Известный в Сибири бизнесмен и заядлый путешественник, побывавший более чем в 90 странах мира, Дмитрий Борисов делится впечатлениями об Ираке, даёт рецепты спокойствия в эпоху перемен и семейной жизни в стиле танго.
LT: Дмитрий, как человек, повидавший мир, скажите, что вас впечатлило, может быть, потрясло в нём за последнее время? Как это изменило вас самого?
ДМИТРИЙ БОРИСОВ: События 24 февраля. Я застал их, находясь в Ираке, в городе Багдаде, который до сих пор живёт по военному времени. Здесь по-прежнему много разрушенных зданий, почти на всех дорогах установлены блокпосты, а единственная гостиница для иностранцев находится в «зелёной», тщательно охраняемой зоне. В то же время всего в сотне километрах от этого места, в священном для шиитов городе Кербеле, бурлит полноценная жизнь: гигантские мечети, по площади напоминающие стадионы, многолюдны даже глубокой ночью. Работают рестораны и магазины, пульсируют фонтаны на улицах, украшенных вечерней подсветкой. Ты словно оказываешься в параллельной реальности, где люди не испытали ужаса бомбёжек…
Война в Ираке, как и любая война, принесла людям много горя, но жизнь здесь продолжается. Причём чем дальше от очага военных действий, тем незаметней последствия. Города и сёла живут своей жизнью десятки веков, невзирая на периодические конфликты. Люди грустят и радуются, торгуют и молятся, учатся и строят... В этом смысле пример иракцев показателен, в отличие от того, что я наблюдал в марте, когда многие соотечественники скупали за бешеные деньги авиабилеты, чтобы срочно покинуть страну. У меня колебаний на этот счёт не было. Мой дом – в России, и, несмотря на предстоящие испытания, своё будущее вижу здесь.
Переменчивость называют одной из отличительных черт настоящего времени. А как вы встречаете глобальные перемены, которые мы все наблюдаем?
Я отношусь к ним относительно спокойно. Просто это далеко не первый кризис, который мне довелось пережить в трудоспособном возрасте. Например, первых деловых успехов я добился в начале 90-х, когда в стране происходили поистине тектонические процессы. Мои бизнесы преодолели экономические катаклизмы 1998, 2008 и 2014 года, пандемию и разнообразные кризисы внутри собственных компаний, включая смерть моего основного партнёра. Так что теперь к новым вводным отношусь спокойно. Жизнь ставит очередные задачи, которые просто нужно решать.
А как мужчина, на ваш взгляд, формирует в современном и противоречивом мире свою твёрдую жизненную позицию? Какова вообще его ответственность сейчас?
У мужчины с годами уровни ответственности растут, а ареал её расширяется. Как глава семьи я забочусь о своих близких, как собственник многих компаний несу обязательства перед сотрудниками и государством, как человек с активной жизненной позицией не могу относиться равнодушно к местам, где живу и веду дела. Позиция современного мужчины, на мой взгляд, должна быть созидательной и проактивной.
Сейчас, когда мир словно сходит с ума, важно не потерять свою опору, те островки безопасности и стабильности, которые образуют семья, дом, любимые увлечения. Я счастлив, что и у меня есть своя тихая гавань, где можно укрыться от любых внешних штормов. Мог бы добавить сюда и бизнес, который за 30 лет научил меня балансировать и находить стабильность в самых непредсказуемых обстоятельствах.
А что в этом смысле вы бы сказали о предназначении женщины? Далай-лама, например, считает, что мир будет безопаснее, если среди государственных лидеров станет больше женщин, так как они от природы сострадательнее.
Я за традиционное понимание семьи, хотя отношусь с пониманием к любым формам человеческих взаимодействий, не основанных на насилии. В жизни как в танго: мужчина – ведёт, а женщина – следует. Это не какой-то гендерный стереотип, а настоящее, слаженное партнёрство, в результате которого получается красивый, чувственный и яркий танец. Женщина, которая это понимает и принимает, создаст гармоничные отношения, основанные на стратегии win-win, где взаимодействие выстраивается на принципах взаимоуважения, сотрудничества и эффективной взаимозависимости.
Привилегия жить в государстве с лидером-женщиной есть преимущественно у обществ, находящихся на высокой стадии развития, где более отлажен комплексный механизм государственного управления. Россия пока только идёт к этому. Женщины, конечно же, менее азартны, зачастую более прилежны, да и материнские инстинкты, наверное, у них сильнее отцовских. С учётом тренда на гуманизацию человечества в целом, думаю, у дам есть все шансы занять ответственные места на высоких постах.
Даже Далай-лама, со слов нынешнего Далай-ламы, может стать женщиной. Но вряд ли при этой его жизни. (Смеётся.)
Наше время предъявляет много требований и к мужчинам, и к женщинам. Как в этих условиях сохранять лицо и где брать для этого внутренние ресурсы?
Может быть, кому-то мой ответ покажется банальным или слишком простым, но ключ к сохранению и приумножению собственных ресурсов кроется в долгосрочном планировании. Это как светить фарами автомобиля, двигаясь по ночной дороге – чем дальше и ярче свет, тем увереннее твои действия. Я каждый день занимаюсь тем, что думаю о будущем с горизонтом планирования более трёх лет и вычисляю те действия, которые нужно сделать сегодня, чтобы двигаться к намеченным целям. Мир, к сожалению, нестабилен и изменения стремительны, поэтому-то ежедневная корректировка так необходима. Не всё нам подвластно и, бывает, возникают обстоятельства непреодолимой силы, но когда ты сделал всё, что мог, на душе становится спокойнее.
Ну и в продолжение темы автоассоциаций – у каждого человека внутри свой двигатель, о котором нужно заботиться, иначе далеко не уедешь. Комплексная забота о здоровье поддерживает нашу физическую оболочку, то есть корпус мотора, ну а собственные размышления, хорошая литература, фильмы, качественные блоги и разнообразные путешествия, общение с интересными людьми обогащают нас изнутри, становятся превосходным топливом для собственных открытий и свежих идей!