Бесконечная красота в сердце Горного Алтая создали первую арт-резиденцию для художников Сибири

8 / 22     RU
Бесконечная красота

Как взаимодействуют на заповедных территориях бизнес и искусство и как художник, работающий с природой, становится посредником между первозданной красотой живого мира и человеком, воспринимающим эту красоту как уникальную форму творения?

С конца июля до конца августа на базу отдыха «Берель» недалеко от села Чепош прибывали новосибирские и столичные художники, которым удалось стать участниками арт-резиденции REBEL — одного из летних проектов команды ArtWeek. Эта локация стала первой в истории Новосибирска и Горного Алтая: аналогов REBEL Западная Сибирь ещё не видела. Предшественником данного формата, пожалуй, можно назвать REART — первый диджитал-фестиваль современного искусства на Алтае, который та же команда провела осенью 2021-го. И вот почти год спустя молодые художники собрались в необычайном атмосферном месте, чтобы наполнить картинами и инсталляциями как жилые строения, так и сам ландшафт — некоторые арт-объекты поместили на берегу Катуни и в Западном лесу за несколько метров от базы. За месяц художники создали больше 60 работ, практически для всех использовались природные материалы: от ветвей и шишек до камней и перьев. Это было одним из главных условий резиденции — все арт-объекты должны максимально органично вписаться в окружающий пейзаж.

«Это коммерческий объект, но со своим характером — простым и аутентичным. Поэтому быть художником здесь значит продолжать то, что сделала природа, тонко и органично вписаться в этот процесс. В этом и заключается искусство. Конечно, легче идти по проторенным дорожкам, но надо пробовать что-то ещё. Возможно, так мы поможем кому-то из художников выделиться и станем плацдармом для творческой молодёжи, чтобы впоследствии они могли заявить о себе на других площадках. Может, получится просто помочь, дать какое-то наитие», —комментирует Фёдор Ситник, владелец базы «Берель».

Самостоятельными объектами стали около десятка инсталляций, которые разместили в Западном лесу. Среди них — помещённое среди деревьев «Око» со зрачком-зеркалом и стул с человеческим силуэтом из проржавевшей под дождём проволоки — так задумка передаётся в том числе и через трансформацию материала. Нашлись и прикреплённые к скале круглые зеркала, уже ставшие своеобразным символом художников команды ArtWeek на Алтае. Не обошлось и без «цифры»: по ночам темноту мягко освещали олень из светодиодов — один из самых узнаваемых алтайских символов – и пирамида из работающей на солнечных батареях гирлянды.

Алтай сам по себе прекрасен, поэтому будущее
творчества и художников здесь — в дополнении. Всем другим народ уже пресытился. Мы поиграли со старыми строениями
и декором, и получилось здорово: люстры из интересно обточенных палок, декор сухими цветами, живописные фотозоны — если есть воображение,
материалы найдутся везде

Остальные арт-объекты словно слились с самой базой: развешанные на стенах ловцы снов, панно из коры, заполненные свежими цветами и сухоцветами ёмкости, венки из еловых веток между балками и даже нанесённые мелками на стены будто бы наскальные рисунки.

«В предпринимательском сообществе ценят, когда что-то делается хорошо: качественно, красиво, гармонично. То, что контрастно, интересно и привлекает внимание, то, из чего может родиться и вырасти идея, и, наконец, те, кто умеют это генерировать — очень интересуют собственников бизнеса. Но в истории с Алтаем есть такой момент: испортить природу легко, а восстанавливаться она будет десятками и сотнями лет, поэтому никто не хочет рисковать. К таким экспериментам нужно относиться очень ответственно: тот, кто этим занимается, должен действительно разбираться в деле, плюс ему необходимо давать чёткое техзадание. Многие художники не обременяют себя структурностью и дисциплиной, чтобы освободить творческий поток. И чтобы это не мешало, а вдохновляло, требуются эксперты, которые будут контролировать эту непредсказуемую стихию», — объясняет формат коллаборации бизнеса и искусства Фёдор Ситник.

Одна из необычных деталей, которая замечается совсем не сразу — у работ нет названий и экспликаций. Это тоже часть концепции: художники остаются безымянными, так как главное творчество — за природой. Поэтому площадки для медитаций, сделанные художниками на возвышенности над Катунью и на берегу, остаются в первую очередь не художественным произведением, а местом, где гости могут найти покой и уединение. Каждый арт-объект здесь не ради самой инсталляции или картины «в вакууме», а для функциональности и уюта.

«Алтай сам по себе прекрасен, поэтому будущее творчества и художников здесь — в дополнении. Всем другим народ уже пресытился. Мы поиграли со старыми строениями и декором, и получилось здорово: люстры из интересно обточенных палок, декор сухими цветами, живописные фотозоны — если есть воображение, материалы найдутся везде», — уверен Фёдор Ситник.

Работа с непосредственной органикой придала каждому предмету, созданному художниками, собственную осязаемость, объём и неповторимую фактуру. Отчасти поэтому ни один арт-объект не стал повторением или подражанием предыдущим: сделанные в едином ключе стеклянные кашпо с цветами или рамы для зеркал из коры и камней были совершенно не похожи друг на друга.

«Главное, что всё это на фоне чего-то действительно прекрасного. Художники ведь посредники между восприятием человека и бесконечной красотой, и они тоже часть этого прекрасного. Но в итоге что художник может показать человеку? Только переживание, которое он выразил — а зачем наблюдать за чужими переживаниями? Самое интересное происходит у человека внутри, и если он постоянно будет отвлекаться на то, что случается снаружи, то никогда не увидит самое глубокое, самое сокровенное, что есть в нём самом», — говорит Фёдор Ситник.

Открытие следующей арт-резиденции запланировано в 2023 году. По словам организаторов, трансформация принципов её работы только предстоит, но главной задачей станет возможность найти и принять ещё больше художников, которые чувствуют и умеют гармонично воплощать природу искусства.

Текст: Ирина Апуник