На одном дыхании

9 / 22     RU
На одном дыхании
Алексей Камынин российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер

Тайный мир музыки проявился на плёнке – студенты Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки стали главными героями документально-музыкального фильма «Невидимое», снятого московским режиссёром Алексеем Камыниным в сотрудничестве с фондом поддержки социально значимых проектов и инициатив «ЁЛКА.Развитие».

LT: Алексей, что чем вас привлекла идея снять фильм о новосибирской консерватории?

АЛЕКСЕЙ КАМЫНИН: Мой любимый фильм – «Амадей» Милоша Формана. Я вообще люблю классическую музыку, поэтому давно мечтал снять именно музыкальное кино. Правда, всегда думал, что оно будет игровым, как и всё, что я снимал. Но когда мне позвонил Кирилл Ивантеев из попечительского совета Новосибирской консерватории и предложил снять документально-музыкальный фильм, приуроченный к 65-летию учреждения, я подумал, что это неслучайное совпадение! В тот момент я плотно занимался работой над сериалом для Netflix и свободного времени практически не предвиделось, но я всё равно полетел в Новосибирск. В консерватории я бродил по коридорам, заглядывал в каждый класс и встретил там столько интересных студентов и педагогов, что стало совершенно очевидно: надо раздвигать время между остальными проектами и снимать кино здесь, в Сибири! Оставалось лишь окончательно определиться с героями и сюжетом.

Что для вас было важно раскрыть в сюжете?

Всех героев объединяет наличие некой главной цели или заветной мечты, ради осуществления которой они каждый день упорно работают над собой. Этим они меня и вдохновляют. В свой первый приезд я составил лонг-лист из 20 героев, встреченных в консерватории и подходящих под мою идею. В дальнейшем уже методом поиска баланса решал, кто будет сниматься. В итоге в фильме параллельно развиваются четыре истории четырех студентов. У каждого – свои надежды и свои страхи: слабовидящая скрипачка мечтает впервые сыграть в оркестре, пианист – выиграть крупный конкурс, вокалист – успешно сдать первый экзамен, а аккордеонист – организовать концерт классической музыки в родном селе.

Как долго вы работали над фильмом?

В течение года примерно раз в месяц мы с операторами Никитой Корневым и Виктором Мироненко приезжали на несколько дней, чтобы оказаться рядом с героями в важные моменты их пути. Не помню, чтобы мы испытывали какие-либо сложности – только счастье от того, что эти прекрасные люди открыли нам свои двери и показали свою кухню. И студенты, и их педагоги оказались искренними перед камерой, поскольку большую часть времени им в кадре нужно было лишь заниматься любимым делом – музыкой. Кроме того, в нашем фильме можно увидеть и фрагмент выступления маэстро Вадима Репина.

В фильме звучит фраза «В XXI веке всё осуществляется через конкурсы». В мире кино эта фраза также актуальна, как и в мире музыки?

Применительно к жанру документального кино, в контексте формата построения истории мне ближе разделение на художественный и телевизионный. Мы выбрали художественный – без говорящих голов и закадрового текста, без экскурсов в историю консерватории и прочих фактов. Только настоящая жизнь и настоящие люди, которые проживают её перед камерой. В итоге фестивальная судьба фильма сложилась более чем удачно – всё лето «Невидимое» показывали и отмечали премиями на российских и международных фестивалях – «Горький Fest» в Нижнем Новгороде, DOKer в Москве, «Одна шестая» в Екатеринбурге, Berlin Art Film Festival.

Какой комплимент для вас как режиссёра стал самым ценным после выхода этого фильма?

Наверное, самое ценное, когда среди зрителей оказывалось много музыкантов – они подходили и признавались, что узнали в героях себя и свои отношения с музыкой. Ещё любому режиссёру всегда приятно, когда зрители говорят, что смотрели фильм на одном дыхании. Именно к этому я и стремился, понимая, что снимаю не остросоциальную или скандальную картину. Но, судя по реакции зрителей на показах, – а я каждый раз смотрел фильм вместе с ними – нам удалось сделать фильм о классической музыке увлекательным.

Не захотелось ли вам в будущем документальному кино уделить больше внимания? Или всё же ваши творческие интересы сегодня сконцентрированы в области художественного кино?

Последние несколько месяцев я снимал с Zebra Hero Films комедийную новеллу, которая должна выйти в следующем году на «Иви». В ближайших планах – работа над сериалом и два полнометражных фильма. Недавно как раз устроил голосование в сторис среди подписчиков: «Что вы мне дальше посоветуете снимать?» Восемьдесят процентов проголосовали за игровое кино, а двадцать – за документальное. Вот и ответ. Но, честно говоря, планирую сделать всё, чтобы не подвести и те двадцать процентов. Так, например, мы с фондом «ЁЛКА.Развитие» уже планируем новый документальный проект. Тема есть, осталось самое важное – найти героев.

Екатерина Ивантеева, представитель фонда социально значимых проектов и инициатив «ЁЛКА.Развитие», генеральный продюсер фильма «Невидимое»:

В 2020 году мы посетили премьеру фильма Алексея Камынина «Хандра» в Новосибирске и нам настолько понравилось это кино, что ещё тогда захотелось предложить этому замечательному режиссёру снять ролик к 65-летнему юбилею консерватории. В процессе переговоров родилась идея создать целый документально-музыкальный фильм о консерватории, тем более что Алексей оказался поклонником классической музыки. Всю работу над фильмом мы доверили мастеру, и он полностью оправдал наши ожидания!
Также фонд организует конкурсы на получение грантов для будущих аспирантов и стипендиальные программы для студентов и педагогов вузов искусств России. Регулярно проводятся и творческие вечера с выступлением студентов Театрального института им. Б.А. Щукина и консерватории им. М.И. Глинки.  Открытие сезона состоялось 28 сентября на площадке клуба «Ночь» в Новосибирске – молодые артисты показали самостоятельные и педагогические отрывки, прочитали стихи, а также исполнили танцевальные номера.

Справка:
Фонд поддержки социально значимых проектов и инициатив «ЁЛКА.Развитие»
* входит в состав попечительских советов Государственной консерватории им. М. И. Глинки (Новосибирск) и Театрального института им. Б. А. Щукина (Москва);
* поддерживает студентов из других московских вузов: Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, ГИТИСа, Высшей школы экономики;
* организует совместные проекты с фондом «Кобзон».

 

Текст: Анастасия Михайлова