Культурная карта «Глобуса»

9 / 22     RU
Культурная карта «Глобуса»
Татьяна Людмилина директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус», заслуженный работник культуры России, доцент Института культуры и молодёжной политики Новосибирского государственного педагогического университета

Толстой, Гоголь и «Алиса в стране чудес» – Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» приготовил для своих зрителей несколько премьер. В интервью Leaders Today Татьяна Людмилина рассказала о творческих планах на текущий сезон и поделилась своим взглядом на развитие театра в условиях новой экономики.  

LT: Татьяна Николаевна, вы как-то сказали, что театр – это всегда сегодня. А каким вы видите театр сейчас, и в чём состоит ваша основная задача как руководителя?

ТАТЬЯНА ЛЮДМИЛИНА: Мы вступили в новый исторический период, которому требуется соответствовать. Актуальный репертуар в театрах будет формироваться в том числе и под влиянием зрительской аудитории. Как руководитель я должна слушать и слышать наше время, сохраняя разумную творческую свободу в театре. Ведь художник может творить только тогда, когда он внутренне свободен. Вообще, преобразование неосознанных зрительских интересов в осознанные потребности – одно из ключевых умений современного менеджера.

Сейчас на повестке дня – технологический суверенитет России, и культура могла бы стать одной из опор экономики. Но готовы ли театры, например, откликнуться и показать обществу новых героев – современных учёных, управленцев, производственников?

Профессиональные задачи театра «Глобус» как раз находятся в плоскости морально-этического воспитания зрителя. Приобщая с дошкольного возраста к культуре и общечеловеческим ценностям, мы вырастили уже не одно поколение людей, для которых посещение театра стало неотъемлемой частью повседневной жизни, способом удовлетворения нравственных потребностей. Герои же у каждого времени – свои. Сегодня это образ высокомотивированного молодого человека с чёткими жизненными целями и позицией. Но завтра акценты под влиянием социума могут сместиться, и вполне допускаю, что к базовым установкам добавятся и новые смыслы, призванные вернуть интерес и уважение к представителям технических и гуманитарных профессий.   

Тем временем на сцене неувядающая классика: премьера «Шинели» Гоголя и гастроли театра Вахтангова со спектаклем «Война и мир» по Толстому. Расскажите об особенностях каждого проекта.

Мне посчастливилось увидеть спектакль «Война и мир» прошлой осенью в театре Вахтангова, это было удивительное действо как в плане уважительного отношения автора к материалу, так и в блестящих технических решениях. Мне очень хотелось, чтобы спектакль увидели в Новосибирске, но его гастроли обошлись бы слишком дорого, ведь только одних декораций две фуры! Но вдруг в этом году мне звонит директор театра Кирилл Крок и сообщает, что они выиграли грант на показ спектакля в двух регионах России. Конечно же, мы сделали всё необходимое, чтобы знаменитая труппа приехала в Новосибирск. Для жителей города установлены специальные цены на билеты, ниже столичных в два-три раза, увидеть спектакль можно будет с 3 по 6 ноября включительно.
«Шинель» – спектакль-трансформер, специально разработанный режиссёром Иваном Орловым для региональных гастролей. Проект создан при поддержке Российского фонда культуры. После премьерных показов 14 октября на малой сцене «Глобуса» мы повезём спектакль в районы Новосибирской области, где его смогут увидеть школьники из самых отдалённых посёлков и деревень. 

В преддверии нового театрального сезона из «Глобуса» ушёл главный режиссёр Алексей Крикливый, проработавший в театре 18 лет. Как долго театр может существовать без худрука, без творческого лидера?

С Алексеем Михайловичем мы плечом к плечу проработали много лет. Мне бы не хотелось комментировать его решение об увольнении, могу сказать лишь то, что сегодня многие самодостаточные режиссёры предпочитают уйти в собственные проекты. Без творческого лидера театр, конечно, существовать долго не может. Восемнадцать лет «Глобус» жил и творил в заданном режиссёром направлении. Поэтому сейчас важно сохранить традиции и не допустить каких-то резких изменений в творческой составляющей, которые бы нарушили комфортные условия работы всего коллектива. В настоящий момент место главного режиссёра вакантно.      

Но и творческая жизнь в театре продолжается. Поделитесь планами на предстоящий сезон, каких интересных проектов ждать зрителю?

Сейчас активно идут репетиции нового мюзикла «Алиса в стране чудес» в постановке композитора, продюсера, певца Глеба Матвейчука. Глеб в один из приездов в Новосибирск презентовал проект мюзикла и, посоветовавшись с музыкальным руководителем «Глобуса» Владимиром Сапожниковым, взвесив возможности нашей труппы, мы решили, что справимся с поставленной задачей, и в середине ноября зрители увидят прекрасную музыкальную историю для семейного просмотра.
Приглашённый режиссёр Артём Терёхин поставил в «Глобусе» спектакль «Звёздный час по местному времени» по киносценарию Георгия Николаева, по нему когда-то был снят фильм «Облако-рай». В основе сюжета история о мнимом отъезде главного героя из родного города – одна из вечных, широко обсуждаемых тем.
На днях закончились переговоры с создателями новогоднего представления, в ближайшее время запустим репетиции, чтобы показать новую зимнюю сказку уже 24 декабря.
Помимо этого, у нас запланировано много других проектов. Традиционно мы активно работаем с грантами. Благодаря поддержке грантового конкурса Росмолодёжи летом 2023 года на базе «Глобуса» состоится Фестиваль молодёжного творчества «АРТ-Бум». Менеджеры нашего театра, будучи единственными участниками от Новосибирской области, успешно представили фестиваль на арт-кластере «Таврида» и стали победителями конкурса. Также театр вступил в коллаборацию с АНО «Культура Сибири», получившей поддержку Российского фонда культуры на реализацию арт-проекта, посвящённого 85-летию Геннадия Шпаликова. В октябре в «Глобусе» будет сооружена инсталляция, отражающая жизнь и творчество легендарного поэта и сценариста. Могу заверить, для нашего региона это уникальный как по замыслу, так и по исполнению проект.       
Это только малая часть из наших обширных творческих планов, в которые вписывается и плотный гастрольный график не только в пределах Новосибирской области, но и в других регионах России. Главное для нас было и остаётся сейчас – не обмануть ожиданий зрителя, которого мы всегда очень ждём. 

Текст: Анастасия Куприянова