От печатного символа до пиксельной графики и виртуальной реальности. В Новосибирском государственном художественном музее до 23 октября проходит выставка «Что ты видишь?», посвящённая исследованию проблем взаимодействия зрителя с мультимедийными произведениями.
LT: Олег Германович, какие задачи стояли перед вами как перед автором и куратором выставки?
ОЛЕГ СЕМЁНОВ: Мне хотелось показать, как за 30 лет технологии изменили наше отношение к графическим изображениям. Поиски новых форм, начавшиеся с экспериментов со шрифтами и текстами, со временем привели к появлению множества дизайнерских вариаций, часть из которых с появлением цифровых технологий, превратилась во вполне понятный продукт. Как motionposters – медийные поверхности, широко используемые сегодня в качестве наружной рекламы. Выставка являет собой некий срез того, что происходит сейчас в медиаискусстве, на ней представлены работы авторов не только из России, но и из Малайзии, Тайваня, Германии и Швейцарии. Собранная таким точечным способом экспозиция показывает, о чём в этой индустрии сегодня размышляют художники, какие пытаются сформулировать новые задачи и визуальные языки. Я считаю, для Новосибирска, находящегося на некотором отдалении от этих процессов, подобные события важны, поскольку они в хорошем смысле будоражат зрителя, выводят какие-то спорные вопросы в плоскость публичных обсуждений.
Вынося в заголовок выставки вопрос «Что ты видишь?», на какие ответы вы рассчитывали?
Задавая типичный для теста Роршаха вопрос, я призываю зрителя поразмышлять над ответами, среди которых вовсе необязательно искать единственно верный, да и нет такого. Как нет и готовых работ – здесь всё череда экспериментов. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди, уже занимающиеся или планирующие связать жизнь с профессиональным дизайном, по-другому взглянули на экспонаты, прислушались к своим внутренним ощущениям, и, возможно, перенесли что-то из увиденного в своё творчество.
Например, идеи супрематизма, к которым отсылает одна из экспозиций выставки. А вообще, к каким ещё тенденциям тяготеет современное медиа-искусство?
Один из проектов, который мы сделали совместно со студентами, действительно аллюзия на известную выставку Казимира Малевича «0.10», где в числе прочих картин фигурировал и легендарный «Чёрный квадрат». Как когда-то супрематисты задали новое направление в авангардном искусстве, так и современные молодые художники меняют наш мир, привнося в него собственные, не всегда понятные с первого взгляда идеи. При этом в сфере медиаарта нет каких-то устоявшихся глобальных трендов. Во-первых, потому что технологии всё время убегают вперёд, обнуляя то, что ещё вчера было популярно. А во-вторых, сами художники, используя доступные инструменты, с удовольствием погружаются в процесс, занимаясь чистым экспериментом. Со временем эти попытки набирают критическую массу и превращаются в чёткие, жизнеспособные формы.
Не потеснит ли художников в этой нише искусственный интеллект, всё глубже проникающий в искусство?
Искусственный интеллект – творение рук человеческих и учится он на образцах, созданных человеком. В каждый исторический период всё новое первоначально вызывало отторжение. В начале двадцатого века обывателей пугали первые пароходы, паровозы и автомобили. Потом все кричали, что с появлением телевидения и интернета исчезнут книги и театр. А теперь нейросети, сочиняющие музыку и пишущие картины, наводят на общество тихий ужас. Конечно, мы не понимаем, во что это выльется. Но пока у человека сохраняется возможность выдернуть шнур из розетки, опасаться захвата планеты искусственным разумом не приходится.
Вы отмечали, что на выставке представлено много групповых работ, сделанных молодыми российскими дизайнерами. Могли бы вы привести примеры, в том числе и сольных проектов, достойных отдельного внимания?
С недавних пор Новосибирск стал точкой на карте, куда регулярно «залетает» «Золотая пчела» – глобальная биеннале графического дизайна, раз в два года проходящая в Москве. На нашей выставке представлены три номинации из этого конкурса: Cinema 4D, видеоартдизайн и генеративная графика. Из авторских проектов я выделил бы проект новосибирской художницы и путешественницы Евгении Марковой, занимающейся графическим дизайном. Побывав в странах Средней Азии, Женя привезла оттуда много замечательных фотографий восточной архитектуры. Когда мы разглядывали мозаичные узоры на стенах величественных храмов, у нас возникло ощущение, что при близком рассмотрении рисунка его составляющие сильно напоминают пиксельную графику. В результате появилась сборная работа, состоящая из видеоряда, демонстрирующего мозаичные шедевры крупным планом, и фотоснимков, где все составляющие образуют единое целое, выступая во всей красе, задуманной творцами.
В октябрьском номере мы рассуждаем о том, как культура может поддержать экономику. Например, транслируя новые образы тех, кто способен вдохновить других на созидательный труд. Как вы считаете, медиаарт, стоящий на стыке искусства и технологий, мог бы стать подходящим для этого инструментом?
Уверен, что да, для этого у нас есть много талантливых людей, которые могли бы справиться с подобными задачами. Но проблема в том, что каждый из них варится в собственном соку, а нужно консолидировать усилия, создавать школу медиаискусства, ведь формирование нужных образов не происходит за один день, это планомерная, тщательная работа с поколениями. Что касается Союза дизайнеров, мы неоднократно выступали с предложением об открытии в Новосибирске Центра развития дизайна, но идею никто из заинтересованных департаментов так и не поддержал. Вопросы культурного суверенитета, как и технологического, требуют другого мышления. Это наконец надо всем осознать!