Тайный мир музыки проявился на плёнке – студенты Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки стали главными героями документально-музыкального фильма «Невидимое», снятого московским режиссёром Алексеем Камыниным в сотрудничестве с фондом поддержки социально значимых проектов и инициатив «ЁЛКА.Развитие».
LT: Алексей, что чем вас привлекла идея снять фильм о новосибирской консерватории?
АЛЕКСЕЙ КАМЫНИН: Мой любимый фильм – «Амадей» Милоша Формана. Я вообще люблю классическую музыку, поэтому давно мечтал снять именно музыкальное кино. Правда, всегда думал, что оно будет игровым, как и всё, что я снимал. Но когда мне позвонил Кирилл Ивантеев из попечительского совета Новосибирской консерватории и предложил снять документально-музыкальный фильм, приуроченный к 65-летию учреждения, я подумал, что это неслучайное совпадение! В тот момент я плотно занимался работой над сериалом для Netflix и свободного времени практически не предвиделось, но я всё равно полетел в Новосибирск. В консерватории я бродил по коридорам, заглядывал в каждый класс и встретил там столько интересных студентов и педагогов, что стало совершенно очевидно: надо раздвигать время между остальными проектами и снимать кино здесь, в Сибири! Оставалось лишь окончательно определиться с героями и сюжетом.
Что для вас было важно раскрыть в сюжете?
Всех героев объединяет наличие некой главной цели или заветной мечты, ради осуществления которой они каждый день упорно работают над собой. Этим они меня и вдохновляют. В свой первый приезд я составил лонг-лист из 20 героев, встреченных в консерватории и подходящих под мою идею. В дальнейшем уже методом поиска баланса решал, кто будет сниматься. В итоге в фильме параллельно развиваются четыре истории четырех студентов. У каждого – свои надежды и свои страхи: слабовидящая скрипачка мечтает впервые сыграть в оркестре, пианист – выиграть крупный конкурс, вокалист – успешно сдать первый экзамен, а аккордеонист – организовать концерт классической музыки в родном селе.
Как долго вы работали над фильмом?
В течение года примерно раз в месяц мы с операторами Никитой Корневым и Виктором Мироненко приезжали на несколько дней, чтобы оказаться рядом с героями в важные моменты их пути. Не помню, чтобы мы испытывали какие-либо сложности – только счастье от того, что эти прекрасные люди открыли нам свои двери и показали свою кухню. И студенты, и их педагоги оказались искренними перед камерой, поскольку большую часть времени им в кадре нужно было лишь заниматься любимым делом – музыкой. Кроме того, в нашем фильме можно увидеть и фрагмент выступления маэстро Вадима Репина.
В фильме звучит фраза «В XXI веке всё осуществляется через конкурсы». В мире кино эта фраза также актуальна, как и в мире музыки?
Применительно к жанру документального кино, в контексте формата построения истории мне ближе разделение на художественный и телевизионный. Мы выбрали художественный – без говорящих голов и закадрового текста, без экскурсов в историю консерватории и прочих фактов. Только настоящая жизнь и настоящие люди, которые проживают её перед камерой. В итоге фестивальная судьба фильма сложилась более чем удачно – всё лето «Невидимое» показывали и отмечали премиями на российских и международных фестивалях – «Горький Fest» в Нижнем Новгороде, DOKer в Москве, «Одна шестая» в Екатеринбурге, Berlin Art Film Festival.
Какой комплимент для вас как режиссёра стал самым ценным после выхода этого фильма?
Наверное, самое ценное, когда среди зрителей оказывалось много музыкантов – они подходили и признавались, что узнали в героях себя и свои отношения с музыкой. Ещё любому режиссёру всегда приятно, когда зрители говорят, что смотрели фильм на одном дыхании. Именно к этому я и стремился, понимая, что снимаю не остросоциальную или скандальную картину. Но, судя по реакции зрителей на показах, – а я каждый раз смотрел фильм вместе с ними – нам удалось сделать фильм о классической музыке увлекательным.
Не захотелось ли вам в будущем документальному кино уделить больше внимания? Или всё же ваши творческие интересы сегодня сконцентрированы в области художественного кино?
Последние несколько месяцев я снимал с Zebra Hero Films комедийную новеллу, которая должна выйти в следующем году на «Иви». В ближайших планах – работа над сериалом и два полнометражных фильма. Недавно как раз устроил голосование в сторис среди подписчиков: «Что вы мне дальше посоветуете снимать?» Восемьдесят процентов проголосовали за игровое кино, а двадцать – за документальное. Вот и ответ. Но, честно говоря, планирую сделать всё, чтобы не подвести и те двадцать процентов. Так, например, мы с фондом «ЁЛКА.Развитие» уже планируем новый документальный проект. Тема есть, осталось самое важное – найти героев.