Россия для грустных?

8 / 22     RU
Россия для грустных?
Сергей Потеряев художник, член Союза фотографов России, куратор фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург)

В день фотографа в Новосибирском художественном музее состоялось открытие выставки уральского фотохудожника Сергея Потеряева «Человек и завод». Вместе с автором экспозиции приглашаем наших читателей поразмышлять о художественном и ментальном образах России.

СЕРГЕЙ ПОТЕРЯЕВ: Я родом из Екатеринбурга, который исторически связан с индустриальной культурой. Урал знаком нам и по творчеству Дмитрия Мамина-Сибиряка, Павла Бажова, Алексея Иванова, Бориса Рыжего, считающегося одним из лучших молодых поэтов России... В нашем регионе почти в каждой семье есть или были заводчане, поэтому тема «Человек и завод» мне особенно близка.

К сожалению, общую атмосферу нашей родины зачастую можно охарактеризовать словами из песни: «Россия для грустных». Большинство людей не ценят тех мест, где живут, не знают их достопримечательностей. Редко кто с восхищением может рассказать о родном крае. Я люблю путешествовать и побывал в 62 регионах России из 85. Мне важно знать, как живёт Россия, это ценно для моей фотографической и художественной практики. Недавно вернулся из Кемерова, где меня удивлённо спрашивали: «А зачем вы к нам приехали? Тут и смотреть-то нечего!»

В России невероятно много уникальных мест,
но глядя на них, думаешь: насколько же несуразно
мы используем природный и исторический потенциал
своей страны!


На самом деле сложно представить более интересную, разнообразную страну, чем наша. Ты приезжаешь в Калмыкию, а там, в посёлке Листа – буддистская Россия с пагодами, дацанами, статуями Будды и советскими панельными домами. Полный восторг! Но при этом по местной железной дороге не ходят пассажирские поезда, потому что невыгодно. Приезжаешь в Минеральные воды и думаешь: «Как здорово было бы здесь создать курорт! Европейские старички точно облюбовали бы его». Но, видимо, эта мысль приходит в головы только туристам, а не властям. И в России невероятно много таких уникальных мест, глядя на которые думаешь: насколько же несуразно мы используем природный и исторический потенциал своей страны! Мне как жителю Екатеринбурга это особенно очевидно, ведь наш город именно людьми создан таким, какой он есть – красивый, комфортный, культурно развитый.

На IV Уральской индустриальной биеннале российский стрит-художник Тима Радя установил на крыше бывшего приборостроительного завода арт-объект в виде объёмной надписи: «Кто мы, откуда, куда мы идём?» Эти вопросы задаются уже не одно столетие, но убедительных ответов мы так и не нашли. Возможно, если каждый из нас ответит для себя на эти важные вопросы, мы будем больше ценить нашу страну, наш край и свою малую родину. Ведь упадок и разрушение продолжаются до тех пор, пока мы позволяем им продолжаться.

Вячеслав Мизин, российский художник, участник арт-группы «Синие носы» (Новосибирск):
Выставка «Человек и завод» – это качественная проектная работа, которую в полной мере можно отнести к современному искусству. Недаром сам Сергей Потеряев называет себя не фотографом, а художником, точнее – artist. Это слово более объёмно передаёт его творческий подход.
Мы видим в экспозиции разные идеи, уверенно реализованные с помощью доступных художнику фотосредств. Эта экспозиция, передающая атмосферу уральского индустриального мегаполиса, вполне созвучна с городскими мотивами Новосибирска – индустриального сердца Сибири. В какой-то момент Екатеринбург стал называться городом люкса и гомосексуализма, но эта ерунда была недолго – лет пять назад заводы всё-таки победили!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Андрей Бортко