Изобразительное искусство и его потребительная стоимость

9 / 22     RU
Изобразительное искусство и его потребительная стоимость
Александр Воронин доктор экономических наук, коллекционер, почётный член Российской академии художеств (Москва)

Действительно ли в условиях товарного производства предметы изобразительного искусства становятся товаром? Всегда ли они удовлетворяют эстетическую потребность своего владельца или существует и другая мотивация к покупке картины, скульптуры, графики? Разговор об этом мы продолжили с коллекционером Александром Ворониным.

Мир искусства представляет собой чрезвычайно сложное понятие не только в силу множества форм и типов, но также с позиции его исторических и культурных корней. По этой причине дать определение термину искусство – непростая задача. Не претендуя на абсолютную истину, определим искусство как творческую деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. При этом изобразительное искусство (искусство запечатления образов) – специфический вид художественного творчества, конечным результатом которого является создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм – понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.

Изобразительное искусство как результат творческой деятельности человека имеет ряд особенностей, отличающих его от других продуктов человеческого труда. Прежде всего следует отметить, что любое произведение изобразительного искусства изначально создаётся в единственном экземпляре, в силу чего оно уникально. Вторая принципиальная особенность изобразительного искусства состоит в том, что оно, как правило, долговечно, практически не изменяется со временем.

Изобразительное искусство возникло в начале верхнего палеолита около 30 тысяч лет назад и ассоциировано с появлением человека современного типа – Нomo sapiens. Знаковые, схематические и натуралистические живописные и графические образы на стенах пещер, первобытные формы скульптуры – характерные дописьменные формы искусства. Принципиально важным здесь является то, что с момента своего зарождения и в течение достаточно продолжительного времени изобразительное искусство как вид существовало исключительно из-за его эстетической ценности и красоты в классическом понимании этого слова.

На определенном, достаточно высоком, уровне развития производительных сил вследствие, во-первых, общественного разделения труда и, во-вторых, экономического обособления производителей, возникла особая форма общественного хозяйства – товарное производство.

Под товарным производством понимается такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причём каждый специализируется на выработке какого-либо одного продукта, вследствие чего для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке. С этого момента предметы искусства, в том числе и изобразительного, стали товаром – продуктом труда, предназначенным для продажи.

Как товар – продукт, предназначенный для продажи на рынке – изобразительное искусство имеет два свойства: первое – удовлетворять какую-либо потребность людей, второе – обмениваться в определённых пропорциях на другие вещи. Полезность вещи, её свойство удовлетворять ту или иную потребность называется потребительной стоимостью, свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары – меновой стоимостью.

Начнём с потребительной стоимости товара. «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, – порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле», – писал К. Маркс. Отличие потребительной стоимости товара от потребительной стоимости продукта труда состоит в двух моментах: во-первых, потребительная стоимость товара всегда является общественной потребительной стоимостью, то есть производится с целью удовлетворения потребности в ней не самого производителя, а другого лица; во-вторых, потребительная стоимость товара поступает в потребление через рынок, путём купли-продажи и является вещественным носителем меновой стоимости, а стало быть, и стоимости.

Какую человеческую потребность удовлетворяет как товар изобразительное искусство? Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден – как и в древние времена, эстетическую. Картина украшает современную пещеру – квартиру, дом, яхту, возможно, самолёт. Украшает, значит, является красивой, но проблема состоит в том, что представления о красоте субъективны. «То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей», – писал специалист по эстетике, философии и психологии искусства Е. Я. Басин. Более того, по его же мнению «в современном искусстве модернизма и постмодернизма (здесь следует отметить, что модернизм как течение возник в 1910-х годах, то есть более чем сто лет назад – А. В.) красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности […] – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции». Слово «искусство» закавычено Басиным: по его мнению, это псевдоискусство, но тем не менее, пусть это и псевдоискусство, однако в условиях товарного производства оно становится товаром – вещью, произведенной для обмена. Вещью, произведённой для своего потребителя и, в случае продажи, его, потребителя, нашедшей.

Приобретать произведение изобразительного искусства, которое будет находиться на видном месте и при этом
в лучшем случае не вызывать у вас положительных эмоций,
а в худшем – ещё и раздражать, по меньшей мере
странно. Тем не менее, такие покупки
совершаются регулярно. Почему?

Но если произведение изобразительного искусства не выполняет эстетическую функцию, то с какой же целью оно приобретается? Ответ на этот вопрос лежит в области человеческой психологии, которая объясняет внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Согласитесь, что приобретать произведение изобразительного искусства, которое будет находиться на видном месте и при этом в лучшем случае не вызывать у вас положительных эмоций, а в худшем – ещё и раздражать, по меньшей мере странно. Тем не менее, такие покупки совершаются регулярно по следующим причинам: модно, престижно, статусно.

Приобретение товаров или услуг не в силу личных предпочтений, а потому что это считается модным, востребованным и значимым среди людей своего класса или высших слоёв, было описано экономистом и социологом Торстейном Вебленом в его книге «Теория праздного класса» ещё в конце ХIХ века и определено термином «демонстративное потребление». Веблен полагал, что людьми постоянно движет соперничество, они находятся в состоянии перманентного сравнения своего стиля потребления со стилем потребления других, определяя через потребление свое положение в обществе и положение окружающих. Американский экономист Харви Лейбенстайном в статье «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса» (1950) ввёл в научный оборот ещё один термин – эффект присоединения к большинству, который побуждает потребителя покупать то, что покупают все. Он вызван желанием быть «на волне жизни», не отставать от других. Индивид стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им.

Таким образом, потребительная стоимость изобразительного искусства может состоять в удовлетворении как эстетических потребностей человека, так и потребности в демонстрации своего места в обществе. Последнее существует в двух вариантах: подчеркивается своя исключительность, которая, по мнению Веблена, свойственна не только представителям праздного класса, либо, напротив, демонстрируется эффект присоединения к большинству, приверженность стилю, общему с большинством других покупателей. При этом изобразительное искусство удовлетворяет перечисленные выше эстетическую и психологическую потребности человека именно как зрительно воспринимаемый объект, как предмет, находящийся на виду, то есть экспонируемый.

Между тем есть ещё одна человеческая потребность, являющаяся специфической особенностью товарного производства – сохранять и приумножать богатство. Искусство в некоторых видах, включая изобразительное, способно удовлетворить и эту потребность, но для обеспечения сохранности, оно должно находиться и как правило находится в надёжном защищенном месте с соблюдением необходимых требований безопасности (климатического режима и других). 

Подытоживая сказанное, отметим, что мотивация приобретения изобразительного искусства основана на особенностях его потребительной стоимости и состоит в следующем:

  • нравится и поэтому представлено в пространстве;
  • не нравится, но представлено в пространстве, поскольку это модно, престижно, статусно;
  • нравится/не нравится и не представлено в пространстве, так как приобретено с инвестиционной целью.

Итак, мы рассмотрели одну из сторон потребительской стоимости искусства. О другой стороне продолжим разговор в следующий раз.

Текст: Анастасия Михайлова