Найти своего сотрудника

8 / 22     RU
Найти своего сотрудника
Алла Литвинова директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой (Новосибирск)

Какие факторы стоит учитывать работодателю при подборе команды? Об актуальных тенденциях на рынке труда рассказала эксперт в HR-области Алла Литвинова.

Тренды на рынке труда

Ещё недавно соискатели могли спокойно перебирать вакансии с позиции: «Давайте, предлагайте мне что-нибудь, а я подумаю». Но с началом спецоперации «рынок соискателя» начал постепенно уступать место «рынку работодателя». При этом мы до сих пор ощущаем отголоски кадрового голода – хороших специалистов в последние лет восемь найти нелегко. Это связано с демографическим провалом 1990-х годов. Мы всё ещё видим результат этого кризиса в виде острой нехватки молодых специалистов. Отсюда и частые вопросы работодателей: «Где новые кадры?! Почему соискатели соглашаются на собеседование, но не доходят до него?» Отсюда и искусственное завышение зарплаты по некоторым вакансиям.

Есть и профессии, которые сегодня, наоборот, в профиците – например, бухгалтер и юрист. Как только выкладываешь подобные вакансии, за день получаешь около 50 откликов. Это связано с тем, что многие собственники бизнеса отдают бухгалтерское и юридическое сопровождения компании на аутсорсинг. Таким образом, вакансию юриста или бухгалтера можно закрыть за сутки. А вот вакансия менеджера по продажам настолько востребована в Новосибирске, городе продаж, что сегодня мы видим более 6500 активных предложений от разных компаний. Некоторые собственники в поисках крутого продажника значительно завышают предлагаемую заработную плату, поэтому мелким компаниям крайне сложно найти хорошего менеджера.

Удивительно, но, несмотря на закрытие многих европейских компаний в России, мы не увидели притока соискателей. Скорее, даже наоборот – наблюдается снижение количества резюме на job-сайтах. Возможно, люди стали чаще находить работу по реферальным каналам – по рекомендациям самих же сотрудников, поскольку этот способ соискателям кажется более надёжным, чем «холодный» поиск.

Ещё один важный тренд на современном рынке труда – преобладание пассивного поиска работы над активным. До пандемии примерно 60 % кандидатов искали подходящую вакансию и при этом нигде в данный момент не работали. 40% – люди, которые, будучи занятыми в той или иной компании, присматривали для себя новое место. Сейчас же мы видим обратную ситуацию. Как утверждает футуролог Джамаис Кашио, мы живём в BANI-мире, который характеризуется непостижимостью, тревожностью, нелинейностью. В такие времена сложно что-то планировать на долгосрочную перспективу. Люди опасаются увольняться «в никуда», поэтому стараются заранее подобрать более подходящее место работы. Таким образом, на рынке труда сегодня 60% – пассивные соискатели, а 40% – активные.

Не менее осторожными стали и работодатели, которые всё реже стремятся заткнуть «горящие дыры», поскольку понимают, что на поиски именно своего сотрудника могут потребоваться время и определённые усилия. Осторожность предпринимателей в выборе сотрудников как раз и приводит к тому, что «рынок соискателя» стал превращаться в «рынок работодателя». Во время собеседования важно уметь профессионально выявлять нужные компетенции у соискателя. Конечно, можно взять первого попавшегося претендента на должность, вложить время и средства в его обучение. Но это – большой риск оказаться в минусе.

Наша компания предлагает не только профессиональные услуги по подбору персонала, но и может обучить собственника бизнеса правильно проводить собеседование, чтобы выявить, насколько человек в действительности подходит на открытую вакансию. Для этого прежде всего необходимо чёткое представление образа нужного вам специалиста: его компетенции, манера общения, психотип, стиль жизни, внешний вид и т. д. Проведя доскональный отбор, мы предлагаем работодателю на выбор трёх отобранных специалистов, максимально подходящих по требованиям. Кроме того, мы даём гарантию того, что выбранный нами соискатель пройдёт трёхмесячный испытательный срок, иначе мы бесплатно подбираем нового специалиста на данную должность. В целом у нас закрепляемость сотрудников на рабочем месте – 85%. Не теряйте время и средства напрасно – обращайтесь за подбором персонала к профессионалам!

Преимущества компаний на рынке труда

 1.      Положительный HR-бренд

В выигрыше сегодня в те компании, корпоративная культура которых предполагает бонусы для сотрудников в виде ДМС, премий, подарков, корпоративных ланчей, а также наличие интересных фишек – летучки с геймификацией и т. д. При этом сам бренд компании может быть ещё малоизвестен на рынке, но иметь крутой HR-бренд. В таких случаях, как правило, компании набирают сотрудников преимущественно по реферальным каналам.

 2.      Гибридный график

В период пандемии многие из нас ощенили преимущества работы из дома, когда всё рядом – дети, тапочки, кот… Конечно, удалёнка требует от сотрудника навыков высокой самоорганизации. Есть и такие специалисты, которым важно присутствовать в офисе, чтобы общаться с коллегами и работать, не отвлекаясь на домашние дела, поэтому самый выигрышный формат – гибридный график, совмещающий возможность работать как дома, так и в офисе. Естественно, такой вариант подходит далеко не для каждой профессии.

 3.      Высокая зарплата либо интересные профессиональные задачи

Оплата труда выше рыночных предложений – основной мотиватор для соискателей вакансий. Это особенно явно проявляется в тревожные нестабильные времена. Если размер зарплаты находится в пределах предложений на рынке, но при этом вакансия подразумевает выполнение задач, интересных для соискателя, то это тоже будет важным преимуществом в пользу выбора данной компании. Например, специалист по металлообработке всегда хотел работать с деревом, поэтому вакансия мастера по деревообработке может стать для него решающим фактором для смены рода деятельности в составе новой команды.

 4.      Удобная локация

Люди научились ценить своё время и больше не хотят терять его в пробках по пути на работу. Опять же, в период пандемии многие из нас поняли, как это здорово – проводить время с семьёй, с друзьями, заниматься собой. Если же офис компании всё-таки удалён от центральной части города и линии метро, то прекрасным решением для крупного бизнеса станет перевозка сотрудников корпоративным транспортом. 

5.      Положительные отзывы

95% соискателей, которые приходят на собеседование, читают отзывы о компании на сайтах «Фламп», «Правда сотрудников» или Antijob.name. Работодателю важно следить, чтобы на этих сайтах бренд его компания не имел чёрного пиара.

 6.      Удалённые собеседования

Соискатели с большей вероятностью пройдут собеседование по видеосвязи или телефону, чем придут в компанию очно. Из десяти приглашённых на собеседование кандидатов в среднем приходят трое, остальные могут даже не предупредить об отказе и не отвечать на звонки. Эта конверсия одинакова в любой профессии, за исключением управленческих позиций – здесь из десяти специалистов приходят семь человек. Как только мы ввели формат удалённых собеседований, то процент прохождения собеседований увеличился ровно вдвое. Человеку не нужно тратить время на сборы и дорогу – он из дома проходит собеседование и по его результатам может получить оффер (предложение о трудоустройстве).

Учитывайте тренды рынка труда и преимущества компаний, доверяйте подбор профессионалам, и в вашей команде будут действительно ваши люди – специалисты, чья деятельность поможет процветанию бизнеса.
А мы в следующем номере журнала LT раскроем самые распространённые ошибки владельцев бизнеса в управлении командой в нестабильные времена. До встречи!

Allalitvinova.ru
8 913 009 88 32
ул. Фрунзе, 80, 4 этаж, офис 425

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев