Кино, которое ждали

9 / 22     RU
Кино, которое ждали
Ирина Белых сооснователь и программный директор Фестиваля актуального научного кино ФАНК, член правления Европейской академии научного кино

«Хорошее научное кино замешано на химии отношений», — говорит эксперт в области научно-популярного кинематографа Ирина Белых. Чем тоньше режиссёр чувствует учёного и глубже понимает суть исследования, тем ярче получается его фильм.

 

LT: Ирина, в этом году Фестивалю актуального научного кино (ФАНК), который вы возглавляете, исполняется семь лет. Расскажите, как всё начиналось и что привело вас в эту сферу?

ИРИНА БЕЛЫХ: Будучи ещё студенткой иняза, я увлеклась авторским кино. Выучившись на переводчика, получила два режиссёрских образования. С 2005 года активно занималась дистрибуцией неигрового авторского кино на телевидении, но вскоре поняла, что съёмки – это не моё, гораздо больше мне нравится создавать условия, в которых зритель может насладиться хорошим фильмом. В 2010 году меня пригласил в качестве программного директора Московский политехнический музей, запускавший тогда проект Фестиваля актуального научного кино 360°. Четыре года подряд наша команда вместе с Политехом проводила это мероприятие. Вопреки опасениям, спрос на научно-популярное кино оказался очень высок среди московской аудитории. Тогда я подумала, что хорошо бы сделать подобный фестиваль в масштабах всей страны. Отделившись от музея, совместно с продюсером Ариной Пушкиной мы придумали формат Всероссийского фестиваля актуального научного кино, где мы не только отбираем лучшие киноработы российских и зарубежных режиссёров к показу, но и выкупаем авторские права, чтобы фильмы программы мог показать у себя любой вуз страны на бесплатной основе. За семь лет фестиваль охватил 300 городов, а его зрителями стали 60 000 человек. На сегодняшний день ФАНК является одним из наиболее масштабных фестивалей научного кино не только по российским, но и по мировым меркам. 

На «Технопроме», куда вас приглашали в качестве эксперта, большое внимание было уделено проблемам индустрии научного кино. Кроме государственной поддержки, что ещё, на ваш взгляд, нужно для развития этой отрасли?

Необходимо развивать междисциплинарную среду, чтобы все заинтересованные стороны имели возможность взаимодействовать, создавать что-то вместе и двигаться вперёд. Так, после нескольких круглых столов с представителями Министерства культуры РФ и Фондом кино нам удалось сформировать делегацию российских продюсеров, впервые принявшую участие во Всемирном конгрессе научных продюсеров (World Congress of Science and Factual Producers), который прошёл онлайн в конце 2021 года. Для нас это было большое событие, поскольку на данном мероприятии происходит не только показ достижений киноиндустрии, но и обмен опытом и формирование трендов.
В этом году у нас также получилось провести лабораторию научного кино на базе Сколтеха. Пригласили в университет 16 молодых режиссёров, предложили им окунуться в научную среду, пообщаться с учёными, и, вдохновившись исследованиями, снять по одному короткометражному фильму. В результате получился альманах «16 способов изменить мир», который демонстрировался на церемонии открытия ФАНК этой осенью.
Уверена, что подобные лаборатории могут появиться и в Новосибирске. Например, у НГУ есть отличный опыт проведения Дней научного кино, самостоятельного подбора героев для фильмов и организации, сопутствующих показу промо-мероприятий. А, главное, за материалом далеко ходить не нужно – рядом Академгородок, где в каждом институте найдутся настоящие герои нашего времени. 

Кстати, про героев. Какие темы или образы транслируют режиссёры через свои фильмы, попавшие в программу ФАНК–2022?

Режиссёры-документалисты особенно чутки к повестке, поэтому на каждом фестивальном сезоне превалирует та или иная актуальная тема. Если в прошлом году много говорили об искусственном интеллекте и будущем, то в этом кинематографистов и учёных волновали вопросы эмоционального интеллекта, мышления, реакции людей на важные технологические изменения в их жизни.

В научном кино важно не скатиться в пересказ
научной статьи, сохранить авторский взгляд и дать эмоцию,
чтобы у зрителя после просмотра было больше вопросов,
чем ответов. Такое кино не учит, оно побуждает учиться

Так, один из фильмов программы исследует тактильность. За время ковида прикосновения стали для людей чем-то пугающим. Автор Аннабет Якобсен анализирует феномен прикосновения с помощью междисциплинарного подхода через историю искусства, неврологию и философию. В фильме Луи Психойоса и Пегги Кэллэхэн вместе с учёными Далай-лама пытается понять, что такое счастье, как найти в себе этот стержень – почувствовать себя счастливым, особенно в трудные времена. В этом смысле примерами стойкости духа, большого гуманизма и целеустремлённости могут служить автобиографические истории, посвящённые выдающейся русской женщине-математику Ольге Ладыженской и итальянскому психологу Роберто Ассаджоли, снятые режиссёрами Екатериной Ерёменко и Фернандо Марагини.

А кто из российских авторов, на ваш взгляд, составляет сегодня авангард нашего научно-популярного кино? 

Российская школа научно-популярного кино всегда отличалась авторским подходом, ярким, узнаваемым стилем, как, скажем, в работах Семëна Райтбурта, Владимира Кобрина, Александра Згуриди. Современное поколение режиссёров-документалистов хоть и избегает игровых элементов в своих работах, всё равно ориентируется на золотой фонд отечественного научного кино, как на образец гармоничного соединения художественного и научного. Может быть, сегодня не так много режиссёров готово заниматься научно-популярным кинематографом, как бы нам этого хотелось, тем не менее, такие авторы есть, и они снимают интересное и важное кино. Например, один из частых участников международных документальных кинофестивалей Юлия Киселёва в этом году представляет на ФАНК фильм «Чип внутри меня», в котором поднимает нейроэтические вопросы, связанные с технологиями управления людьми, избавлением общества от технофобии. Более 40 документальных фильмов снял Дмитрий Завильгельский. ФАНК покажет его новую работу «Андрей Сахаров. По ту сторону окна» об учёном, мыслителе, правозащитнике, основанную на воспоминаниях соратников, личных дневниках и рассекреченных документах. А ещё в жанре научпоп работают Дарья Хренова, Станислав Ставинов, Юлия Быба, словом, есть за кем следить, благо для этого появляется всё больше площадок – ФАНК, «Технопром», региональные кинофестивали и даже кинотеатры. 

В современной стратегии технологического суверенитета России у культуры, в частности, у научного кино, своя миссия. Но выполнима ли она в условиях международной изоляции?

Большая часть фильмов, которые мы привозим на фестиваль, созданы в творческом и научном партнёрстве двух и более стран, и это традиционный подход для индустрии в целом. Если вы действительно хотите снять интересное, объективное кино, отражающее разные точки зрения, в нём должны участвовать международные эксперты из разных стран. Сейчас контакты с европейскими коллегами приостановлены, но это не значит, что с нами не хотят работать, скорее, наоборот, но пока ждут более благоприятного периода. Я же смотрю на ситуацию с оптимизмом: у России, с учётом объявленного десятилетия науки и технологий, впереди предстоит много плодотворной работы. 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев