В руках Церкви ключ к объединению

8 / 22     RU / ITA
В руках Церкви ключ к объединению
Денис Марчишин священник Римско-католической церкви

В мире, утратившем способность договариваться, объединение возможно только на основе конструктивной дискуссии, считает отец Денис Марчишин. Возможно, именно Церкви, владеющей культурой диалога тысячи лет, предстоит выступить миротворцем, уважающим право каждого человека на собственное мнение.

LT: Отец Денис, с какими словами сейчас чаще всего обращаетесь к Богу?

ДЕНИС МАРЧИШИН: Молитва всегда одна – о благополучии людей: тех, кто рядом со мной и многих других, испытывающих сейчас какие-либо тревоги и лишения. Прошу Господа и за тех, кто в состоянии эффективно решать эти проблемы, и за тех, кто уже хоть чем-то помогает ближнему своему.

Об этом же, кстати, говорил Папа Франциск, выступая на Всемирном дне мира четыре года назад. Он призвал всех жителей Земли, независимо от вероисповедания, к объединению и взаимопомощи. Но, похоже, люди утратили способность договариваться…

Людям, действительно, трудно сейчас найти точки соприкосновения. Как верующий человек я вижу в этом последствии того, что в церкви называют первородным грехом: согрешили Адам и Ева, Каин убил Авеля, и это запустило колесо вражды и непонимания, которое катится из века в век, сея раздор. Удивительно, но живя сегодня в безграничном информационном пространстве, мы почти утратили культуру диалога. Охотно внимаем тем, на кого подписаны в соцсетях, и не готовы выслушать аргументированное мнение людей с альтернативной позицией. Когда я учился в семинарии, мы брали спорную тему и устраивали классический диспут, в котором дискутирующие стороны по щелчку пальцев менялись местами. Это делалось не для того, чтобы научиться лавировать между разными мнениями, а с целью освоения практики классического разговора, построенного на аргументах и уважительном отношении к оппоненту. Церковь и сейчас владеет культурой такого диалога, примиряя верующих в каких-то острых вопросах. Этим как раз и отличается российская католическая церковь, которая по-прежнему стремится объединять людей с разными позициями и взглядами над общими для всех христиан ценностями, прописанными в Евангелии.
Если бы большинство мировых споров велось по такому принципу, родившаяся в них истина спасла бы не одну жизнь. Но, как показывает история, только глобальные конфликты на международном уровне, дойдя до точки невозврата, заставляют людей остановиться и начать договариваться.

Кажется, мы уже у этой черты, а перспективы нового миропорядка, где новая этика обесценивает традиционные ценности, вносят ещё больший раскол в общество. А как вы воспринимаете так называемый новый мир?

С некоторым непониманием и напряжением слежу за этим процессом. Разгоняемые в мире идеи новой этики в основе своей не имеют ничего плохого, поскольку обращены к ценности человеческой жизни и личности, защите права на собственные убеждения и взгляды. Но на практике благая инициатива чаще принимает искажённый вид, выливаясь в нездоровую для человека форму поведения. Семья перестаёт быть семьёй в классическом понимании, а в детских садах, например, вводится гендерное самоопределение детей дошкольного возраста. Вот это я считаю уже искусственно навязанными псевдоценностями, направленными на расчеловечивание общества.
Надо также понимать, что вся эта новая этика – творение золотого миллиарда, а нас, простых людей, в мире уже восемь миллиардов, и для большинства стран подобные идеи не являются насущными проблемами. Статистика говорит о том, что миллиард человек каждый день испытывает голод и дефицит питьевой воды, огромное количество людей в мире не умеет читать и писать, не имеет доступа к медицине. Мы же живём очень узко и как будто этого не замечаем, как сказал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Есть только я и мои обстоятельства». Надо себя превзойти, вспомнить, что мы одна семья и нас гораздо больше. Вот для этого и нужно поднимать культуру диалога и правильнее всего, если Церковь покажет пример.  

Какие задачи в этом контексте у лидеров мировых религий? Насколько, по-вашему, духовные отцы способны объединиться ради решения общих проблем? 

Думаю, люди истинно верующие доверяют лидерам своих конфессий и надеются на продуктивный диалог на международном уровне. Но проблема в том, что остальное общество в основной своей массе отдалилось от Бога.

