой рассказываем педагогам, что происходит в жизни подростка с позиции биологии и психологии: как гормональная перестройка заставляет игнорировать даже самые интересные уроки по физике, как по-разному психика уходит в гиперкомпенсацию — у кого-то в агрессию, у кого-то в тихий бунт. Мы даём практические инструменты: как в процессе обучения помочь ребёнку выйти из напряжения, чтобы психика включилась и начала воспринимать новое. Мы помогаем научиться вовремя замечать, когда педагог отдаёт больше, чем нужно в конкретной ситуации, и на что опираться, чтобы оставаться стрессоустойчивым в любой учебной ситуации.

Что говорят педагоги, если начать сотрудничать:

«Всем эта встреча была нужна. Она затронула не только профессиональные вопросы, но и какие-то личные темы». Учитель математики Герасимова Г. Н.
«Были подняты очень важные темы: работа с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации, работа педагога в позитивном и стрессоустойчивом ключе. Все советы, которые озвучили на встрече относительно настроя себя и поведения с детьми, нам помогли». Педагогический коллектив СОШ № 3 Новосибирска.
«Я очень благодарен Надежде и Элине за неравнодушие, за активную жизненную позицию и желание действовать на благо нашего будущего». Лидер партии «Новые люди» Мурзин Роман Александрович.
«От всего нашего педагогического коллектива хотим сказать СПАСИБО! Проведённая встреча была не просто интересной, где вы простым и понятным языком объясняли нам сложные психологические проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, а значит, и мы вместе с ними, но и очень своевременной и полезной. Мы услышали конкретные подсказки и приёмы, помогающие в работе с детьми, попавшими в трудные ситуации. А некоторые коллеги уже начали применять их на практике. Хотели бы продолжить сотрудничество». Коллектив педагогов МБОУ СОШ № 1 Новосибирска.

Если здоровье образовательной среды ценно и для вас

Ближайшие планы волонтёрского образовательного проекта AsanNa — масштабироваться. Проводить как можно больше лекций, расширяться. Мы регулярно получаем обратную связь и благодарности после лекций, но нам важно также статистически отследить пользу проекта. Те школы, которые готовы не только организовать лекцию для своего педагогического состава, но и провести анкетирование до и после лекции-тренинга — сейчас в фокусе нашего внимания.
Мы активно рассказываем о нашем проекте, участвуем в региональных и федеральных премиях, открыты к партнёрству и сотрудничеству и продолжаем реализовывать нашу миссию — развивать и повышать здоровье общества на трёх уровнях для наших детей и будущих поколений. Если вы видите значимость и ценность нашего дела, то двери волонтёрского проекта AsanNa открыты для вас.

t.me/asanna_news
vk.com/asanna_vk
+7 (965) 042 92 90