Школьная не-пора. Профессия учителя: взгляд изнутри

8 / 22     RU
Школьная не-пора. Профессия учителя: взгляд изнутри
Надежда Асанова клинический психолог, основатель и визионер группы компаний AsanNa

Если ты учитель, школьная пора ощущается совсем иначе. Надежда Асанова и Элина Красильникова, авторы волонтёрского проекта AsanNa для педагогов школ, собрали истории трёх учителей. Именно такие истории дают однозначный ответ, почему случается профессиональное выгорание педагогов и почему психологическая поддержка – необходима.

Каждую пятницу я приношу пакет со 120 прописями – и все надо проверить к понедельнику

Когда я только пришла в школу, у меня был запал делать новые уроки, стараться нестандартно подходить к учебному процессу. Сейчас я просто иду по накатанной, а остальное время уходит на переписку с родителями, заполнение отчётностей и административную работу. Да, какие-то материалы накопились за годы стажа. Но они же моментально устаревают: сами знаете, с какой скоростью сейчас меняется информация.
Весь прошлый учебный год я каждую пятницу приносила домой пакет со 120 тетрадками с прописями – столько первоклассников учится на параллели. Открыть, проверить каждую работу: все ли петельки и закорючки написаны по направляющим линиям, аккуратно ли в целом выполнена работа, и потом поставить оценку. Эти прописи мне нужно отдать проверенными в понедельник. В лучшие времена я оставляла субботу как день без работы и справлялась за воскресенье. Но когда добавилось классное руководство во втором начальном классе (я руководитель в 1-м «А» и в 3-м «Б»), выходными стали не дни, а несколько часов, которые я проводила на даче. Хотя и туда иногда я привозила одну-две пачки работ проверять. И это только по чистописанию. А ещё есть математика, окружающий мир, ИЗО…
Сейчас заканчивается лето, и я по-честному не хочу на работу.
Первоклашки станут второклассниками, и это ещё куда ни шло. А 3-й «А» станет 4-м «А» и будет выпускаться из начальной школы. Значит, начнётся суета с итоговой аттестацией и выпускным.
Если у вас класс с 30 школьниками, то у вас около 60 родителей, которые волнуются и беспокоятся за своих детей. 90 человек, которыми вы должны управлять – одних учить, других успокаивать, рассказывать, что происходит, держать в голове всю картину про каждого ребёнка. А как её не удержишь – это же дети, каждый из них личность! Но я всё равно опасаюсь всегда что-то упустить.

Когда ты учитель, ты как актёр на сцене: всё внимание на тебя

Однажды я дала подзатыльник ученику. Это было в те времена, когда у школьников не было смартфонов, и каждый шаг учителя не выкладывался в интернет. Меня тогда поставили руководить 5-м классом, и для всей параллели организовали конкурс талантов. В финале праздника должен был быть отрепетированный номер со всеми участниками. На одной из репетиций ученик из моего класса вёл себя из рук вон плохо: шумел, других отвлекал, сам отвлекался. Я всегда за мирное решение напряжённой ситуации, но в тот день он меня прямо-таки вывел из себя. Я разозлилась – и дала лёгкий подзатыльник ему. На мгновение в зале встала гробовая тишина, никто не ожидал от меня такого. Я и сама опешила. После репетиции я собрала учеников в классе, извинилась и сказала, что не должна была так поступать. Ещё позже я узнала, что родители этого мальчика неблагополучны: алкоголизм, безработица, и его поведение стало мне понятнее. Прошло много лет, а у меня до сих пор сердце щемит, когда я вспоминаю этот случай.
Когда ты учитель, ты как актёр на сцене: всё внимание на тебя каждую секунду. Ты всегда фильтруешь: это хорошо, а это плохо. Но в какой-то момент ты дашь слабину – этот момент обязательно наступит, невозможно сохранять это напряжение. И ошибка может стоить тебе работы. Как у актёров, которым сегодня фильмы отменяют. Только наш труд не оценивается сотнями тысяч.

Что отвечать подростку, который верит в блогинг, а не в школу

Я учитель в третьем поколении. Я преподаю математику, моя мама преподавала физику, мой дедушка преподавал русский и литературу в сельской школе. И я помню рассказы матери: она, ещё школьница, идёт за руку с отцом по улице. И почти каждый встречный с почтением здоровался с ним, улыбался, снимал шляпу. Сам статус учителя был знаком почтения! И, как я теперь на собственном примере вижу, защитой. Он оберегал учителей от неуважительного отношения, от необходимости доказывать свой профессионализм ученикам – указка и место у доски автоматически делали учителя и его слово весомым, значимым. Теперь педагоги «оказывают образовательные услуги», и статус учителя стремительно теряет авторитет: мы конкурируем с Википедией, соцсетями, медийными личностями из комедийных шоу. Вы же понимаете, что это неравное сравнение.
Вопросы «как оценить работу» или «что делать с троечником, у которого за четверть выходит 2» – уже давно не вопросы для учителя. Потому что есть ситуации посерьёзнее. Как дальше преподавать математику ребёнку и спрашивать с него домашнее задание, когда он в 14 лет уже освоил кодинг и пишет мини-программы? Что отвечать подростку, который всерьёз не понимает, зачем ему школа, если можно стать видеоблогером? Это вопросы к системе, понимаете. И их задают даже дети. А что делать тем, кто работает в этой системе, знает, что она не изменится ни по щелчку пальцев, ни за ближайшие пять-десять лет, слишком большой комплекс, но действительно любит своё дело?

Комментирует Элина Красильникова, координатор волонтёрского проекта:

Некогда престижная профессия и фигура учителя стала сегодня неудобной. Учитель сопровождает детей в мир знаний, да, это почётно – но семья и государство смотрят на это иначе. Раньше учитель был защищён поддержкой родителей и социума. Поэтому и у учеников не возникало сомнений: педагог – это наставник в школе. И сам учитель не тревожился и точно знал: те инструменты, которые он применяет, одобрены и семьёй, и образовательной структурой. Все заодно. Благодаря такому сильному тандему дети схватывали знания в разы лучше. А после школы за выпускниками охотились мировые компании.
Речь не идёт о том, что «раньше было лучше». Возвращать прежние устои не имеет смысла. Но посмотреть на семью, учителя и государство как на единую систему – необходимо. Если мы воюем с тем, кто обучает наших детей, то мы рубим сук, на котором сидим. Лишая учителя адекватного диалога с учениками и терроризируя его, мы попадаем в ловушку. Потому что мы не учителя терроризируем на самом деле, а своих детей. Когда они видит, что родитель настроен против учителя, то у них пропадает мотивация учиться.
Учителю приходится одной рукой обороняться, а другой рукой продолжать учить школьников. Надолго ли хватит его сил для работы в таком режиме? Не думаю. Чтобы в какой-то момент дефицит учителей не стал нашей реальностью, мы предлагаем работать в тандеме с педагогами. Только так мы сможем и дальше обеспечивать нашим детям качественное обучение.

t.me/asanna_news
vk.com/asanna_vk
+7 (965) 042 92 90
Новосибирск, Галущака, 2а