Искусство гуманизма

9 / 22    RU
Владислав Ефимов фотограф, художник, один из пионеров отечественного видеоарта, преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко

Уникальный проект представил Новосибирский государственный художественный музей. Экспонаты фотовыставки «Вокруг леса» создал российский художник Владислав Ефимов, известный своими интерактивными экспериментами. Достигнув успеха в интеграции технологий в искусство, наш герой решил направить творческие силы в изучение вопросов мироздания, опираясь на концепции натурфилософии. 

Каждый день на косороге я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

Н. Заболоцкий

LT: Владислав, на открытии выставки «Вокруг леса» вы отметили, что экспозиция не имеет прямого отношения к экологии или туризму. Что побудило вас обратиться к лесу как объекту наблюдения? 

ВЛАДИМИР ЕФИМОВ: Последнее время я глубоко увлечён идеями натурфилософии, занимающейся изучением материи и закономерностей явлений в природе, поэтому лес стал подходящим объектом для исследования. Вокруг натурфилософского опыта и строится представленная инсталляция, где зелёная поверхность лесной чащи, её особенности и детали являются предметом разгадывания. Мне хотелось показать, что сама поверхность леса говорит нам о его величии, а отдельные детали определяют течение жизни. Многие из отдельных частей леса остаются незамеченными и размытыми для наблюдателя, а память про лесное приключение стирается – то есть линейное перемещение зрителя вдоль границ леса приводит к неразличимости его деталей, и от прогулки остаётся только зафиксированное камерой движение. Оно превращается в монотонную линию, в вектор скорости прогуливающегося субъекта. Впрочем, несмотря на философский подтекст выставки, каждый человек увидит в ней что-то своё, ориентируясь на собственные ощущения и ассоциации.

Какие-то особенные технические приёмы вы задействовали в этой работе?

На этот раз я обошёлся обычным фотоаппаратом и снял всё с первого раза, без использования каких-то суперсложных объективов и программ обработки. Эффект объёма и глубины изображения достигается при помощи специальных световых конструкций. Лес, как я уже говорил, выступает смыслообразующим элементом, и не случайно выставку предваряет четверостишие из стихотворения «Весна в лесу» Николая Заболоцкого, в творчестве которого прослеживается натурфилософская концепция, а именно – представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Мысль автора о том, что Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, ибо в ней заключён прекрасный мир будущего, созвучна с моими представлениями об универсальном человеке будущего, соединившего в себе науку, душу и замысел Божий.

Вы стояли у истоков видеоарта в России. Скажите, как инновации влияют на развитие художественного мышления?

О том, как технический прогресс изменит жизнь людей, подробно написал польский философ и футуролог Станислав Лем в своём труде «Сумма технологии». Ещё в 60-е писатель предвидел, что развитие мира пойдёт по пути виртуальной реальности и нанотехнологий и человечество столкнётся с рядом проблем морально-этического аспекта. Пока ещё глобальная цифровизация не захватила планету, но современные художники активно осваивают и транслируют эту тему, мечтая о пространствах для исследования, созданных за нас машинами. Отсюда много сорного контента, плохого визуала в современном искусстве. Все хотят быть технологичными, ведь это модно. Но никого не осуждаю, знаю – художник сегодня зависим от многих факторов, поэтому сам стараюсь держаться в стороне от популярных тенденций.

Странно это слышать от того, кто сам задавал тренды в медиаискусстве.

Теперь всё в прошлом. В конце девяностых вместе с художником Аристархом Чернышёвым мы делали уникальные проекты в сфере мультимедийных и интерактивных инсталляций. Как, например, выставку «Сияющие протезы», посвящённая индустрии тела, или видеоинсталляцию «КоМутация», где мы манипулировали телеобразами, используя для этого специальную установку собственной конструкции. Но мы оба имели техническое образование, и научный метод составлял основу нашего творческого эксперимента, в котором также оставалось место и юмору, и креативным решениям.

Эра глобальной цифровизации ещё не захватила планету,
но современные художники активно осваивают и транслируют
эту тему, мечтая о пространствах для исследования,
созданных за нас машинами

В начале двухтысячных наши пути с Аристархом разошлись, но мы остались друзьями. Он продолжает активно и успешно заниматься цифровыми проектами и дополненной реальностью. Ну а я, следуя «Этюдам оптимизма» Ильи Мечникова, пытаюсь разобраться в противоречиях человеческой природы, осмыслить через творчество, как зарождается и угасает жизнь, хотя бы на примере таких объектов, как лес.

В фотошколе Родченко вы ведёте мастерскую проектной фотографии, где делитесь опытом с молодыми художниками. Какую основою мысль вы хотите до них донести?

Кроме меня, свои мастерские также ведут и другие действующие художники со своими взглядами на мир. Это замечательные фотографы-документалисты Игорь Мухин и Валерий Нистратов, художница и режиссёрка Людмила Зинченко, обладательница премий Кандинского Полина Канис и другие. Наша общая задача — объяснить студентам, что современное искусство не сосредотачивается на какой-то определённой форме, а, скорее, исследует пересечение разных технологий, разговаривая с аудиторией на языке концептуализма. Мы занимаемся не текстами, а предметами искусства, которые уже потом обретают художественный, семантический смысл. Сейчас важно понять, что, находясь в сложной экономической ситуации, нам всем нужно искать какие-то выходы, чтобы выжить и показать миру коллективную волю, а для этого необходимо измениться самим. Поэтому искусство всё больше будет становиться коллективным делом, некой общей философией, построенной на идее объединения и мира.

Текст: Анастасия Куприянова