Гигабайты смыслов

9 / 22     RU
Гигабайты смыслов
Олег Семёнов председатель Новосибирского отделения Союза дизайнеров России, профессор кафедры дизайна и художественного образования Института искусств НГПУ, арт-директор дизайн-студии «Bison», президент Международной биеннале знаков и логотипов TaMga

От печатного символа до пиксельной графики и виртуальной реальности. В Новосибирском государственном художественном музее до 23 октября проходит выставка «Что ты видишь?», посвящённая исследованию проблем взаимодействия зрителя с мультимедийными произведениями.

LT: Олег Германович, какие задачи стояли перед вами как перед автором и куратором выставки?

ОЛЕГ СЕМЁНОВ: Мне хотелось показать, как за 30 лет технологии изменили наше отношение к графическим изображениям. Поиски новых форм, начавшиеся с экспериментов со шрифтами и текстами, со временем привели к появлению множества дизайнерских вариаций, часть из которых с появлением цифровых технологий, превратилась во вполне понятный продукт. Как motionposters – медийные поверхности, широко используемые сегодня в качестве наружной рекламы. Выставка являет собой некий срез того, что происходит сейчас в медиаискусстве, на ней представлены работы авторов не только из России, но и из Малайзии, Тайваня, Германии и Швейцарии. Собранная таким точечным способом экспозиция показывает, о чём в этой индустрии сегодня размышляют художники, какие пытаются сформулировать новые задачи и визуальные языки. Я считаю, для Новосибирска, находящегося на некотором отдалении от этих процессов, подобные события важны, поскольку они в хорошем смысле будоражат зрителя, выводят какие-то спорные вопросы в плоскость публичных обсуждений.
«ЖИВЫЕ БУКВЫ», проект студентов Института искусств НГПУ, представленный вместе с работами Денниса Хёльшера (Германия)

Выставка «Что ты видишь?» посвящена медиаискусству – contemporary art эпохи интернета. Оно включает широчайший спектр форматов и технологий, ставших частью нашей жизни: цифровое искусство, компьютерную графику и анимацию, световые шоу, иммерсивные инсталляции, видеоигры. В новых медиа нет жесткой границы между художником и зрителем. Новые искусства интерактивны и эфемерны. В экспозиции представлено более 40 работ в форме анимации, графики и видео, транслируемого с помощью видеопроекторов.
Использованные в данном материале фото экспонатов предоставлены Олегом Семёновым, Евгением Ивановым и Новосибирским государственным художественным музеем.

Вынося в заголовок выставки вопрос «Что ты видишь?», на какие ответы вы рассчитывали?

Задавая типичный для теста Роршаха вопрос, я призываю зрителя поразмышлять над ответами, среди которых вовсе необязательно искать единственно верный, да и нет такого. Как нет и готовых работ – здесь всё череда экспериментов. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди, уже занимающиеся или планирующие связать жизнь с профессиональным дизайном, по-другому взглянули на экспонаты, прислушались к своим внутренним ощущениям, и, возможно, перенесли что-то из увиденного в своё творчество.
Фрагмент работы Жи Ю Лин (Тайвань)

Например, идеи супрематизма, к которым отсылает одна из экспозиций выставки. А вообще, к каким ещё тенденциям тяготеет современное медиа-искусство?

Один из проектов, который мы сделали совместно со студентами, действительно аллюзия на известную выставку Казимира Малевича «0.10», где в числе прочих картин фигурировал и легендарный «Чёрный квадрат». Как когда-то супрематисты задали новое направление в авангардном искусстве, так и современные молодые художники меняют наш мир, привнося в него собственные, не всегда понятные с первого взгляда идеи. При этом в сфере медиаарта нет каких-то устоявшихся глобальных трендов. Во-первых, потому что технологии всё время убегают вперёд, обнуляя то, что ещё вчера было популярно. А во-вторых, сами художники, используя доступные инструменты, с удовольствием погружаются в процесс, занимаясь чистым экспериментом. Со временем эти попытки набирают критическую массу и превращаются в чёткие, жизнеспособные формы.

Не потеснит ли художников в этой нише искусственный интеллект, всё глубже проникающий в искусство?  

Искусственный интеллект – творение рук человеческих и учится он на образцах, созданных человеком. В каждый исторический период всё новое первоначально вызывало отторжение. В начале двадцатого века обывателей пугали первые пароходы, паровозы и автомобили. Потом все кричали, что с появлением телевидения и интернета исчезнут книги и театр. А теперь нейросети, сочиняющие музыку и пишущие картины, наводят на общество тихий ужас. Конечно, мы не понимаем, во что это выльется. Но пока у человека сохраняется возможность выдернуть шнур из розетки, опасаться захвата планеты искусственным разумом не приходится.
Участница выставки Евгения Маркова рассказывает о своей работе

Вы отмечали, что на выставке представлено много групповых работ, сделанных молодыми российскими дизайнерами. Могли бы вы привести примеры, в том числе и сольных проектов, достойных отдельного внимания?

С недавних пор Новосибирск стал точкой на карте, куда регулярно «залетает» «Золотая пчела» – глобальная биеннале графического дизайна, раз в два года проходящая в Москве. На нашей выставке представлены три номинации из этого конкурса: Cinema 4D, видеоартдизайн и генеративная графика. Из авторских проектов я выделил бы проект новосибирской художницы и путешественницы Евгении Марковой, занимающейся графическим дизайном. Побывав в странах Средней Азии, Женя привезла оттуда много замечательных фотографий восточной архитектуры. Когда мы разглядывали мозаичные узоры на стенах величественных храмов, у нас возникло ощущение, что при близком рассмотрении рисунка его составляющие сильно напоминают пиксельную графику. В результате появилась сборная работа, состоящая из видеоряда, демонстрирующего мозаичные шедевры крупным планом, и фотоснимков, где все составляющие образуют единое целое, выступая во всей красе, задуманной творцами.

В октябрьском номере мы рассуждаем о том, как культура может поддержать экономику. Например, транслируя новые образы тех, кто способен вдохновить других на созидательный труд. Как вы считаете, медиаарт, стоящий на стыке искусства и технологий, мог бы стать подходящим для этого инструментом?

Уверен, что да, для этого у нас есть много талантливых людей, которые могли бы справиться с подобными задачами. Но проблема в том, что каждый из них варится в собственном соку, а нужно консолидировать усилия, создавать школу медиаискусства, ведь формирование нужных образов не происходит за один день, это планомерная, тщательная работа с поколениями. Что касается Союза дизайнеров, мы неоднократно выступали с предложением об открытии в Новосибирске Центра развития дизайна, но идею никто из заинтересованных департаментов так и не поддержал. Вопросы культурного суверенитета, как и технологического, требуют другого мышления. Это наконец надо всем осознать!
Рекламная продукция выставки

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев (портрет Олга Семёнова)