Душа же человека всегда ищет, чем наполнить себя,
и этот свет ей могли бы дать духовные отцы, наделённые особенными силами, влиянием, даром проповедования. Поэтому они должны больше рассказывать о вере,
о Всевышнем. Ведь Бог и есть Любовь

Да и сама вера будто стала неким оправданием тех или иных позиций, а не опорой, основанием, на которой строится жизнь. Душа же человека всегда ищет, чем наполнить себя, и этот свет ей могли бы дать духовные лидеры, наделённые особенными силами, влиянием, даром проповедования. Поэтому они должны больше рассказывать о вере, о Всевышнем. Ведь Бог и есть Любовь. Если в сердце человека живёт любовь, то и мысли его, и поступки обращены к добру.

А что делать нам, каких качеств требует от нас время?

Как бы банально это ни прозвучало, но сейчас главное сохранять здравый смысл, ибо он – ключ к спокойствию и устойчивости. К сожалению, мы часто оказываемся в ситуации, напоминающий опыт со сладкой кашей. Тогда девять из десяти детей специально говорили, что ели солёную кашу, а десятый ребёнок, непосвящённый в сговор, хоть и прекрасно осознавал, что порция была сладкой, под давлением большинства добровольно соглашался с их мнением. Теперь представьте, что по такому принципу живёт наше общество, где на чёрное говорят – это белое и многие соглашаются. Вот поэтому надо развивать в себе и в детях критическое мышление, умение думать. Меньше развлекательного, отупляющего контакта, не дающего ничего, кроме быстрых эмоций. Больше хорошей литературы и фильмов. Все говорили, зачем школьникам Толстой и Достоевский, они же не поймут ничего. Да, в 7-8 классе, действительно, трудно осознать какие-то вещи, но зато можно привыкнуть к языку и широте ума автора. Собственно, из этих же соображений необходимо знакомить детей с театром, музеями, ведь лицезрение красоты влияет на человека физически и обогащает его душу.

Многим прихожанам нравятся ваши проповеди в формате онлайн. Скажите, а какие ещё новые направления работы с паствой предстоит освоить?

В этом вопросе современная церковь находится в ситуации неопределённости. С одной стороны, мы понимаем, что невозможно ментально и технически оставаться в XVIII веке, когда влияние духовенства распространялось на все сферы жизни, а с другой – чрезмерное увлечение диджитализацией и массмедиа подрывает фундаментальные основы, нивелирует ценность живого общения. Моё мнение – можно использовать любые современные средства донесения информации, но подходить к этому осознанно, с уважением к своей миссии и людям. Ну и разговаривать, конечно же, на понятном для современной аудитории языке. К слову, ранняя церковь в Греции постоянно находилась в диалоге с философами, она владела их языком и могла объяснять людям, выросшим в философских, атеистических традициях, почему человеку нужна вера, как она меняет жизнь, наполняя её новым смыслом.
В своё время вы говорили, что в Церковь вас привёл «бунтарский дух», привлекла именно возможность проверить себя в противостоянии обстоятельствам. Может быть, в этом и заключается парадокс нашего времени: бунтарём считается тот, кто остаётся верным себе, своему пути и открыто отстаивает свою позицию?

Французский мыслитель и писатель Альбер Камю говорил, что одно из отличительных свойств человека – это способность менять свои взгляды в течение жизни. Вопрос в том, почему ты меняешь своё мнение или отношение к тому или иному вопросу? Если мои внутренние установки и менялись, то только в результате большой эмоциональной и умственной работы, когда ты много думаешь и молишься об этой ситуации. Понимаете, сегодня так легко попасть под манипуляции извне и даже не заметить этого. Оставаться верным себе трудно. Иногда проще примкнуть к большинству, испугавшись, что если ты выскажешь своё мнение, от тебя осуждающе отвернутся в сообществе. Но отличать зёрна от плевел необходимо, а для этого нужно воспитывать свою совесть и выбирать действительно объективные и верные источники.   

Вы как-то отметили, что часто читаете христианского мыслителя Сёрена Кьеркегора, какое из его наставлений считаете актуальным для нашего времени?

У этого автор есть философский трактат «Страх и трепет», в котором он задаётся вопросом о вере в Бога и её возможности в современных условиях. Это такое несложное для восприятия, небольшое художественное размышление, которое можно прочесть за одну ночь. Там есть, может быть, слишком простая мысль, но в этом и её величие: «В жизни важно не то, что с тобой происходит, а то, что ты делаешь». Просто оставаться человеком в любой ситуации – и этого достаточно.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Владас Рачкаускас